Программа кружка "Как хорошо уметь читать"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Направление - речевое развитие. Срок реализации - 2 года.

Обучение осознаному и выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhk1_2.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на педагогическом                                                    

совете МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №79»

протокол № 1 от 28.08.2016г.

                 

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №79»

В.М.Люкова ________________ Приказ №122    от 28.08.2016г.

Программа кружка

«Как хорошо уметь читать»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида N 79»

2016 – 2017 учебный год

Воспитатель ВКК

 Проскурякова Татьяна Сергеевна

Направление: речевое развитие

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 5 – 6; 6 – 7 лет

Количество занятий в неделю: 1 раз

Формы занятий: игра, беседа, практикум, драматизация

Режим занятий: 1 раз в неделю, с 15.30 до 16.00

Пояснительная записка

Обучение  осознанному и выразительному чтению требует особого подхода. Это последовательная, регулярная, совместная с родителями работа, основанная на различных игровых действиях и только положительных эмоциях. «Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник»/Грищенко З./

Кружок посещают дети старшей и подготовительной группы. Начальный этап начинается с заучивания букв в звуковом обозначении. Например, буквы произносим не «ЭН», «ЭС», а [Н], [С].  Сначала осваиваем гласные: А, О, И, Ы, У, затем согласные, сразу составляя их в слоги. На каждую согласную букву прочитываем слоговую таблицу Зайцева. Прочитываем неоднократно, со сменой темпа, с разной эмоциональной окраской (весело, сердито, грустно, неуверенно …) Усвоить принципы слогового слияния помогают артикуляционные загадки по определению гласного звука типа:

 - Откройте рот. Какой звук так произносится? [А]

 - Сложите губы колечком? [О]

 - Улыбнитесь? [И]

 -  Зубы? [Ы]

 - Вытяните губы трубочкой? [У]

Это помогает подсказывать при чтении. Например, слоги НА, НО, НИ, НЫ, НУ. Ребенок читает: [Н], а я в это время говорю: «открой рот», «колечко», «улыбка», «зубы», «трубочка». Усвоив вместе с гласными несколько согласных букв, дети начинают понимать принцип слогового чтения. Переходим к чтению слов, предложений,  несложных текстов.

В подготовительной группе наполняемость игровых ситуаций и упражнений усложняется. Начинает работать стенд «Наши достижения». Стенд по технике чтения вызывает интерес у детей и родителей. Дети сами находят свои данные, сравнивают. Все это усиливает мотивацию к чтению и стимулирует активность. Во втором полугодии в подготовительной группе наступает период комфортного чтения. Дети прочитывают от10 до 120 слов за одну минуту. Охотно читают самостоятельно. Появляется читательский вкус. Дети активно приносят книги, журналы, обмениваются впечатлениями, рассматривают и читают их вместе. С удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: « Библиотека», «Книжкина больница», участвуют в литературных викторинах, драматизациях, разгадывают кроссворды, сочиняют и создают свои книжки,  становятся читателями городских библиотек, участниками и призерами литературных конкурсов.

Основные средства и приемы, используемые в работе кружка.

  1. Артикуляционные загадки
  2. Пальчиковые игры
  3. Игровые упражнения
  4. Чистоговорки
  5. Слоговые таблицы Зайцева
  6. Дидактические игры
  7. Конструирование
  8. Рисование
  9. Лепка
  10. Письмо печатными буквами
  11. Оригами
  12. Сюжетно-ролевые игры
  13. Драматизация
  14. Иллюстративно-книжные выставки
  15. Посещение школьной библиотеки
  16.  Творческая мастерская
  17.  Литературная викторина
  18.  Составление и разгадывание кроссвордов
  19. Кукла - Незнайка

Цель программы:

Развитие читательских компетенций у детей дошкольного возраста; воспитание любви к книге.

Задачи программы:

 - освоение звукового анализа и синтеза слов;

 - развитие творческого воображения, связной речи;

 - знакомство с творчеством детских писателей и поэтов;

 - обучение слоговому и слитному чтению;

 - формирование потребности в самостоятельном чтении.

