Я- педагог (эссе)
статья на тему

Эссе раскрывает мотивы выбора профессии педагога образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования, и отражает его собственные педагогические принципы и подходы к образованию, и его понимание миссии педагога в современном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-pedagog_esse.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 26 «РОМАШКА» СТАНИЦЫ ИРКЛИЕВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

«Я – педагог»

Эссе

                                                             

                                                             

                                            Подготовила

                                                                                                                                                                         

                                                                          воспитатель : А. В. Котрухова

станица Ирклиевская

2016 г.

Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.
Василий Александрович Сухомлинский

   

Кто  является главным в моей профессии?

  Дети и их родители. С первыми я проживаю все ситуации, а вторые обращают внимание на внешний вид, на манеру поведения: насколько я сдержана, тактична, терпелива, коммуникабельна - .на умение вести беседу, .на мой опыт работы с детьми, для них немаловажным является наличие собственных детей. Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Что нужно для того, чтобы воспитывать детей?

     Стать ребёнком, чтобы про меня сказали: «Да, ты родом из детства!»

 Стать  примером для своих воспитанников. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства.  

  Нужно обратиться к самой себе,  к своим истокам, как говорится: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца» ( А. С. Грибоедов «Горе от ума»). Примером для подражания, нравственными ориентирами для меня были мама и бабушка, добрая, заботливая, терпеливая. Я часто задавала вопросы своей верной советчице, и всегда слышала лишь один ответ. И содержание нашей беседы я могу передать стихами Татьяны Дементьевой:

«Когда меня не понимают,

Скажи, Господь, ну как мне быть?»

Спокойно Бог мне отвечает:

«Любить, ты должен их Любить».

«А если друг про обещанье

Забыл, то, как мне поступить?

Коль в сердце злоба закипает,

Что делать мне?» В ответ: «Любить».

«Кому-то я доверил тайну,

А он не смог её хранить,

Ту тайну многие узнали.

И что теперь?» «Его Любить».

«Скажи, а кто меня не любит,

Не хочет кто со мной дружить,

Как относиться к таким людям?»

«Любить, ты должен их Любить».

«Но если кто-то так обидел,

-1-

Что очень тяжело простить,

Навек его возненавидел?»

«Его ты должен Полюбить

Я понял всё, Господь мой мудрый,

Хочу тебя я попросить,

Мне поступить так будет трудно,

Ты научи меня Любить».

  И только сегодня я поняла: насколько мудра и справедлива была моя бабушка. Как говорится: «Старость к правде ближний путь знает». И этот опыт, её знания,  умение выслушать, дать совет при этом ,не обидев, до сих пор мне помогают найти ответы на многие вопросы.

  Ведь для родителей моих воспитанников самым главным является то, сколько любви я буду отдавать их детям. А любовь – это и терпение. Ведь мы знаем:  дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они смеются и тут же могут заплакать, радуются и печалятся, не выносят боли и любят ее причинять. Они все одновременно такие непредсказуемые и разные. Но их надо принять такими какие они есть: «Осьминог для всех – чудовище, а для мамы он –Сокровище.» (Владимир Орлов). И только нам воспитателям повезло:

Один ребёнок – солнышко,

Всё время ждать.

Ребёнка два – два берега,

Меж них сновать.

А что же несколько детей?

Созвездье звёзд,

Где каждый новый остальным –

Желанный гость. (Л. Слуцкая)

Поэтому мы должны каждого понять: чего  хочет ребёнок, что его тревожит, с чем он не может справиться, о чём  мечтает и что является главным в его жизни. И ни в коем случае не потерять доверие с его стороны. Ведь детство – это время множества вопросов, возможностей и последствий. И мы в ответе за это.

Для чего ребёнку нужен воспитатель?

 Да, садик создан для детей, но начинается он с воспитателя. И он нужен как для детей, так  для пап, так  и для  мам. В первую очередь для того, чтобы восполнить отсутствие родителей. В один день я становлюсь мамой, бабушкой, тётей, няней, тем, кого во мне увидел ребёнок. У нас с ними настолько тесная связь, что, скорее всего воспитатель напоминает образ

Лишь в Австралии зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.

