Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) по теме

Круглова Светлана Павловна

Консультация для родителей  "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей раннего возраста", причины их возникновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка - Детский сад № 7 «Русалочка»

«Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей раннего возраста»

Воспитатель:

 Круглова Светлана Павловна

 

    Ранний возраст детей – это период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психологическое и физическое развитие ребенка совершает новый качественный скачек.

    Движения сопутствуют всей жизни человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию.

    В настоящее время проблема отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность,   увеличилось число детей с нарушением осанки и с плоскостопия. Важно как можно раньше начинать заниматься с ребенком, чтобы в школе не возникали проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышах спины и мышцах ног.

    Основной причиной заболевания в наши дни является рождение ослабленных и плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы  перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинистые свойства. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Поэтому с раннего возраста необходимо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно.

    С первого шага хождение стимулирует кровообращение, активизирует дыхание, заставляет работать мышцы нижних конечностей. Начавший ходить малыш быстро взрослеет. Ходьба заставляет его глубоко дышать.

    Для профилактики плоскостопия в нашей  группе используем  изготовленное своими руками нестандартное оборудование для  занятий и для свободной деятельности – это дорожки со следами разной структуры: пуговицы большие и маленькие, паралон,  пластмассовые пробки и палочки, деревянные бусины; мешочки с разными наполнителями: горох, пшено, соль, фасоль, греча; ящик с галькой; длинную косичку – а самое главное все упражнения выполняются в носочках.

   Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, почек, печени.  Если для формирования правильной осанки необходимы физические упражнения, укрепляющие мышцы спины и связки. Они используются при всех нарушениях осанки и вызывают улучшения кровообращения, дыхания.

   Правильная осанка не возникает сама по себе. Ее нужно формировать, как и все двигательные навыки, с самого раннего детства. Она формируется во время роста организма ребенка в тесной связи с развитием его двигательных функций и зависит от согласованности работы мышц, от умения регулировать степень мышечных усилий, которые обеспечивают правильное положение головы, позвоночника, плеч и т.д.

  Основной профилактикой в данном возрасте  является общее укрепление опорно – двигательного аппарата. Для этого по всей группе развешаны различные игрушки, которые дети стараются достать по несколько раз в день – это карусель, воздушный шар, звучащие птицы, колокольчики, ладошки, пять точек.

   Приобретение правильной осанки – это длительный процесс и начинать его необходимо как можно раньше. Ранний возраст самый благоприятный, т. к. именно в этом возрасте ребенок учится ползать. ходить, брать предметы и действовать с ними. Лучше всего чаще играть в игры на развитие осанки. Такими являются все игры с мячом, например: «Пусти ракету на луну», «Закати мяч в ворота», «Кто выше», «Попади в корзину». А так же игры с перешагиванием через препятствия: «Перешагни через веревочку», «Маленькие ножки шагают по дорожке».

        

ПРИЧИНАМИ  НАРУШЕНИЯ  ОСАНКИ  ЯВЛЯЮТСЯ:

 а) быстрый рост организма.

б) дети мало двигаются  (слабость мышц ).

в) мало уделяется внимания  тому, как дети сидят, ходят, спят.

г) не выполняют утреннюю гимнастику.

д) не уделяется должного внимания кровати, на которой спит ребенок, она не должна быть мягкой, или прогибаться.

е) детей нельзя сажать до 6 месяцев, особенно страдающих рахитом и до 9 месяцев ставить на ножки.

ж) дети подолгу сидят на корточках, переносят тяжести еще хуже в одной и той же руке.

з) мебель не соответствует возрасту ребенка и пропорциям тела.

и) дети подолгу стоят на одной ноге.

к) одежда и обувь не должна быть тесной, мешать прямому положению тела.

л) отсутствуют навыки правильной осанки.

БОЛЬШОЕ  ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ОСАНКИ  РЕБЕНКА  ОКАЗЫВАЕТ  СОСТОЯНИЕ  СТОП.

ПРИЧИНАМИ  ПЛОСКОСТОПИЯ  ЯВЛЯЮТСЯ:

а) рахит, общая слабость, излишняя тучность.

б) понижение физического развития.

в) дети начинают много и долго стоять с 10 месяцев.

г) обувь не соответствует стандарту, ( мягкая и без каблуков).

д) дети мало ходит босиком по рыхлой земле и неровной поверхности.

е) родители не проводят дома профилактической гимнастики и обливание ног прохладной водой  перед сном, в сочетании с массажем.

ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ У РЕБЕНКА НАБЛЮДАЕТСЯ НЕПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ.

    В раннем возрасте у детей дыхание  частое, рперывистое, не систематичное, недостаточно глубокое. Поэтому для полного, глубокого выдоха использую игры с водой «Подуй на кораблик», «Шарик к берегу»,  так же подвешенные на ниточкахлегкие предметы «Лети, лети перышко», «Подуем на облака». Использую приемы произношения звуков и слов на выдохе: шш-ш, ку-ка-реку , уу-х, ау.

   Для того, чтобы  детям  было интереснее выполнять дыхательные упражнения  даю им образные названия: «Солнышко», «Хомячок надувает щечки», «Играем на дудочке», «Петушок» и др.

   Результат всегда бывает эффективным, если с ребенком заниматься систематически. Поэтому в домашних условиях можно: походить босиком по неровной поверхности (ковер, массажный коврик). Летом по траве, песку, гальке. Хождение босиком – это один из древних приемов закаливания, тренирует мышцы стопы, предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком надо по комнате. В первый раз достаточно минуты. Затем каждые 5 – 7 дней прибавлять по минуте.

   Общеизвестно: перед тем, как лечь спать, ребенок должен вымыть ноги – это правила гигиены, а так же закаливание и профилактика плоскостопия.

   Формирование правильной осанки способствуют такие упражнения, как подлезание под скамейку, веревку, обруч. А так же игры с мячом  и плескание в ванне или реке.

   Следует помнить, что дети именно этого возраста с удовольствием выполняют все упражнения и задания, воспринимая их как хорошую и интересную игру.

    Не следует заниматься с ребенком, если он болен, плачет, не желает, что-то выполнять.