Консультация для воспитателей "Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка"
консультация на тему

Данная консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ней содержится информация о роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы ребенка».

 По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Это связывают с тем, что в этом возрасте происходит бурное нарастание силы подвижности процессов, формируется высшая нервная деятельность. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражимость, плаксивость, утомляемость.

В процессе развития происходит изменение в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает способность ребенка контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.

Л.С.Выготский писал о феномене “засушенное сердце” – отсутствие чувств, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием. Эта проблема не потеряла актуальность и в наше время.  

Причины, тормозящие развитие сферы ребенка, можно разделить на два вида: социальные и физиологические.

К социальным причинам относится:

- Технологизация. Замыкаясь на гаджетах, дети стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками, а ведь именно через общение формируется эмоциональная сфера ребенка;

- Запреты взрослых людей. Запрет на слезы, особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии и др. – подчас взрослые ничем не мотивируют свои запреты. Для многих детей таких запретов, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но не должен преследовать исключительно интересы родителей.

Физиологические причины.

У детей с нарушениями психофизического развития (ЗПР), а также у детей с нарушением речи часто наблюдается незрелость развития эмоциональной сферы. Эти причины базируются на физиологических факторах: наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД), минимальной мозговой недостаточности (ММН), полученные в результате родовой травмы (быстрые или замедленные роды, кесарево сечение, любые отклонения от нормальных родов, асфиксия и т.д.). Нервная система у таких детей незрелая, хотя интеллект, может быть, не затронут.

У детей с диагнозом дизартрия и стертая дизартрия наблюдаются помимо дефектов звукопроизношения голоса нарушение артикуляционной моторики и мимических мышц из-за   повышенного или пониженного мышечного тонуса, а также нарушений иннервации мышц языка, губ, лицевой и шейной мускулатуры.    

Эмоции у таких детей примитивны, слабо развиты, недостаточно с помощью дифференцированы, маловыразительны, однообразны.

Театрализованная деятельность – важное средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания   необходимо преподносить в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.  Важен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

В играх-драматизациях ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонации, мимики, пантомимики), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Таким образом, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.