Ожидаемый результат:

 - дети должны расширить представление о книге;

 - освоить технику чтения;

 - развить читательский вкус;

 - испытывать устойчивую потребность к получению новых знаний, самостоя-

   тельному чтению;

  - стать участниками и призерами литературных конкурсов

Способы определения результативности:

 - оценка техники чтения;

 

 - участие в литературных конкурсах и викторинах.

Возрастная  характеристика, контингента  детей  5-6  лет

Физическое  развитие

      Продолжается  процесс  окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более  совершенно  овладевает  различными  видами  движений.  Тело  приобретает  заметную  устойчивость.  Дети  к  6  годам  уже  могут  совершать  пешие  прогулки,  но  на  небольшие  расстояния.  Шестилетние  дети  значительно  точнее  выбирают  движения,  которые  им  надо  выполнить.  У  них  обычно  отсутствуют  лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  детей  3-5  лет. В  период  с  5  до  6  лет  ребенок  постепенно  начинает   адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  к  6  годам  начинает  доставлять  ребенку  радость,  способствует  эмоциональному  благополучию  и  поддерживает  положительное  отношение к  себе  («я  хороший,  ловкий»  и  т.д.). Уже  начинают  наблюдаться  различия  в  движениях  мальчиков  и девочек (у  мальчиков  - более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

К  6  годам  совершенствуется  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.  Некоторые дети  могут  продеть  шнурок  в  ботинок  и  завязать  бантиком.

В  старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно-гигиенические  навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные  правила  личной гигиены, соблюдает  правила  приема  пищи, проявляет  навыки  самостоятельности.  Полезные  привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового  образа  жизни.

Познавательно-речевое  развитие

      Общение  детей  выражается  в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Продолжает  совершенствоваться  речь,  в  том  числе ее  звуковая  сторона.  Дети могут  правильно  воспроизводить  шипящие,  свистящие и  сонорные  звуки.  Развивается  фонематический  слух,  интонационная  выразительность  речи  при  чтении  стихов  в  сюжетно-ролевой  игре  и в  повседневной  жизни. Совершенствуется  грамматический  строй  речи.  Дети  используют  все  части  речи,  активно  занимаются  словотворчеством.  Богаче  становится  лексика:  активно  используются синонимы  и  антонимы.  Развивается  связная речь:  дети  могут  пересказывать,  рассказывать  по  картинке,  передавая  не  только  главное,  но  и  детали.

В  познавательной  деятельности  продолжает  совершенствоваться  восприятие  цвета,  формы  и  величины,  строения  предметов;  представления  детей  систематизируются. Дети  называют  не только  основные  цвета  и  их  оттенки,  но  и  промежуточные  цветовые  оттенки;  форму  прямоугольников, овалов, треугольников. К  6-ти  годам  дети  легко  выстраивают  в  ряд – по  возрастанию  или  убыванию – до  десяти  предметов  разных  по  величине.  Однако  дошкольники  испытывают трудности  при  анализе пространственного  положения  объектов,  если  сталкиваются  с  несоответствием  формы  и  их пространственного  расположения.   В  старшем  дошкольном  возрасте  продолжает  развиваться  образное  мышление.  Дети  способны  не  только  решить  задачу  в  наглядном  плане,  но  и  совершить  преобразования  объекта.  Продолжают  совершенствоваться  обобщения,  что  является  основой  словесно-логического  мышления.  5-6  лет  -  это  возраст  творческого  воображения.  Дети  самостоятельно  могут  сочинить  оригинальные  правдоподобные  истории.  Наблюдается  переход  от  непроизвольного  к  произвольному  вниманию.

Конструирование  характеризуется   умением  анализировать  условия,  в  которых  протекает  эта  деятельность.  Дети  используют и  называют  различные  детали  деревянного  конструктора.  Могут  заменять  детали  постройки  в  зависимости  от  имеющегося  материала.  Овладевают  обобщенным  способом  обследования  образца.  Конструктивная  деятельность  может  осуществляться  на  основе  схемы,  по  замыслу  и по  условиям.  Дети  могут  конструировать  из бумаги,  складывая  ее  в  несколько  раз (2,4,6 сгибов);  из  природного   материала.

