выступление на конференции. Тема"Образовательная область музыка в соответствии с ФГТ"
консультация на тему

Скоробогатова Ирина Олеговна

ВЫступление для круглого стола в сентябре 2012 года.Раскрывает содержание образовательной деятельности "Музыка" в свете новых трбований .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_obrazovatelnoy_oblastifgt.docx21.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Центральные принципы Федеральных государственных требований:

- соответствовать принципу развивающего образования;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей.

Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребёнка. Мы вводим маленького человека в этот мир, воспитываем у него на основе музыки добрые и высокие чувства.

Музыка - становится для детей доступным средством выражения настроений, мыслей, чувств. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении.

.При разработке образовательной области «Музыка» учитывается, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

Основные цели и задачи реализации образовательной области «Музыка».

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития музыкально-художественной деятельности;

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- приобщения к музыкальному искусству;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

Музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация») ;

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа) ;

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физическая культура под музыку, изобразительная деятельность под музыку) ;

- как средство организации образовательного процесса.

В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка».

Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Социализация» - «Музыка».

Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка».

Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка».

Обогащение элементарных музыковедческих представлений.

Основными видами музыкально-художественной деятельности являются: восприятие музыки (слушание, исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.

Раздел «Слушание. Восприятие музыки»

Задачи данного раздела:

• ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

• развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

• развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

• формирование музыкального вкуса;

• развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Исполнение»

Задачи раздела:

• формирование у детей певческих умений и навыков;

• развитие музыкального слуха,

• развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

В содержание раздела «Исполнение» входит раздел «Музыкально-ритмические движения», который включает в себя следующие задачи:

• развитие музыкального восприятия;

• обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения;

• обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

• развитие художественно-творческих способностей.

В раздел «Исполнение» входит и «Игра на детских музыкальных инструментах». Задачи данного раздела:

• совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

• знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

• развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

Раздел «Творчество»

Задачи данного раздела:

• развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;

• способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи,

• к поискам форм для воплощения своего замысла;

• развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.

При реализации образовательной области «Музыка» используются следующие формы работы с детьми:

Задачи и содержание работы Формы работы Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Раздел «Слушание»

Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки

Музыкально-дидактические игры

Интегративная детская деятельность Подгрупповая

Индивидуальная

Раздел «Исполнение»

Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

Музыкальные упражнения

Попевки, распевки

Двигательные, пластические, танцевальные этюды Групповая

Подгрупповая, индивидуальная

Раздел «Творчество»

Творческие задания

Концерты-импровизации Групповая

Подгрупповая, индивидуальная

В ходе режимных моментов

Слушание.

 Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов

Исполнение Музыкальные подвижные игры

Интегративная детская деятельность

Концерты-импровизации

(на прогулке)

Самостоятельная деятельность детей

Музыкально-художественная деятельность Создание соответствующей предметно-развивающей среды Подгрупповая

Индивидуальная

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка» связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

 Музыкальный руководитель должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальной непосредственно образовательной деятельности, на непосредственно образовательной деятельности, так и на развлечениях и праздниках. На периодах непосредственно образовательной деятельности мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д.

- в разделе «Музыкально-ритмические движения» – можно показывать как исполняют танец профессиональные танцоры (вальс, польку, как танцуют дети - ровесники.

.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах в соответствии с программным содержанием образовательной области "Музыка".

1. Теоретическая часть:цели и задачи.2. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе.3. Оформление музыкальных уголков в младших группах.4. Оформление музыкальных уголков в средних группах....

Выступление на педсовете Тема: «Образовательная область в режимных моментах»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой ...

«Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителей образовательных учреждений Пушкинского муниципального района

laquo;Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителейобразовательных учреждений Пушкинского муниципального района    Одной из приоритетных задач общества и ...