Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.
методическая разработка ( группа) на тему

Методическая разработка отражает виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников, а также опыт работы по организации праздников и развлечений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  индивидуальных  интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.

Организация свободного времени главным образом определяется духовным и экономическим уровнями развития общества и семьи. Чем выше культура человека,чем выше его благосостояние,тем больше у него возможностей уделять внимание отдыху, самообразованию и творческой деятельности.

        В основу нашей работы положен  постулат о том, что досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.

        Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая  деятельность детей -  это специфическая, практически основная сфера жизни детского сада, семьи, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности.

        В культурно-досуговой деятельности детей можно выделить несколько психолого-педагогических  принципов. Первый принцип позволяет расширить кругозор ребенка, повысить его досуговую культуру и способствует проявлению творческой активности. Следующим важным принципом является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Активная художественно-творческая совместная деятельность может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умения  договориться о содержании деятельности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.д.  А по завершению совместной деятельности дети радуются результатам. Культурно-досуговая деятельность напрямую связана с нравственным и эстетическим воспитанием детей. Поэтому одним из основных принципов организации культурного досуга дошкольников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности. Каждое из них решает свои задачи и имеет собственные средства и методы для их реализации. Таким образом, все выше перечисленные принципы, определяющие отдельные стороны процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразования ребенка и его творческой деятельности.

Виды и формы  культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников.

    Виды культурно-досуговой деятельности разнообразны и их  можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Хочу рассказать о каждом виде культурно-досуговой деятельности отдельно,

Отдых – состояние покоя, либо такого рода досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные силы человека. Поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом.  Отдых можно подразделить на два вида: пассивный и активный. В активный отдых мы включаем занятия гимнастикой, работу на участке,

подвижные игры. Детям всех групп очень нравятся комплексы упражнений по программе А.Бурениной «Ритмическая мозайка». Они легко и быстро превращаются в белочек, чебурашек, путешественников…. И таким образом самовыражаются под музыку.

Эмоционально и живо проходят обрядовые подвижные игры. Дети любят наряжаться в костюмы медведя, козы, петуха…С удовольствием заучивают стихотворный текст к играм. В зависимости от времени и ситуации игры проводим на спортивной площадке, в группе  или в музыкальном зале.

   Существует и пассивный вид отдыха, когда мы с детьми слушаем спокойную музыку, ведем непринужденную беседу на тему, которая волнует ребенка. Детям нравятся психологические сеансы расслабления. Мы их проводим после активных, динамичных занятий. Однажды во время такого сеанса расслабления дети лежали на ковре с закрытыми глазами, звучал шум морского прибоя и я рассказывала о красивом белом корабле, который плыл по морю. Но вдруг капитан корабля увидел детей, которые загорали на берегу, и решил прокатить их. Дети с радостью поднялись по мостику на корабль и он медленно удалился от берега. Неожиданно один из мальчиков стал тихо всхлипывать. Когда мы с воспитателем спросили о причине смены настроения, то он ответил, что очень скучает по маме, которая осталась на берегу. Пришлось заканчивать сеанс возвращением на берег, где детей встречали мамы и папы. Такие мероприятия не требуют больших интеллектуальных усилий, но развивают фантазию и воображение и

одновременно способствуют развитию речи и навыков общения с окружающими людьми.

       Следующий вид культурно-досуговой деятельности – это РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

Существует три типа развлечений:

- Дети являются только слушателями или зрителями;

- Дети – непосредственные участники;

- Участниками являются и взрослые и дети.

       При организации развлечений первого типа, когда дети являются только слушателями или зрителями, мы привлекаем ребят к изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников ограничена: они в основном являются зрителями и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия. Но даже во время таких развлечений дети не просто сидят и слушают, а приходят на выручку героям и участникам. То они берут в руки шумовые инструменты и прогоняют Лису, чтобы выручить Петушка, то они карточками-указателями запутывают Разбойников, путешествуя на необитаемый остров. В результате дети учатся согласовывать свои действия, у них формируется способность сочетать личные интересы с деятельностью других.

       Второй тип развлечений, когда дети – непосредственные участники, дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, активно участвуют в играх. Так во время проведения « Ярмарки» дети, выполнявшие роль коробейников, зазывали гостей на праздник и предлагали купить свой товар не только участникам, но и гостям представления. А когда открывали  «Осеннее кафе» посетителей кафе – это были гости и родители, встречали дети-овощи и дети-фрукты, которые долго спорили, кто из них важней и кто вкусней. Праздник закончился дегустацией фруктовых и овощных салатов.