Социально-личностное  развитие

        Дети  проявляют  высокую  познавательную  активность.  Ребенок  нуждается  в  содержательных  контактах  со  сверстниками.  Их  речевые  контакты  становятся  все  более  длительными  и  активными.  Дети  самостоятельно  объединяются  в  небольшие  группы  на  основе  взаимных  симпатий.  В  этом  возрасте  дети  имеют  дифференцированное  представление  о  совей  гендерной принадлежности  по  существенным  признакам  (женские  и мужские  качества,  особенности  проявления  чувств).

Ярко  проявляет  интерес  к  игре.

В  игровой  деятельности  дети  шестого  года  жизни  уже  могут распределять  роди  до  начала игры  и  строят  свое  поведение,  придерживаясь  роли.  Игровое взаимодействие  сопровождается  речью,  соответствующей  и по  содержанию,  и  интонационно  взятой роли.  Речь,  сопровождающая  реальные  отношения  детей,  отличается  от  ролевой  речи.  При  распределении    ролей могут  возникать  конфликты,  связанные с  субординацией   ролевого  поведения.  Наблюдается организация  игрового  пространства,  в  котором  выделяются  смысловой  «центр»  и  «периферия».  В  игре  дети  часто  пытаются  контролировать  друг  друга  -  указывают,  как  должен  вести  себя  тот  или  иной  персонаж.

Ребенок  пытается  сравнивать  ярко  выраженные  эмоциональные  состояния,  видеть  проявления  эмоционального  состояния  в  выражениях, жестах,  интонации  голоса.  Проявляет  интерес  к  поступкам  сверстников.

В  трудовой  деятельности  освоенные  ранее  виды  детского  труда  выполняются  качественно, быстро,  осознанно.  Активно  развиваются  планирование  и  самооценивание  трудовой  деятельности.

Художественно-эстетическое  развитие

       В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке    детям  не  представляется  трудности  создать  более  сложное  по  форме  изображение.   Дети  успешно  справляются  с  вырезыванием  предметов  прямоугольной  и  круглой  формы  разных  пропорций.

Старших  дошкольников  отличает  яркая  эмоциональная  реакция на  музыку.  Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация  музыкального  восприятия.  Дошкольники  могут  петь  без  напряжения,  плавно,  отчетливо  произнося  слова;  свободно  выполняют  танцевальные  движения:  полуприседания с  выставлением  ноги  на пятку,  поочередное  выбрасывание  ног  вперед в  прыжке  и  т.д.  Могут  импровизировать,  сочинять  мелодию  на  заданную  тему. Формируются  первоначальные  представления  о жанрах  и видах  музыки.

Возрастная  характеристика, контингента  детей  6-7 лет

Физическое  развитие

      К  7   годам  скелет  ребенка  становится  более  крепким,  поэтому  он  может  выполнять  различные  движения,  которые  требуют гибкости,  упругости, силы.  Его тело  приобретает  заметную  устойчивость,  чему  способствует  усиленный  рост  ног. Ноги  и  руки  становятся  более  выносливыми,  ловкими,  подвижными.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  совершать  довольно  длительные  прогулки,  долго бегать,  выполнять  сложные  физические  упражнения.

У  семилетних  детей  отсутствуют  лишние  движения.  Ребята  уже  самостоятельно,  без  специальных  указаний  взрослого,  могут  выполнить  ряд  движений  в  определенной  последовательности,  контролируя   их,  изменяя  (произвольная регуляция  движений).

Ребенок  уже  способен  достаточно  адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  подвижных  и  спортивных  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  доставляет  ребенку  радость  и  поддерживает  положительное отношение  к  себе  и  своей команде  («мы  выиграли,  мы  сильнее»).

Имеет  представление  о  своем  физическом  облике  (высокий,  толстый,  худой,  маленький  и  т.п.)  и  здоровье,  заботиться  о  нем. Владеет  культурно-гигиеническими  навыками  и  понимает  их  необходимость.

Социально-личностное  развитие

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.).

     В  сюжетно-ролевых играх  дети  7-го  года  жизни  начинают  осваивать  сложные  взаимодействия  людей, отражающих характерные  значимые  жизненные  ситуации,  например, свадьбу,  болезнь и т.п.  Игровые  действия  становятся  более  сложными,  обретают  особый  смысл,  который не всегда  открывается  взрослому.  Игровое  пространство  усложняется. В  нем  может  быть  несколько  центров,  каждый из  которых  поддерживает  свою  сюжетную  линию.  При  этом  дети  способны  отслеживать  поведение  партнеров  по  всему  игровому  пространству  и  менять  свое  поведение  в  зависимости  от  места  в  нем (например,  ребенок обращается  к  продавцу  не  просто как покупатель/,  а  как  покупатель-мама). Если логика игры требует появления  новой роли, то ребенок может по ходу  игры  взять  на  себя  новую  роль,  сохранив при этом роль, взятую  ранее.

