Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника
учебно-методический материал на тему

Петрова Евстолия Анатольевна

формирование художественного вкуса средствами народного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou_detskiy_sad.docx24.44 КБ
Файл prezentatsiya3_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.pptx415.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Березка» п. Лиственичный                                                              « Декоративно - прикладное искусство  как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Тема: «Русский сувенир»

Цель: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и  народно-прикладном искусстве, и развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает.

                   

Актуальность: необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка. Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отображает самобытность,  художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитает лучшие черты народного характера смелость, гуманность , преданность гражданскому долгу , Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм ; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа.

Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное. Ключевая творческая идея традиционных промыслов – утверждение единства природного и человеческого мира.

Основные задачи:

  1. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с народно-прикладным искусством, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети; - расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей;
  2. Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей; учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов
  3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, развивать художественно - творческие способности детей. Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Практическая значимость: естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере  удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается маленькими детьми ещё стоящих на первой ступеньке восприятия красоты окружающего его мира.                

Программа основана на интеграции различных образовательных областей-комуникации, познание, художественное творчество и   видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная, театрализованная, в основе которых лежит ознакомление с народным искусством , при этом народному искусству уделяется особое внимание. Постепенно под влиянием педагогов дети приобретают способность образной эмоциональной оценки предметов. В эстетическом воспитании пути познания мира идут через художественное восприятие, поскольку оценочная работа мысли является результатом пережитого в художественных образах. С годами удельный вес осмысления произведений увеличивается - дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений. Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе. Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей. C одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности в том числе и эстетического восприятия, с другой - основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического служит образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Методы и приемы:

Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах,  могут быть разных размеров.  Детей можно научить в первом  новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов  по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям дают овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора. В старшей группе в количестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента,  различных по форме или цвету. В качестве элемента узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии , мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько  раз. Ребятам нужно показывать новые приемы рисования кистью, прикладывание    кисти к бумаге плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в    узоре из листьев, цветов. В старшей группе детей можно научить использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может    быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании.  Кроме контрастных сочетаний  дети учатся видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др.  Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. В старшей группе детей необходимо учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы,  предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям; самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель должен стремиться вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учить видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Воспитатель должен поощрять самостоятельное рассматривание,  выслушивает рассказы детей. Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства - беседа. Показ диапозитивов о предметах народного искусства, способствует обогащению восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественное качество детских работ.  Анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение П. Лиственичный , Кондинского р-она , ХМАО-Югры Детский сад «Березка» Декоративно-прикладное искусство как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников Воспитатель 1 квалификационная категория Петрова Евстолия Анатольевна 2014 г.

Слайд 2

Цель : Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и народно-прикладном искусстве, и развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает. Основные задачи: Приобщение детей к прекрасному через знакомство с народно-прикладным искусством, через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут и развиваются дети ; - расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей; 2.Формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей , творчества и способностей; учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. 3.Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству развивать художественно - творческие способности детей . Их деятельность должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой . Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Слайд 3

А ктуальность Необходимым условием построения современной системы Эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры Ключевая творческая идея традиционных промыслов утверждение единства природного и человеческого мира

Слайд 4

Практическая значимость Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства . Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Кроме того в программе «От рождения до школы» Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой соответствующей ФГОС немалое место в образовательных областях :художественное творчество, музыка познание уделено народно прикладному искусству. В образовательной, игровой, продуктивной и других видах детской деятельности )

Слайд 5

Интеграция образовательных областей Программа основана на интеграции различных образовательных областей- коммуникации, познание, художественное творчество и видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная , театрализованная , в основе которых лежит ознакомление с народным искусством , при этом народному искусству уделяется особое внимание . Ребенок формируется на основе эстетического восприятия образных представлений . Это обеспечивает ему успешное овладение учением и спокойную адаптацию в школе . Эстетическое развитие включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств . Особое значение в этой связи имеет интегрирование искусства и разнообразных художественной деятельности детей.

Слайд 6

Интеграция образовательных областей Прекрасно сочетается обучение народно-прикладному искусству с фольклором ( потешками , частушками, колыбельными). В Познавательном развитии – это знакомство с традициями народов, посуда, одежда, история родного края, материалы. Неисчерпаемый источник это игровая деятельность детей (народные игры, фольклорные Праздники, считалки, скороговорки) Да и само художественное творчество не ограничивается копированием оригинальных изделий народного творчества – это может быть как Нетрадиционное рисование по мотивам народных промыслов (пальчиковое, Изонить , печатонье и др.), так и использование методов на занятиях по лепке, аппликации.

Слайд 7

Методы и приемы Работы с детьми по ознакомлению с народно-прикладным искусством выбор материалов, цветового решения Чередование элементов Показ диапозитивов о предметах народного искусства , способствует обогащению восприятия детей. Анализ образцов национальных изделий , чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента , его композиционного строя и колорита. К мотивирующим методам при знакомстве с народно прикладным искусством можно отнести эмоциональный характер подачи материалы , создание ситуации занимательности и новизны . Направленность на зону ближайшего развития.

Слайд 8

Технические приемы : Для воспроизведения узоров гжельской росписи следует сначала предлагать образцы окаймляющего орнамента, которые выполняются приемом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. Вертикальным положением кисти выполняются тонкие и волнистые линии, дуги, точки. След всей кисти на бумаге создает мазок. Его направление зависит от положения руки ребенка при рисовании движение по вертикали, горизонтали или наклона. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой; самостоятельными Высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов, музыкальным сопровождением.

Слайд 9

Приемы рисования Приемы рисования в декоративном рисовании ничем не отличаются от Приемов применяемых в обучении дошкольников – это примакивание , Тычок, вытягивание и др. даже казалось бы самые трудные узоры в Хохломской или жостовской росписи это всего лишь накладывание мазков друг на друга. Рисование коней, птиц так же не будет сложно для понимания и воспроизведения, если правильно объяснить и наглядно показать технику рисования. Любая роспись это прежде всего народное искусство и начиналась любая роспись с народных мастеров т.е не имеющих специальных знаний и умений. Именно самобытность и доступность материалов и приемов народно-прикладного искусства делает её ценнейшим инструментов в деле эстетического развития дошкольников.

Слайд 10

Достижения в развитии художественного творчества детей

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Изобразительное искусство, как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников"

Цель моей работы: изучение особенностей развития нравственно-эстетических качеств ребенка дошкольного возраста по средствам изобразительного искусства...

Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...

Муниципальный семинар "Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников".

        Искусство обладает огромным гуманитарным воздействием на личность человека, ее развитие и формирование. Через искусство воспитывается эстетическое отношение человека...

Народно – прикладное искусство – как средство художественно – эстетического развития детей с ЗПР.

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необх...

Презентация"Виды изобразительного искусства. Приобщение к изобразительному искусству как средство художественно – эстетического развития дошкольников в ДОУ"

В презентации представлены виды изобразительного искусства, рекомендованные дошкольникам для ознакомления в ДОУ, а также произведения, представляющие соответствующие виды искусств....