Дети очень любят играть в концерт из готовых выученных песен, сами исполняют, добавляя выразительности. Эти концерты чаще всего проводим на участке, приглашаем  зрителей. С удовольствием дошкольники включаются в театрализованные игры и сказки. Они чувствуют себя раскованно и каждый раз пополняют свои роли новыми вариантами импровизаций ( бежит голодный волк, обиженный трусливый зайчик, злая Мачеха, трудолюбивая, добрая Золушка….). Этот тип развлечения одновременно позволяет найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

        Третий тип развлечения – смешанный, когда участниками являются и взрослые и дети. Привлечение родителей и взрослых к этому виду культурно - досуговой деятельности является эффективной формой работы детского сада с семьей, т.к. позволяет педагогу научить родителей правильно заниматься с детьми в свободное время, содержательно и интересно организовывать домашние праздники, досуг и отдых детей. Вот уже который год в День защитника Отечества мы проводим совместное развлечение «Папа, мама, я – военная семья», где дети вместе с родителями соревнуются в знании военной техники, формы символики, а мамы быстро оказывают медицинскую помощь «раненым». Живо и весело проходит Широкая Масленица, где воспитатели и родители наряжаются героями, помогают детям преодолеть полосу препятствий на участке в поисках Масленицы. А потом все вместе угощаются традиционными блинами.

Неожиданным было появление  Карлсона через окно, когда отмечали День Смеха. Вместе с Карлсоном дети выполняли шуточные задания. Очень смешной получилась игра  «Передай шляпу», где нужно было придумать свой танец в шляпе, рассмешить друга. Все эти мероприятия помогают расширить общение с взрослыми, что так необходимо для развития детей.

      Большое значение в культурно-досуговой деятельности имеют праздники. Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем,  день, когда люди объединяются. Взрослые и дети чувствуют эмоциональный подъем, при этом создаются условия для  выражения радости, хорошего настроения. Особое значение праздник имеет для ребенка.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самая первая – это создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. В детском саду можно выделить следующие виды праздников:

- народные и фольклорные ( Святки, Масленица, Осенины и др.)

- государственно-гражданские ( Новый год, День Победы, День защитника Отечества, День города и др.)

- международные ( 8 Марта, День защиты детей ),

-бытовые и семейные ( День рождения, Выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми, с целью доставить радость детям ( праздник мыльных пузырей, праздник бантиков и др.)

    Так как приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие творческой личности, то работа всего коллектива направлена на выявление способностей детей и создание условий для реализации их творческого потенциала.

При организации праздников мы в первую очередь продумываем программу, уточняем обязанности коллектива и выбираем ведущего. Но иногда роль ведущих выполняют дети. Так на утреннике « До свиданья, детский сад»  ведущий-ребенок  выполнял роль  корреспондента и брал интервью у гостей и участников праздника. На празднике 8 Марта дети-администраторы подбирали маму оставшемуся без внимания ребенку. Такие перевоплощения помогают детям повысить их творческие способности, развивают правильную и грамотную речь.

Торжественно и взволнованно проходит праздник « День Победы», когда дети вместе с приглашенными ветеранами поют песни военных лет, сидя у бутафорского костра  пишут домой «фронтовые письма».

Очень часто для оформления зала мы привлекаем детей, используя их рисунки и поделки. Например, ко Дню города зал был украшен рисунками-достопримечательностями нашего края. А потом дети провели своеобразную экскурсию по городу. Все это воспитывает художественный вкус, интерес к продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование). Очень активно, с творческим подъемом проходит День защиты детей. Праздник проводим на участке. К этому времени дети вместе с родителями готовят костюмы летней тематики (бабочки, стрекозы, цветы…), чтобы  Фея Цветов пропустила их в свое  царство. Весь день на участке звучит музыка  композиторов-классиков и современных авторов, и дети выполняют движения, соответственно своему образу. Таким образом  музыкальное творчество помогает раскрыть потенциал ребенка, его возможности, талант.  

        Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, т.к. совершенствуются его качества как творческой личности. Важно обеспечить дошкольника оптимистическим отношением к своим возможностям и способностям, сформировать уверенность и потребность в творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развитие познавательного интереса детей подготовительной группы ЗПР в процессе экспериментальной деятельности. Лаборатория «Любознайка»

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объеденить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....