Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
материал на тему

Яковлева Наталья Александровна

Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ

 

 

1. Психологическая диагностика

2.Психологическая коррекция

3.Психологическое консультирование

4.Психологическое просвещение

5.Психологическая профилактика

6.Организационно-методическая работа

 

1. Психологическая диагностики

Задача  дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям и родителям. Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

·         диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);

·         диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);

·         диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

 

2. Психологическая коррекция

 Проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Каждый ребенок индивидуален. Кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее. С учетом особенностей развития каждого малыша психолог строит психокоррекционную работу в следующих направлениях:

·         эмоционально-волевая сфера: агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, неуверенность в себе;

·         коммуникативная сфера: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения благополучия в семье;

·         познавательная сфера: низкий уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия).

 

Основные методы коррекционной работы:

·         индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;

·         сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;

·         куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;

·         арттерапия: работа с красками, пластилином, пастелью, тестом;

·         психогимнастика;

·         релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

 

 

3. Психологическое консультирование

Состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования – максимально содействовать психическому и личностному развитию каждого ребенка. Педагоги и родители получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

 

4. Психологическое просвещение

Под психологическим просвещением понимается приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых – психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и т.д. Поэтому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; разъяснять результаты диагностических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; достигать понимания необходимости работы психолога в детском саду.

 

Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:

1) Индивидуальная

С педагогами:

·         проводится по запросам и результатам диагностики;

·         обзор групп по результатам скрининговой и углубленной диагностики.

С родителями:

·         проводится по запросам и результатам диагностики;

·         психологические пятиминутки в группах при утреннем приёме детей.

2)Групповая

С педагогами:

·         консультация;

·         тренинг.

С родителями:

·         выступления на родительских собраниях;

·         тематические встречи (консультации, семинары-практикумы и т.д.) с родителями по заранее выбранной проблеме;

·         оформление информационных листов (памяток) и ширм в каждой группе;

·         подбор психологической литературы для библиотечки родителей.

 

5. Психологическая профилактика

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

 

Психопрофилактическая работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основных направления:

1)развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2)развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений;

3)развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

4)развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых занятий 1 раз в неделю. Предпочтение отводится групповым играм. При необходимости психолог проводит индивидуальную работу с ребенком.

 

Групповые психопрофилактические занятия:

Младшая группа:

·         Адаптация детей;

·         Осознание ребенком своего «Я», развитие положительных представлений о своем внешнем виде;

·         Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

·         Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Средняя группа:

·         Развитие эмоциональной сферы, психических процессов, моторики;

·         Доброжелательное отношение к сверстникам, чувство принадлежности к группе;

·         Развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений.

Старшая группа:

·         Коммуникативные навыки;

·         Творческие и познавательные способности;

·         Эмоциональная сфера (знакомство с базовыми чувствами);

·         Способность к дифференциации эмоциональных состояний.

Подготовительная группа:

·         Готовность к школе (личностная и мотивационная);

·         Коммуникативные способности и социальная адаптация детей;

·         Способность к дифференциации эмоциональных состояний;

·         Творческие способности и совершенствование познавательных процессов.

 

6. Организационно-методическая работа:

·         оформление документации;

·         участие в методических объединениях практических психологов;

·         курсы повышения квалификации и дополнительное образование;

·         методическая помощь в организации и проведении педсоветов, открытых занятий, семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов по плану МБДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon osnovnye_napravleniya_deyatelnosti_pedagoga.pdf264.09 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности педагога-психолога

Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования....

Направления деятельности педагога- психолога ДОУ

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обесп...

Направления деятельности педагога-психолога по оказанию помощи детям в адаптации при поступлении в детский дом

При поступлении ребенка в детский дом начинается процесс адаптации его к новым условиям жизнедеятельности, к новому окружению взрослых людей и детскому коллективу. Для ребенка процесс адаптации может ...

Направления деятельности педагога-психолога по подготовке воспитанника детского дома к переходу в приемную семью

Прежде чем ребенок попадет в замещающую семью, с ним  проводится ряд мероприятий (старший дошкольный, школьный возраст):1. диагностика (по возможности первичная и вторичная), направленная н...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...