Семилетний  ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Познавательно-речевое  развитие

     Происходит  активное  развитие  диалогической  речи.  Диалог  детей  приобретает характер  скоординированных предметных  и  речевых  действий.  В  недрах  диалогического  общения старших дошкольников  зарождается  и  формируется  новая  форма  речи -  монолог. Дошкольник  внимательно слушает  рассказы  родителей,  что  у  них  произошло  на  работе,  живо  интересуется  тем,  как  они  познакомились,  при  встрече  с незнакомыми  людьми  спрашивают,  кто  это,  есть  ли  у  них  дети  и  т.п.  

У  детей  продолжает  развиваться  речь:  ее  звуковая  сторона,  грамматический  строй,  лексика. Развивается  связная  речь.  В  высказываниях  детей  отражаются  как  расширяющийся  словарь,  так  и  характер  обобщений,  формирующихся  в  этом  возрасте.  Дети  начинают активно употреблять  обобщающие  существительные,  синонимы,  антонимы,  прилагательные  и  т.д.

Познавательные  процессы  претерпевают  качественные  изменения;  развивается  произвольность  действий.  Наряду  с  наглядно-образным  мышлением  появляются  элементы  словесно-логического  мышления.  Продолжают  развиваться   навыки  обобщения  и  рассуждения,  но  они  еще  в  значительной  степени  ограничиваются  наглядными  признаками  ситуации.  Продолжает  развиваться  воображение,  однако  часто  приходится  констатировать  снижение развития  воображения  в  этом  возрасте  в  сравнении  со  старшей  группой.  Это  можно  объяснить  различными  влияниями,  в  том  числе  средств  массовой  информации,  приводящими  к  стереотипности   детских  образов.    Внимание  становится  произвольным,  в  некоторых  видах  деятельности  время  произвольного  сосредоточения  достигает  30  минут.  У  детей  появляется  особы  интерес  к  печатному слову,  математическим  отношениям.  Они  с  удовольствием  узнают  буквы,  овладевают звуковым  анализом  слова,  счетом  и  пересчетом  отдельных  предметов.

К  7  годам  дети  в  значительной  степени  освоили  конструирование  из  строительного  материала. Они  свободно  владеют  обобщенными  способами  анализа  как  изображений,  так  и  построек.  Свободные  постройки  становятся  симметричными и  пропорциональными.  Дети  точно  представляют  себе  последовательность,  в  которой  будет  осуществляться  постройка.  В  этом  возрасте  дети уже  могут  освоить  сложные  формы  сложения  из  листа  бумаги  и  придумывать  собственные.  Усложняется  конструирование  из  природного  материала.

Художественно-эстетическое  развитие

  В  изобразительной  деятельности  детей  6-7 лет  рисунки  приобретают   более  детализированный  характер,  обогащается их  цветовая  гамма.  Более  явными  становятся  различия  между  рисунками  мальчиков  и девочек. Мальчики  охотно  изображают  технику,  космос,  военные  действия;  девочки  обычно  рисуют  женские  образы:  принцесс,  балерин,  и  т.д.  Часто встречаются  бытовые  сюжеты: мама  и  дочка,  комната  и  т.п.   При  правильном  подходе  у  детей  формируются  художественно-творческие  способности  в  изобразительной  деятельности.   Изображение  человека  становится еще  более  детализированным  и  пропорциональным.  Появляются  пальцы  на  руках,  глаза,  рот,  нос,  брови,  подбородок. Одежда может  быть  украшена  различными  деталями.   Предметы,  которые  дети  лепят  и  вырезывают,  имеют  различную  форму,  цвет, строение,  по-разному расположены  в  пространстве.  Вместе  с  тем  могут  к  7-ми  годам  передать  конкретные  свойства  предмета  с  натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

     Значительно  обогащается  индивидуальная  интерпретация  музыки.  Ребенок  определяет  к  какому  жанру  принадлежит  прослушанное  произведение.  Чисто  и  выразительно поет,  правильно передавая  мелодию  (ускоряя, замедляя).  Дошкольник  может  самостоятельно придумать  и  показать  танцевальное  или  ритмическое  движение.

