Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".
методическая разработка на тему

Стёгина Наталья Николаевна

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов.Результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности могут быть использованы вами при разработке индивидуальных планов профессионального развития и развития профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

1. САМОАНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этой части анализа профессиональной деятельности Вам необходимо четко определить особенности своих должностных функций в качестве воспитателя конкретной дошкольной образовательной организации. Результаты заполнения таблицы 1 помогут Вам уточнить круг своих должностных функций и при осуществлении самоанализа и самооценки профессиональной деятельности определять дефициты, связанные с этими функциями.

Таблица 1

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)

Программа «Детство».

Программа «Мир Открытий».

Примерная общеобразовательная программа до-школьного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Н. М. Крылова «Дом радости».

Другая программа (указать, какая именно)

Количество воспитанников в группе на момент самоанализа

Какие из указанных ниже направлений включены в Вашу профессиональную деятельность? (отметить нужное)

работа с одаренными детьми;

–работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

–обучение русскому языку воспитанникам, для которых он не является родным;

–работа в разновозрастной группе;

–работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и попавшими в сложную жизненную ситуацию воспитанниками;

–работа с детьми с ОВЗ;

–работа в группе кратковременного пребывания детей, полного и продленного дня, круглосуточного пребывания;

–работа в группе предшкольной подготовки, дошкольной группе в малокомплектной школе;

–другое (указать, что именно)

2. САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В этой части анализа Вам предстоит соотнести планируемые и реально полученные результаты образовательной деятельности; выявить, достижение каких целевых ориентиров развития Ваших детей является сильной стороной вашей профессиональной деятельности; какие дефициты можете обозначить, что Вы намерены улучшать?

Таблица 2

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Сильные стороны профессиональной деятельности

Профессиональные дефициты

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ребѐнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

Ребѐнок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчѐски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Ребѐнок владеет активной речью, включѐнной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек

Ребѐнок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребѐнок воспроизводит действия взрослого

Ребѐнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им

Ребѐнок проявляет интерес к стихам, песнями сказам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

У ребѐнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Ребѐнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других

 сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Старается разрешать конфликты

Ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Ребѐнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребѐнка складываются предпосылки грамотности

У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может их контролировать и управлять ими

Ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

 Сделайте выводы по результатам самооценки:

– Достижения Вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты, которые являются стабильными или имеют положительную динамику): ...

– Результаты Вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: ...

3. САМООЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОС дошкольного образования ориентирует на осуществление психолого-педагогического сопровождения развития ребѐнка. Это требует от воспитателя дошкольного образования владения психолого-педагогической компетентностью.

Компетенции

 (трудовые действия)

Самооценка в баллах (0–2)

Комментарий, примеры своего взаимодействия со специалистами

1

Выявление педагогических проблем (проблемы, связанные с процессами обучения или воспитания) у обучающихся

Взаимодействие с другими педагогами образовательной организации, работающими с этими детьми; родителями или лицами, их замещающими и др.

2

Выявление логопедических проблему воспитанников

Взаимодействие со специалистом логопедом своей образовательной организации или других организаций

3

Выявление психологических проблем у воспитанников

Взаимодействие со специалистом-психологом своей образовательной организации или других организаций

 Сделайте выводы по результатам самооценки психолого-педагогической компетентности:

– Достижения Вашей профессиональной деятельности (к ним следует относить те результаты самооценки, которые совпадают с внешней оценкой, например, оценкой педагогов, которые работают с этими же детьми): ...

– Результаты Вашей профессиональной деятельности, которые хотите улучшить: ...

4. САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯНА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

В этой части анализа Вам предстоит проанализировать собственную профессиональную деятельность с точки зрения соответствия еѐ требованиям профессионального стандарта «Педагог», выполняемым обязанностям или обязанностям, которые предстоит выполнять в перспективе, например, подготовка к обучению детей с ОВЗ с 1 сентября 2016 г. (см. столбцы 2 и 4 таблицы 4); осуществить самооценку, т. е. определить уровень сформированности соответствующих компетенций (см. столбец 3 таблицы 4). В колонке «Комментарий» конкретизируйте, что именно в данной компетенции Вы считаете своими достижениями в профессиональном развитии, а что вызывает у Вас трудности.

Пример заполнения таблицы по результатам самооценки

Компетенции

Самооценка в баллах

(0–2)

Комментарий (обоснование выставленного балла)

1

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

1

Достижения: умею разрабатывать календарно-тематический план по образовательной области. Могу обучить этому другого.