-2-


Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.

И это позволяет нам  проживать  детство многократно. Наличие детей даёт нам шанс вновь стать родителем и воспитателем. Воспитание – это своего рода терапия. Заботясь о детях, тем самым мы вылечиваем себя внутренне.

  Воспитатель нужен ребёнку для того, чтобы он совмещал огромное количество дел, образов и всё в одном лице : то строит из песка, то рисует облака, то песню поёт про маму, то кукле лечит рану.  Воспитатель – это  актёр, психолог, адвокат …

Как воспитать и развить ребёнка?

   Каждый из нас, я или родитель, должны понять, что всё, что мы делаем сегодня, имеет значение.

   Вспомним притчу «Как мы строим свою жизнь?» о прорабе, торопившемся на пенсию. Работодатель решил отпустить своего ценного работника на заслуженный отдых с одним условием, что он должен построить дом для немногочисленной семьи. Наш герой согласился, он торопился, чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина. Тот осмотрел и сказал:

– Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся.

  Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он сознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком.

  Я считаю, что мы ежедневно ответственно, прилагая огромные усилия, должны подходить к вопросу воспитания детей. Мы понимаем, что уже сегодня каждый из нас строит дом, в который вселимся завтра.

  У детей ещё нет устойчивого понятия о прошлом, будущем, но зато они умеют пользоваться настоящим. И это главный урок для нас.

   И начинаем с самого главного: ребёнок желает всегда идти в детский сад. А это значит, что каждый предыдущий день должен быть закончен следующим днём ( « А об этом мы узнаем завтра», «Подумай (посоветуйся, обсуди) вместе с мамой (папой), а завтра поделись своими предположениями с нами»).

  Что требуется от воспитателя, чтобы достичь этой цели?

  Наблюдать за поведением каждого, соотносить его потребности и интересы с возможностями воспитателя (что позволяет мне самосовершенствоваться), чтобы открыть перед детьми неизведанный мир, где ребёнок не поглощает информацию, а исследует окружающий мир, самостоятельно ищет пути решения выхода из сложившейся ситуации, накапливает свой жизненный опыт. Тем самым я прилагаю усилия не для формирования у детей

-3-

стереотипов поведения , а для развития в каждом из них уникальных

личностных качеств. Атмосфера творчества и успеха должна строиться лишь на принципах доверия и поддержки со стороны взрослого. Он должен быть всегда рядом, выступать в роли друга, наставника, направляя его по жизни, не задавить творческий потенциал ребенка, а помочь развить его таланты и способности.

  Эту мысль чётко сформулировал Эдуард Асадов:

В любых делах при максимуме сложностей

Подход к проблеме всё-таки один:

Желанье – это множество возможностей,

А нежеланье – множество причин.

  Вот пример из моей практики.

  В конце дня каждый ребёнок получил одинаковое задание: понаблюдать за осенними листьями, промокшими под дождём. Утром  большинство детей, окружив меня, стали делиться своими наблюдениями с помощью рисунка, рассказа, конструктора. А Богдан, пройдя мимо, подошёл к младшему воспитателю и, вернувшись с ней, наглядным образом продемонстрировал свой рассказ «Жизнь осенних и не осенних листочков в воде». У него в чаше плавали листья с берёзы, из бумаги, резины, пластилина и пластика. Рассказ был построен по принципу игры «Тонет – не тонет», а вывод : « Лучше природы никто не сможет сделать листок, потому что она красивая».

  Но для меня ценно то, что он привлёк к себе внимание нестандартным образом. И это мой принцип, он понял меня: «Всё творчески, а иначе зачем?» Так я способствую развитию умению выделяться из массы. Думаю, что мои воспитанникам не придётся обращаться к иным пагубным способам самовыражения. Фантазия ребёнка не имеет границ, но его нужно только направлять,  и он должен помнить: в этой жизни всё возможно, но для тебя не всё полезно.

  Вот одна из проблем: влияние гаджетов на дошкольников. Что такое гаджет? Гаджет (англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное). Получается, что наши дети превращаются подобием данного устройства, которые знакомятся с ограниченными  возможностями.