Старшая группа

Учебно-тематический план

N

Тема

Деятельность

1

В книжном царстве

Чтение-рассматривание книжной выставки, знакомство с алфавитом

2

Гласные звуки и буквы

А, О, И ,Ы, У

Пальчиковая гимнастика «Астра», дидактическая игра «Я – любопытный»; конструирование, пропевание гласных букв А, О, И, Ы, У

3

Звуки [Н],[Н`]. Буква «Н»

Пальчиковая гимнастика «Ножницы»,знакомство с буквой «Н», артикуляционные загадки, хоровое чтение по слоговой таблице

4

Звуки [С],[С`]. Буква «С»

Пальчиковая гимнастика «Собака», знакомство с буквой «С», дидактическая игра «Светофор», хоровое чтение по слоговой таблице

5

Звуки [К],[К`]. Буква «К»

Пальчиковая гимнастика «Колготки», знакомство с буквой «К», конструирование , игровое упражнение «Котик», хоровое чтение по слоговой таблице

6

Звуки [Т], [Т`]. Буква «Т»

Пальчиковая гимнастика «Труба», дидактическая игра «Отхлопай звук», знакомство с буквой «Т», лепка буквы, хоровое чтение по слоговой таблице; чтение слов: КОТ, ТУК, КОТИК, СТУК

7

Звуки [Л], [Л`]. Буква «Л»

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», дидактическая игра «Волшебный мешочек», знакомство с буквой «Л», рисование буквы, музыкальная пауза «Лодочки», хоровое чтение по слоговой таблице; чтение слов: ЛАК, ЛУК, ЛИСА, СТУЛ

8

Звуки [Р], [Р`]. Буква «Р»

Пальчиковая гимнастика «Раки», дидактическая игра «Третий лишний»,знакомство с буквой «Р»,  проговаривание чистоговорок, пропевание  слоговой таблицы; чтение слов: РАК, РУКИ, КИРА, НОРКА; письмо печатными буквами

9

Звуки [В], [В`].  Буква «В»

Пальчиковая гимнастика «Ворота», дидактическая игра «Что пропало?»,знакомство с буквой «В»,парные игровые упражнения «Буквы»; чтение таблицы, слов: ВОВА, ВОЛК, ВОРОТА, ТЫКВА; конструирование слов из знакомых букв (игра «Эрудит»)

10

Буква «Е»

Пальчиковая гимнастика «Птенчики в гнезде», знакомство с буквой, прочтением  в разных позициях, дидактическая игра «Кто спрятался?»;  чтение слоговой таблицы, слов: ЛЕС, ЛЕНА, МЕЛКИ, ЕЛИ, РОЕТ; конструирование слов (игра «Эрудит»)

11

Звуки [П], [П`]. Буква «П»

Пальчиковая гимнастика «Веселые ребята», дидактическая игра «Я любопытный»,знакомство с буквой; чтение слоговой таблицы, слов: ПАПА,ПОЛК, ПИЛА, ПЕНКА; игра «Эрудит»

12

Звуки [М], [М`]. Буква «М»

Пальчиковая гимнастика «Мышка», дидактическая игра «Отхлопай звук», знакомство с буквой, игровое упражнение «Друзья Тома и Тима»; чтение по слоговой таблице; чтение слов: МАМА, РОМА, МИЛА, МЕЛ, МОСКВА; игра «Эрудит»

13

Звуки [З], [З`]. Буква «З»

Пальчиковая гимнастика «Замок», дидактическая игра «Узнай звук»,игровое упражнение «Комар», знакомство с буквой «З», чтение по слоговой таблице; чтение слов: ЗОНТИК, ЗИМА, КОРЗИНА,, ЗАМОК; оригами – «Заяц»

14

Буквы «З» - «С»

Дидактическая игра «Мы – следопыты» (звонкие и глухие согласные), чтение слоговой таблицы,  письмо печатными буквами (подарки для зайца), игровые упражнения «Зайцы в городе»

