«Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
статья на тему

Кучер Зоя Анатольевна

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" 

Платон

  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.  Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.    Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_muz.rit_.docx19.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема выступления:     «Музыкально-ритмическая  и танцевальная деятельность – как средство развития творческих способностей детей  дошкольного возраста»

                 

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" 

Платон

 

   В наше  социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

     В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и  как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

  Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

  Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.  Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.

     Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.

   Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

     Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

     Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?

  Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

     Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

  Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.

Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.

  Вторая линия – овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.

  Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.

  Четвертая линия – ориентировка в пространстве.

  Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.

Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.

       Педагог ставит перед собой цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполняемого под музыку танцевально.

Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

  Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание педагогов.

Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

     Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в движениях свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми.

     Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но и языком движений. По движениям, их  характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим. Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое значение.

     Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь  предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.

 На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать  музыка. Это  связано  с  ее  природой:  высокой эмоциональностью «повествования», абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ.

     Специфика  танца  в  том, что  художественные  образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

 Исходя из  сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества  в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

      Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его.

Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

      Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».

Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов.

При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

      Б.В.Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений.

Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

      Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов.

      Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание новых (т.е. не известных детям по обучению)музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или  менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные  ребенком  особенности  «рисунка»  перемещения  по игровой  (сценической)  площадке,  определяемые  характером исполняемого  персонажа,  ходом  сюжета  и  соотнесенные  с действиями партнера.

      Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это  очень  яркая  и  выразительная  форма  детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей  (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

      Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

      Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений.

Исходя из вышеперечисленного, автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям.

      В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому творчеству, которое содействует успешному развитию творческих  способностей  и  достижению  результатов  в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо изменять формы, методы, способы и приемы.

      Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.

    На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных проявлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.

    Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям  своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

    Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста».

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у н...

Проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста"

Музыкальные движения –это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности....

педагогический проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей разного возраста».

работа музыкального руководителя и педагогов  над  развитием творческих способностей детей разного возраста....

«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

из  опыта  работы  музыкального  руководителя  Моряковой Е.А Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Именно музыка...

проект "Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста «МЫ ЛЮБИМ ТАНЦЕВАТЬ!»

Каждый ребенок – маленький лучик, Вместе собравшись, - журчащий родник. Что понесут они речкою жизни? Ты призадумайся только на миг. Обоснование актуальности проекта Обращенность современной системы о...

Проект «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста»...