  Пользуясь ими, в  самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это занятие таит в себе серьёзные опасности для здоровья ребёнка ( нарушения зрения, дефицит движений, испорченная осанка ), но и  для его психического развития.  У данной категории наблюдается отставание в развитии речи, отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть и это

-4-

отражается на отношениях детей. Эту пустоту  заполняет детская  жестокость и агрессия. И с этими проблемами я сталкивалась.

  Мой Артёмка, любящий мир цифр (в будущем, возможно, банкир), быстро находящий выход из любой ситуации, вдруг стал раздражительным. Этому способствовало наличие планшета в его жизни. Мама, чтобы выразить свою любовь и восполнить своё отсутствие (сегодня молодым родителям приходится  много работать), приобрела для сына данное устройство. Мир ребёнка стал состоять из временных рамок: игры ( «Танчики» и «Киборги») всегда и везде в пределах дома. Расширился словарный запас ребёнка( «танчики», «оружие» …), посыпались жалобы со стороны детей. Но мама сразу же иным способом выразила свою любовь: спрятала гаджет, объяснив, ребёнку, что он потерял его сам. Последний смирился с этим, так как знал, что за ним водится такой грешок.

  В этой ситуации родитель и воспитатель не остались равнодушными, лишь этот союз сможет разрешить многие проблемы в начале пути становления личности.

  Обратимся опять же к народной мудрости:

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: "Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!"
Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.
И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!

  Вот вроде бы и подготовили почву для воспитания и развития ребёнка: ребёнок стремится в наш сад, а самое главное родители адекватно реагируют на советы воспитателей. Теперь остановимся на самом главном: как воспитать и развивать ребёнка?

  1. Жизнь состоит из мелочей, и чем больше ребёнок будет занят, тем меньше у него будет времени думать о плохом. Ребёнок постоянно в движении, он действует, и мы должны не отставать от него.
  2. Ребёнку стоит посещать детский сад: общение с детьми одного с ним возраста, игры и занятия способствуют его развитию. Именно здесь детей вовлекают в различную деятельность, развивают их тело, знакомят с людьми, природой; в играх, веселье и забавах готовят  к школе
  3. Дети придерживаются  правила ННН – Нет Ничего Невозможного! Но есть границы. Каждый ребёнок должен правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя», это дисциплинирует и помогает управлять своими желаниями. В будущем подростки разочаровываются, так как детство и отрочество которых, было лишь удовлетворением их потребностей. А объяснить это ребёнку можно

-5-

  1. следующим образом : «Дело в том, что, пока ты маленькая, ты можешь видеть то, что не видимо для тебя большой». Таким образом чеширский кот, герой сказки «Алиса в стране чудес», наставил героиню на путь истинный.
  2.  Нужно понять и принять, что ребенок подвижен, непосредственен, общителен, любознателен, а на всё это нужно терпение.
  3. Не стоит перегружать ребенка. Он  должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать .
  4. Создать для ребенка такую окружающую среду, которая помогала бы ему приобретать опыт.
  5. Не глушить в детях активность, самодеятельность.
  6. Уделять должное внимание воспитанию у малыша трудолюбия.
  7. Игра – особая форма детской деятельности, влечение, инстинкт, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь Стоит научиться пропускать через себя все игровые моменты, приблизиться к миру детства.
  8. Обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «строительные игры» из кубиков и веток. Ведь каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.
  9. Помнить, что именно в первые годы жизни закладывается основание всей духовной жизни. С ребёнком нужно постоянно беседовать, обсуждать, пытаться услышать его. А самое главное способствовать развитию чувства гордости за свою семью, детский сад, малую и большую Родину.
  10. . Детский сад осуществляет всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.
  11. . Как можно больше проводить свободного времени с ребенком на природе, учить общению с природой.
  12. Развивать речь ребенка.
  13. Уделять большое внимание беседе, рассказыванию, пению, моделированию и вырезанию из бумаги.

 Каким должен быть современный воспитатель?

    Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но нужно  постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. А самое главное  иметь  огромное терпение. Где его взять? На самом деле его нигде не надо брать. Ведь дело не в том, как ведёт себя ребёнок (хорошо - плохо), а в том, как сами мы реагируем  на его поведение. На самом же деле у нас ровно столько терпения, сколько мы позволяем себе иметь. Значит, лучший выход - отказаться от ожиданий и дать ребёнку возможность установить свои сроки, свой темп. А самому расти вместе с детьми, а не подтягивать их  к себе.

-6-

Это один из первых секретов нашей работы!

Любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно. Но мы справляемся и с этим.

Это следующий секрет в нашей жизни!

Не маловажным являются  профессиональные и личностные ценности:

Добро нести , добру учить,

Добиться цели через трудности.

Любовью истине служить –

Я называю это мудростью.

А верю я лишь в то, что сегодня я должны вызвать у ребёнка интерес к познанию, а успех и признание не заставят себя ждать. Не стоит забывать, что нужно стремиться не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы моя жизнь имела смысл.

Я горжусь своей профессией.

  В третьем классе на уроке рисования я изобразила ученика и учительницу. В этой работе больше всего мне понравились шнурки на ботинках преподавательницы. Придя домой, сказала маме: «Я буду учителем!» Она (учитель начальных классов) удивлённо посмотрела на меня и на мой рисунок, затем поинтересовалась: «Почему?». В ответ услышала:«Я каждый день буду менять наряды, посмотри какие у неё шнурки на ботинках».

  По окончании школы мама посоветовала, что шнурки можно менять, будучи финансистом. Мой вердикт был таков: «Хочу общаться с душами, а не с цифрами». До сих это происходит изо дня в день.

  Я горжусь тем, что детям могу сказать следующее: «Всё, что вы видите во мне – это не моё, это ваше. Моё это то, что я вижу в вас.» (Э. Ремарк)

  Я горжусь, потому что знаю, что

Дети – это ласка, искренность и дружба.

Спорят понарошку, любят так всерьёз.

С ними нам лукавить, прятаться не нужно,

Детскими глазами видно нас насквозь.

Дети – это будто жизнь пошла сначала:

Первые улыбки, первые шаги,

Первые успехи, первые провалы.

Дети – это опыт, дети – это мы.

Каждый день мы пытаемся отложить всё на потом, либо мы слишком молоды, либо слишком стары, либо слишком заняты, либо слишком устали, либо ещё что-нибудь. Мы всегда ищем идеальный момент, но он никогда не наступит. И всегда задаём себе вопрос: когда же начинается жизнь? Я горжусь тем, что к ответу на этот вопрос  причастны мы, воспитатели.

-7-

Ведётся спор который век,
Когда жить начинает человек?
Об этом разговор вели однажды 
Три мудреца. Один промолвил важно:
«С зачатья. Говорю вам без сомненья.»
Второй не соглашается: «С рожденья!»
Согласен третий: «Говорите дело!
Тогда душа рождается и тело.
И всё же, должен вам признаться,
Чтоб жить начать, то надо постараться:
Детей поднять, добру их научить…
Только тогда и начинаем жить.

И с этим я согласна.

-8-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо»

Положение о профессиональном конкурсе для педагогов дошкольных отделений «Лучшее портфолио педагога» и «Лучшее эссе. Мое педагогическое кредо» ...

" Я-педагог" эссе

Как я стала педагогом...

Эссе "Я педагог!" Сельдемировой Жанны Александровны для участия в заочном этапе муниципального конкурса "Педагог года Березовского района - 2019"

Эссе «Я педагог!» ( см. Видеоролик "Моё участие в профессиональном конкурсе "Педагог года Берёзовского района - 2019" в разделе ВИДЕО или по ссылке https://nsporta...

"Я - педагог" Эссе

                         Свое эссе хотелось бы начать с такого высказывания «Педагог без любви к ребенку - все равно, что ...

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ» Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её безмерно любили детей. Т. Гончаров

ЭССЕ «Я – ПЕДАГОГ»   Педагог без любви к ребенку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечта...

"Я - педагог". Эссе.

Эссе на конкурс "Педагог года города Урай 2023""Воспитатель дошкольной образовательной организации"...