15

Звуки [Б], [Б`]. Буква «Б»

Пальчиковая гимнастика «Собака», дидактическая игра «Отхлопай звук», знакомство с буквой, чтение слоговой таблицы, чтение загадки: «Без рук, а рисует» (Мороз); игра «Эрудит»

16

Звуки [Д], [Д`]. Буква «Д»

Игровое упражнение «Деревья», дидактическая игра «Друзья Даны и Димы», чтение слоговой таблицы, чтение слов: ДЫМ, ДИВАН, ДЕРЕВО,ДОСКИ, игра «Эрудит»

17

Буквы «Д» - «Т»

Определение звонких и глухих согласных, кубики Зайцева, чтение слоговой таблицы, дидактическая игра «Что купили?» ( индивидуальные карточки: чтение, рисование ответов)

18

Буква «Я»

Пальчиковая гимнастика «Яблоко», знакомство с буквой, дидактическая игра «Довези букву», чтение слоговой таблицы, чтение слов: ЯНА, МАЯК, ЯСЛИ, МЯСО, ЯБЛОКО;  игровое упражнение «Прочитай и расскажи»

19

Звуки [Г], [ Г`]. Буква «Г»

Пальчиковая гимнастика «Гусь», дидактическая игра «Доскажи словечко», знакомство с буквой «Г», чтение слоговой таблицы, чтение слов: ГОРКА, ГАЛЯ, БАБА-ЯГА,ГЕНА, игра «Эрудит»  

20

Звук [Ч], буква «Ч»

Пальчиковая гимнастика «Чашка», знакомство с буквой «Ч», чтение слоговой таблицы, чтение слов: ЧЕК, ЧУДО,ПОЧТА, ЧЕРВЯК . Подбор картинок к тексту (индивидуальные задания)

21

Буква - Ь

Знакомство с Ь, со «Сказкой о мягком знаке; чтение по слоговой таблице; подбор картинок к тексту, лепка Ь из теста

22

Звук [Ш], буква «Ш»

Пальчиковая гимнастика «Шарик», дидактическая игра «Я любопытный», знакомство с буквой «Ш»; чтение слоговой таблицы; музыкальный этюд «Ветер»; подбор картинок к тексту  

23

Звук [Ж], буква «Ж»

Пальчиковая гимнастика «Жучок», прохлопывание звуков, знакомство с буквой «Ж», хоровое пропевание слоговой таблицы, динамическая пауза «Пчелки», игра «Эрудит»

24

Буквы «Ж» - «Ш»

Хоровое чтение слоговой таблицы, дидактическая игра «Поменяй букву», оригами «Жук», динамическая пауза «Жук на лужайке», письмо печатными буквами (подарки для жука)

25

Буква «Е»

Пальчиковая гимнастика «Ежик», дидактическая игра «Узнай звуки»,ознакомление с буквой «Е», чтение слоговой таблицы, динамическая пауза «Превращения», подбор картинок к тексту

26

Звук [Й], буква «Й»

Пальчиковая гимнастика «Лейка», дидактическая игра «Отхлопай звук», ознакомление с буквой «Й», чтение слоговой таблицы, слов: МАЙ, ЛЕЙКА, САРАЙ, РУЧЕЙ; динамическая пауза «Ручей»; игра «Эрудит»

27

Звуки [Х], [Х`]. Буква «Х»

Дидактическая игра «Я любопытный», ознакомление с буквой «Х», лепка буквы «Х», упражнение «Хобот», чтение слоговой таблицы, подбор картинок к тексту

28

Буква «Ю»

Дидактическая игра «Друзья Тима и Тома», ознакомление с буквой «Ю», конструирование буквы, чтение слоговой таблицы, чтение слов: ЮРА, САЛЮТ, ЮЛЯ, ЮЛА;  динамическая пауза «Юла», игра «Эрудит»

29

Звук [Ц], буква «Ц»

Дидактическая игра «Отхлопай звук», ознакомление с буквой «Ц», чтение слоговой таблицы, игровое упражнение «Цапля», практикум: «Прочти и нарисуй»

30

Звук [Э], буква «Э»

Дидактическая игра «Доскажи словечко», ознакомление с буквой «Э», лепка буквы «Э»; чтение слоговой таблицы, слов: ЭТАЖ, ЭДИК, ПОЭТ, ЭКСКОВАТОР; музыкальный этюд «Кто это?»