Дефициты: затрудняюсь в конкретизации целевых ориентиров для описания планируемых результатов

2

4.1. Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Таблица 4

Компетенции

 (трудовые действия)

Самооценка в баллах

 (0–2)

Комментарий

 (обоснование выставленного балла)

1

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

2

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии

 с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного общего образования

3

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

4

Планирование и проведение НОД

5

Систематический анализ эффективности НОД  и подходов к обучению

6

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

7

Формирование универсальных учебных действий

8

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)

9

Формирование мотивации к обучению

10

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

 Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией

4.2. Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Таблица 5

Компетенции (трудовые действия)

Самооценка в баллах (0–2)

Комментарий (обоснование выставленного балла)

1

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

2

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

3

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

4

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

5

Проектирование и реализация воспитательных программ

6

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребѐнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.)

7

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ре-бѐнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребѐнка)

8

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

9

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

10

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

11

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

12

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребѐнка

 Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.

4.3. Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Таблица 6.

Компетенции

 (трудовые действия

Самооценка в баллах

 (0–2)

Комментарий

 (обоснование выставленного балла)

1

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

2

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе, в саду.

3

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребѐнка

4

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

5

Оказание адресной помощи обучающимся и воспитанникам

6

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

7

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребѐнка

8

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

9

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

10

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

11

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

 Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией

4.4.Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»

Таблица 7

Компетенции

 (трудовые действия)

Самооценка в баллах

 (0–2)

Комментарий (обоснование выставленного балла)

1

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

2

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребѐнка в период пребывания в образовательной организации

3

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

4

Организация и проведение педагогического мониторинга

освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

5

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребѐнка раннего и/или дошкольного возраста

6

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

7

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

8

Формирование психологической готовности к школьному обучению

9

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том

числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

10

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

11

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

12

Активное использование не директивной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

13

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребѐнком с учетом его особых образовательных потребностей

 Успешный опыт реализации каких Ваших профессиональных компетенций можете представить коллегам?

Компетенции (трудовые действия), которые Вы оценили баллом «0» перенесите в первый столбец таблицы 8 в соответствии с указанной трудовой функцией.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В этой части анализа Вам предстоит определить перечень профессиональных дефицитов, которые Вы планируете восполнить в ближайшие 3 года, и зафиксировать во втором столбце таблицы 8.

В дальнейшем содержание данной таблицы будет использовано Вами для составления индивидуального плана профессионального развития на 2016–2018 гг.

Таблица 8

Компетенции (трудовые действия), оцененные баллом «0»

Ранжирование дефицитов по годам их восполнения

Примечание

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

2016:

2017:

2018

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Методические рекомендации планирование профессионального развития педагогов образовательной организации включает последовательное выполнение следующих шагов:

– самоанализ содержания и качества выполнения профессиональных задач педагога на конкретном рабочем месте с учетом требований должностных функций;

– самооценка имеющегося уровня профессиональной компетентности педагога на основе требований к трудовым функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям на основе требований профессионального стандарта «Педагога»;

– выявление профессиональных дефицитов по результатам самооценки;

– построение индивидуального плана профессионального развития педагога;

– построение дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.

Для определения уровня профессиональной компетентности рекомендуется использовать следующие критерии:

0 баллов – низкий уровень владения компетенцией: выполнение деятельности под руководством наставника при ограниченной личной ответственности за совершенствование трудовой и учебной деятельности; применение профессиональных компетенций только при решении стандартных (типовых) задач;

1 балл – средний уровень владения компетенцией: частичная самостоятельность при управлении трудовой или учебной деятельностью в стандартных ситуациях; владеет технологиями проектирования и организации учебной деятельности школьников, выстраивает взаимодействие со специалистами, способен разрабатывать методические материалы по реализации ФГОС;

2 балла – высокий уровень владения компетенцией: полная самостоятельность выполнения профессиональной деятельности; выбор альтернативных методов при решении (реализации) поставленных задач; осуществление мониторинга деятельности, рефлексии и коррекции поставленных целей в соответствии с изменениями условий.

В дальнейшем результаты самоанализа и самооценки профессиональной деятельности будут использованы при разработке индивидуальных планов профессионального развития педагогов и дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профилактика»

Статья, «Педагогический стаж профессиональной деятельности воспитателей, как один из компонентов эмоционального выгорания педагогов дошкольного образовательного учреждения, его коррекция и профил...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной  системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ...

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя дошкольного образования

отчёт о проделанной и запланированной работе воспитателя подготовительной группы...

Консультации для воспитателей. "Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"

Консультации для воспитателей."Профессиональная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях личностно-ориентированного подхода"Человек – свободная личность, способная к...

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина  Александровнаобразовательная...

Кодекс этики профессиональной деятельности эксперта дошкольного образования

Данный материал предназначен для экспертов в области дошкольного образования...