Семейный театр в детском саду
статья на тему

Данная статья раскрывает содержание работы музыкального руководителя по организации театрализованной деятельности педагогов, детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья60 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный театр в детском саду.

Сегодня потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают  серьезные трансформации. Педагоги и психологи,  изучающие современную семью, отмечают снижение её воспитательного потенциала, изменение её роли в процессе первичной социализации детей.

Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации на базе образовательного учреждения семейного клуба, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастерских, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.

Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей может стать семейный театр.

Семейный театр  - это  конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов.  Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов), пробуждает интерес к истории и культуре малой Родины.

Наш опыт показывает:  в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, ширм, подготовка к театральными представлениям и т.д.)  устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.  Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.

С чего  начинать организацию совместной театральной деятельности в условиях ДОУ? Как обучать детей и взрослых актерскому искусству?

Поиск ответов на эти вопросы привел нас к необходимости создания творческого проекта «Семейный театр в детском саду».

На первом организационно-исследовательском этапе) нужно было определить исходный уровень воспитательного потенциала семей, уровень творческой активности детей и взрослых (родителей и педагогов); выявить потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок.

В ходе бесед были определены основные формы взаимодействия:

  • Совместные занятия детей, родителей и педагогов в театральных мастерских:  знакомство с историей  театра, театральных кукол, костюмов и пр.; изготовление декораций, сценических костюмов, масок, кукол; организация театральных постановок в детском саду и дома.
  • Индивидуальные занятия с детьми, родителями.
  • Творческие встречи с театральными коллективами, студиями, режиссерами и актерами.
  • Посещение спектаклей с детьми и родителями.

На встречах участники клуба знакомились друг с другом, делились своим опытом приобщения детей к театру в играх и упражнениях.

На этом этапе ведущая роль принадлежит педагогу – специалисту, выполняющему обязанности художественного руководителя, главного режиссера, дирижера и т.д.  Так же совместными усилиями педагогов и родителей, бабушек, дедушек, других родственников детей создается атрибутика театрального пространства:

Театральный зал: сцена, занавес, хорошее освещение (люстры, бра, подсвечники, лампы), оборудование (музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон).

Костюмерная: помещение с театральными костюмами, бижутерией с другими необходимыми для спектакля атрибутами.

Гримерная: помещение с большими зеркалами, гримом, париками и т.д.

Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного,  материала.

Хранилище для декораций, атрибутов дизайна, ширм для настольного, теневого театра.

Театральная библиотека: литература, иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д.

Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся театральных постановках; семейные театральные газеты.

Театральные уголки (в каждой группе ДОУ): пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, фланелеграф, атрибуты к театральным играм и т.д.

На втором поддерживающе – развивающем этапе укрепляется стремление семьи больше узнавать о театральном искусстве, получать новые сведения из истории и культуре родного края, знакомиться с новыми формами проведения досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на систематических занятиях в театральных мастерских ДОУ с родителями и детьми. Взрослые и дети познавали друг друга на ежегодных традиционных (зимних, весенних, летних, осенних) праздника, в играх, хороводах, основанных на традициях, обрядах севера. Так, семьи воспитанников участвовали в праздниках: «На бабушкином дворе» (осенний сбор урожая), «Новый год на дворе», «Пришла коляда – отворяй ворота», «Масленица широкая», «Как весна с зимой  повстречались», «Праздник Параскевы – льницы», «Северные посиделки». Такие мероприятия помогают овладевать песенным творчеством своего народа, его обычаями и особенностями подготовки к тому или иному празднику.

На данном этапе музыкальный руководитель продолжает выполнять функцию руководителя семейного театра, но не подавляя своими авторитетом участников процесса, а поддерживая их стремление к творчеству. Музыкальный руководитель стимулирует переход родителей от объективной позиции к субъективной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, а впоследствии – на позицию понимания, осознания и развития своих воспитательных способностей.

На завершающем конструктивно-рефлекторном этапе семьи самостоятельно реализуют собственные творческие проекты как в детском саду (объединение нескольких семей, педагогов), так и дома. Проводиться анализ совместных достижений, исследуется  уровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия ДОУ с родителями посредством совместной театральной деятельности. Итогом работы за год является постановка спектакля силами педагогов, детей и родителей, например за последние годы мы поставили такие музыкальные сказки «Морозко», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод – технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:

  • гармонизации детско-родительских отношений на всех возрастных этапах;
  •  переход родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;
  • переходу родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;
  • переход от отдельных театрализованных игр к совместным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких, родных;
  • сближению членов семьи и развитию доверительных отношений с педагогами ДОУ;
  • переход от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Заключение

Участие в совместной досуговой деятельности помогает повысить уровень воспитательного потенциала  семьи, способствовует переходу на более высокий уровень развития семейных отношений.

Родители охотно участвуют в театральных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены, изготовлении элементов костюмов. При подготовке к спектаклю обсуждают с ребенком дома особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля – полученный результат. Дети стали более коммуникабельны, активно участвуют в праздниках, охотно исполняют индивидуальные роли в детском саду и домашних спектаклях.

Проект работы с родителями  клуба «Семейный театр».

Цель: проводить работу с родителями с учетом развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами и родителями;
  • объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей в пространстве культурно-досуговой деятельности;
  • консультировать родителей о возможностях организации культурно-досуговой деятельности как одной из форм развития творческих способностей дошкольников;
  • помочь родителям использовать полученные знания в повседневной жизни.

Участники проекта:  педагоги, дети, родители.

Сроки реализации:  один год (подготовительная к школе группа).

План работы с родителями

месяц

Тема заседания клуба

Практическая деятельность

сентябрь

Составление плана работы.

Анкетирование на тему «Любите ли вы театр?»

Изучение репертуара детских театров.

Приобретение билетов

октябрь

Мастер класс для родителей на тему «Как изготовить театральную куклу?»

Изготовление кукол и их презентация.

Организация концерта учащихся детской музыкальной школы

ноябрь

Консультация на тему «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?»

Совместный  просмотр кукольного спектакля.

Знакомство с режиссером, актерами, театральными помещениями

декабрь

Консультация на тему  «Развитие творческих способностей с помощью речевых игр»

Самостоятельный подбор речевых игр  родителями и их демонстрация

январь

Подведение итого работы клуба за первое полугодие

Утверждение сценария и подготовка к спектаклю «Царевна - лягушка»

Оформление фотоальбома «Наши достижения»

февраль

Консультация  на тему «Как организовать домашний театр»

Выбор и инсценировка литературных произведений (сказок стихов и т.д.) родителями

март

Показ спектакля «Царевна - лягушка»

Подготовка вопросов к педагогам по проблемам театрализованной и музыкальной деятельности

апрель

Вечер - беседа на тему «Волшебный мир искусства»

Изготовление книжки-самоделки «Как прекрасен этот мир»

май

Обсуждение предстоящего досуга «Есть волшебная страна, где сказка с музыкой дружна»

Подведение итогов работы клуба за год

Изготовление атрибутов и активное участие родителей в досуге.

Самостоятельная организация досуга  родителями

Формы работы специалистов детского сада с семьями воспитанников.

                         «Семейный театр в детском саду»

Музыкальный руководитель

МДОУ №38 «Рыбка»

Чешихина Л.В.. 1 кв.к.

г.Северодвинск

             2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Проект «Семейный театр в детском саду»

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитате...

детский музыкальный театр в детском саду

отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....

«СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТР В ДЕТСКОМ САДУ»

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия ДОО с семьей, объединяющая всех участников образовательных отношений в целях развития воспитательного потенциала семьи....

"Семейный театр в детском саду"

Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьёзные и...

Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»

Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...