31

Звук [Щ], буква «Щ»

Пальчиковая гимнастика «Щука», дидактическая игра «Я любопытный», ознакомление с буквой «Щ», чтение слоговой таблицы, слов: ЩУКА, ЩЕРБЕТ, ЩИ, РОЩА; динамическая пауза «Щука», игра «Эрудит»

32

Звуки [Ф], [Ф’]. Буква «Ф». БУКВЫ «В» - «Ф»

Дидактическая игра «Какой звук?», ознакомление с буквой «Ф», чтение слоговой таблицы, игровое упражнение «Флажок», рисование

33

Мягкий и твердый разделительные знаки

Дидактическая игра «Поймай слово», слушание сказки «О твердом и мягком знаках», динамическая пауза «Том и Тим»; упражнение в чтении по таблице

34

Создание книги «Незнайка учится читать»

Предложение. Письмо печатными буквами. Рисование иллюстрации. Сбор книги «Незнайка учится читать». Рассматривание. Динамическая пауза. Награждение членов кружка медалями «Знайка»

Подготовительная группа

Учебно-тематический план

N

Тема

Деятельность

1

Обо всем на свете

Чтение-рассматривание иллюстративно-книжной выставки «Обо всем на свете». Создание групповой библиотеки с разделами

2

Игрушки

Игровое упражнение по слоговой таблице «Прыгаем по кочкам», знакомство с творчеством А. Барто. Динамическая пауза с игрушками. Чтение стихов из серии «Игрушки»

3

Откуда пришла сказка?

Игровое упражнение по слоговой таблице «Не разорви цепочку». Беседа по теме «Откуда пришла сказка?» Динамическая пауза: произвольные движения под русскую народную мелодию. Чтение фрагментов русских народных сказок. Подбор иллюстраций

4

Мышка, мы тебя найдем!

Игра по слоговой таблице «Я начну, а ты продолжи». Нахождение и прочтение эпизода с мышкой в сказке «Репка». Кто помог деду? Инсценирование концовки сказки

5

Медведь в русских народных сказках

Игровое упражнение «Медведи читают таблицу» В каких сказках встречается медведь? Чтение по цепочке выбранной книги. Пальчиковый театр «Сам себе режиссер»

6

Почему развалился теремок?

Игра по слоговой таблице «Кочка на кочку». Обсуждение ситуации «Почему развалился Теремок?» Динамическая пауза «Звери в городе». Прочтение кульминации сказки в книге. Оригами «Домик»

7

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Хоровое пропевание слоговой таблицы. Чтение загадки, письмо ответа печатными буквами Настольный театр «Сам себе режиссер» со сказочными персонажами-игрушками

8

Что нам осень принесла?

Чтение в режиме «Кочка на кочку» слоговой таблицы. Чтение рецепта овощного салата. Динамическая пауза «Овощи растут». Письмо печатными буквами компонентов салата, складывание полосок с названиями в тарелки-игрушки. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

9

Потешки о животных

Мы в зверинце. Дети   с выбранной игрушкой по цепочке читают слоговую таблицу, имитируя голос животного. Чтение потешек о животных. Инсценирование

10

Осенние краски

Дидактическая игра «Притворщик»: чтение слоговой таблицы с предложенным настроением. Чтение-рассматривание иллюстративно-книжной выставки «Осень в России». Игровое упражнение «Дождик»

11

Какая осень у Пушкина?

Слушание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Обсуждение проблемы. Чтение   подтверждающих строк. Погружение в образ. Упражнение в выразительном чтении стихотворения

12

Волшебная сказка «Василиса прекрасная»

Слушание сказки «Василиса прекрасная». Прочитывание волшебных моментов.Зарисовка впечатлений под музыку

13

Волшебная сказка «Снегурочка»

Просмотр мультфильма «Снегурочка» по мотивам русской народной сказки «Снегурочка». Русская народная игра «Заморожу». Чтение фрагментов сказки с описанием снегурочки

14

Зимушка-зима

Чтение-рассматривание иллюстративно-книжной выставки «Зимушка-зима». Выполнение снежков из бумаги. Игра-забава «Снежки»

15

Кто я?

