Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Михайлюк Ирина Вениаминовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».

 

Индивидуальная программа саморазвития

 

Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015.

 

Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

 

 

 

 

 

 

Городской округ город Выкса 2015 год.

 

I.                  Представление:

Фамилия

Михайлюк

Имя

Ирина

Отчество

Вениаминовна

Дата рождения

19.10.1976 года

Должность

Воспитатель

Образование

Средне-специальное

Педагогический стаж работы

12 лет

Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

Курсовая подготовка

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Наличие Интернет-сайта (ссылка)

1. (<ahref = "http://nsportal.ru/mikhaylyuk-irina-veniaminovna»>)своя страница на сайте http: //nsportal.ru/;2.http://www.maam.ru/users/irimikhajjljuk.

 

III.    Содержание:

1 Введение.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер)

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие лично­сти и ее активности. С. Л. Ру­бинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его вос­питания.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

 

 

 

 

 

2.Пояснительная записка

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.  Мною в настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

 

 

 

 

 

    
  image
 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Актуальность

Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того,изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, в своей работе я определяю в качестве одного из приоритетных направлений - развитие познавательных способностей дошкольников. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология и моделирования позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Основные направления реализации программы:

Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет.

Структура программы

 

              
  image
   image
 
 
  image
   image
 
 
  

Взаимодействие с детьми

 
  image
 
 image
 
 image

 

 

 

Организационный блок

 

Практический блок

 

 

 

 

Познавательно – информационные формы взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный блок

Цель: Создание предметно – развивающей среды и условий для реализации программы.

1.     Изучение методической литературы. (см. Программно – методическое обеспечение)

2.Разработка РОД и проектов с использованием ТРИЗ технологий. (см. приложение №1)

3.Создание картотек. (см. приложение №2)

4.Разработка проектов «Путешествие по Вселенной» «Вторая жизнь мусора». «Развитие творческого воображения и мышления  дошкольников методом ТРИЗ»  (см. приложение №3)

5.Картотека игр по теме. (см. приложение №2)

6. Консультации (см. приложение №4)

 

Практический блок

Цель: Решение конкретных задач по формированию патриотических чувств у дошкольников к малой Родине. Привлечение родителей к активному участию  в совместной деятельности с детьми. Обмен практическим опытом с коллегами. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

6.Предполагаемый результат

 

ü Уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

ü Увеличивается словарный запас.

ü Уметь устанавливать причинно-следственные связей.

ü Умение делать выводы.

ü Умение рассуждать.

ü Построение гипотез.

ü Применение идей на практике.

 

 

Перспективное планирование на 2014 - 2015 учебный год.

 

Практический блок

 

Познавательно-информационные формы взаимодействия

Мероприятия. Культурно – досуговые формы взаимодействия

Наглядные формы взаимодействия

Взаимодействие с детьми

РОД  по познавательному развитию с использованием ИКТ и технологий ТРИЗ  с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ  с детьми 6-7 лет «Таинственное превращение».

Род  по ФЭМП  с использованием технологий ТРИЗ  детьми 6-7 лет « Путешествие на ост ров Знаний».

Род по познавательному развитию  с использованием технологий ТРИЗ  детьми 6-7 лет «Моделирование маленькими человечками»

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Мы –исследователи».

РОД по экологии и речевому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Что мы знаем о воде».

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Золотая осень».э

РОД по познавательному развитию с использованием  элементов ТРИЗ с детьми 6-7 лет на тему « В сказочном царстве в противоречивом государстве».

Проект  с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Проект с детьми 6-7 лет «Вторая жизнь мусора».

Проект  «Чтим и помним»

Проект с детьми 6-7 лет « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

День открытых дверей  на тему «Путешествие по Вселенной « с использованием технологий ТРИЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление пособия «Волшебная дорожка»

«Дидактический мяч»

«Гусеница».

«Блоки Дьенеша»

«Заполни пустые клетки»

«Сравни и сосчитай»

«Танграм»

«Волшебный круг»

 

Взаимодействие с родителями

Консультация на родительском собрании«ТРИЗ в детском саду и дома».«Детская лаборатория и занимательные опыты».

Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»

Папки – передвижки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория»

 

Взаимодействие со специалистами

Со специалистом по ИЗО

«Кляксография и приёмы нетрадиционного рисования» .

«Метод Волшебного рисунка».

«Метод пальцевой живописи»

«Метод ниткографии».

«Рисование на мокрой бумаге»

«Коллаж»

 

 

Взаимодействие с коллективом

Консультация для педагогов: «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой».«ТРИЗ - учить думать больших и маленьких»

 

Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»

Взаимодействие с социумом

 

Экскурсия в городской парк.

 Экскурсия в детскую библиотеку.

Акция «Народная ёлка».

Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

 

 

7.Оценка эффективности программы

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображении

8. Программно – методическое обеспечение

1.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.    М.,1991.

2.       Владимирова Т. В.  Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я.  – Ульяновск, 2001. –  108 с.

3.       «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000

4.       Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

5.       Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.

6.       Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.

7.       Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

8.       Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

 

9.       Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

10.  Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

11.  Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

12.  Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;

13.  Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с

18.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с. 

19. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 


20. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г. 

21. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 

22. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77. 

23. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».

Индивидуальная программа саморазвития

Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015.

Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Городской округ город Выкса 2015 год.

  1. Представление:

Фамилия

Михайлюк

Имя

Ирина

Отчество

Вениаминовна

Дата рождения

19.10.1976 года

Должность

Воспитатель

Образование

Средне-специальное

Педагогический стаж работы

12 лет

Квалификационная категория

Соответствие занимаемой должности

Курсовая подготовка

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО»

Наличие Интернет-сайта (ссылка)

1. ()своя страница на сайте http: //nsportal.ru/;2.http://www.maam.ru/users/irimikhajjljuk.

III.        Содержание:

1 Введение.

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта»

(Г. С. Альтшуллер)

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, которая направлена на развитие у ребенка умения нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

2.Пояснительная записка

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.  Мною в настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях.

4.Актуальность

Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того,изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, в своей работе я определяю в качестве одного из приоритетных направлений - развитие познавательных способностей дошкольников. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология и моделирования позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!»

5.Основные направления реализации программы:

Программа рассчитана для работы с детьми 5-7 лет.

Организационный блок

Цель: Создание предметно – развивающей среды и условий для реализации программы.

  1. Изучение методической литературы. (см. Программно – методическое обеспечение)

2.Разработка РОД и проектов с использованием ТРИЗ технологий. (см. приложение №1)

3.Создание картотек. (см. приложение №2)

4.Разработка проектов «Путешествие по Вселенной» «Вторая жизнь мусора». «Развитие творческого воображения и мышления  дошкольников методом ТРИЗ»  (см. приложение №3)

5.Картотека игр по теме. (см. приложение №2)

6. Консультации (см. приложение №4)

Практический блок

Цель: Решение конкретных задач по формированию патриотических чувств у дошкольников к малой Родине. Привлечение родителей к активному участию  в совместной деятельности с детьми. Обмен практическим опытом с коллегами. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

6.Предполагаемый результат

  • Уметь понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • Увеличивается словарный запас.
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связей.
  • Умение делать выводы.
  • Умение рассуждать.
  • Построение гипотез.
  • Применение идей на практике.

Перспективное планирование на 2014 - 2015 учебный год.

Практический блок

Познавательно-информационные формы взаимодействия

Мероприятия. Культурно – досуговые формы взаимодействия

Наглядные формы взаимодействия

Взаимодействие с детьми

РОД  по познавательному развитию с использованием ИКТ и технологий ТРИЗ  с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Род по познавательному развитию с использованием технологий ТРИЗ  с детьми 6-7 лет «Таинственное превращение».

Род  по ФЭМП  с использованием технологий ТРИЗ  детьми 6-7 лет « Путешествие на ост ров Знаний».

Род по познавательному развитию  с использованием технологий ТРИЗ  детьми 6-7 лет «Моделирование маленькими человечками»

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Мы –исследователи».

РОД по экологии и речевому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Что мы знаем о воде».

Род по экологическому развитию с использованием технологий ТРИЗ  «Золотая осень».э

РОД по познавательному развитию с использованием  элементов ТРИЗ с детьми 6-7 лет на тему « В сказочном царстве в противоречивом государстве».

Проект  с детьми 6-7 лет «Путешествие по Вселенной».

Проект с детьми 6-7 лет «Вторая жизнь мусора».

Проект  «Чтим и помним»

Проект с детьми 6-7 лет « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

День открытых дверей  на тему «Путешествие по Вселенной « с использованием технологий ТРИЗ.

Изготовление пособия «Волшебная дорожка»

«Дидактический мяч»

«Гусеница».

«Блоки Дьенеша»

«Заполни пустые клетки»

«Сравни и сосчитай»

«Танграм»

«Волшебный круг»

Взаимодействие с родителями

Консультация на родительском собрании«ТРИЗ в детском саду и дома».«Детская лаборатория и занимательные опыты».

Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»

Папки – передвижки: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», «Экспериментальная лаборатория»

Взаимодействие со специалистами

Со специалистом по ИЗО

«Кляксография и приёмы нетрадиционного рисования» .

«Метод Волшебного рисунка».

«Метод пальцевой живописи»

«Метод ниткографии».

«Рисование на мокрой бумаге»

«Коллаж»

Взаимодействие с коллективом

Консультация для педагогов: «Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства дошкольников со сказкой».«ТРИЗ - учить думать больших и маленьких»

Презентация: «ТРИЗ игры и методические пособия»

Взаимодействие с социумом

Экскурсия в городской парк.

 Экскурсия в детскую библиотеку.

Акция «Народная ёлка».

Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню.

7.Оценка эффективности программы

Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображении

8. Программно – методическое обеспечение

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.    М.,1991.
  2. Владимирова Т. В.  Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я.  – Ульяновск, 2001. –  108 с.
  3. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000
  4. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.
  6. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
  7. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
  8. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  3. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  4. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
  5. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с

18.Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с. 

19. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с. 


20. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г. 

21. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с. 

22. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77. 

23. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Итоговая  проектная работа по развитию мышления и  речи детей через ТРИЗ - РТВ технологию. ...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...

Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"

laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...

Развитие творческого мышления и речи дошкольников через ТРИЗ-технологию

Консультация предназначена для воспитателей детского сада по использованию ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками...

«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ - РТВ -технологию»

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в...