Чтение описания литературного персонажа. Изображение. Отгадывание остальными детьми. Хоровое чтение описания на экране

16

Мы читаем

 Самостоятельное чтение детской литературы в групповой библиотеке. Диагностика техники чтения. Заполнение таблицы

17

О чем читают дети?

Встреча с выпускниками. Обсуждение читательских интересов. Выбор книги для домашнего чтения в групповой библиотеке. Самостоятельная запись печатными буквами в читательском формуляре (списывание)

18

В гостях у малышей

Чтение книжек-малышек. Совместное исполнение танца «Утята»

19

Андерсен. Снежная королева

Просмотр мультфильма по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева». Игровое упражнение «Снежки с ответами» по теме: «Что тебе нужно для счастья?» Чтение отрывка, в котором Кай находится в плену у Снежной королевы. Обсуждение ситуации: «Почему Кай невеселый?»  

20

Любимая книга. Защита проекта с участием родителей

Рассматривание рисунков по теме. Краткое сообщение о книге.  Обмен книгами для домашнего чтения. Чаепитие

21

Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Составление плана рассказа с помощью смайликов. Чтение эпизода встречи Павлика со старичком в сквере. Музыкальные этюды: «Павлик зол и бежит в сквер», «Павлик недоверчиво слушает старичка», «Волшебные слова помогают!»

22

В гости к Павлику

Беседа по теме: «Что помогло Павлику стать хорошим мальчиком?» Чтение совета старичка. Проговаривание по кругу   реплики Павлика  и соответствующих ответов с передачей предметов (краски, морковь)

23

Весна пришла!

Чтение-рассматривание иллюстративно-книжной выставки «Весна пришла!» Подвижная игра «Ручеек»

24

Стихотворение А. Плещеева «Весна»

Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Музыкальный этюд «Радость». Упражнение в выразительном чтении стихотворения

25

Загадки

Чтение загадок. Рисование картинок-образов. Игровое упражнение «Сделай так»

26

Л.Толстой. Басня «Собака и тень»

Слушание басни. Самостоятельное чтение. Игровое упражнение «Собака потеряла мясо». Рисование собаки. Обсуждение на тему: «Какой я представляю собаку?»

27

С. Михалков. Басня «Ошибка»

Рассказ о С.Михалкове-баснописце. Слушание басни. Толкование пословицы «Дрожит, как осиновый лист». Музыкальный этюд по теме. Нахождение, чтение соответствующих строк в басне

28

Книжкина больница

Отбор книг для ремонта. Чтение названий «больных» книг. Реставрация обложек, подклеивание страниц

29

Экскурсия в библиотеку

Ознакомление с  книжным фондом библиотеки, ее разделами; обзор выставки; чтение-рассматривание книг в читальном зале

30

Пословицы

Ознакомление с пословицами. Чтение. Объяснение. Распределение по группам: о труде; о дружбе; о знаниях. Подвижная игра «Друг за другом»

31

В гостях у малышей

Чтение книжек-малышек. Игры с мячами

32

Кроссворд «Сказки»

Чтение вопросов. Письмо печатными буквами ответов в ячейки. Игры с воздушными шарами

33

Литературная викторина

Выполнение заданий двумя командами:

  1. Кто больше знает сказок.
  2. Прочитать отрывок и определить, из какого произведения
  3. Декламирование стихотворения, соответствующего изображению на картинке
  4. Отгадывание загадок
  5. Инсценирование обеда в семье Павлика (В. Осеева «Волшебное слово»)

Подведение итогов. Награждение

34

Как хорошо уметь читать!

Диагностика техники чтения. Подведение итогов. Награждение членов кружка грамотами и шоколадными медалями

Методическое обеспечение:

 - диски с мультфильмами;

 - компьютер;

 - слоговые таблицы и кубики Зайцева

 - подборки детской литературы, иллюстраций для выставок;

 - материал для творческой деятельности;

 - дидактические игры;

 - пальчиковый театр

Литература

  1. Ковригина Т. Е. Занимательное обучение чтению.- Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Кондрыкинская Л. А. Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников. – М. : Скрипторий, 2006.
  3. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5 – 7 лет /авт.-сост. И.А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель,2012.
  4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис-Пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности: "Как хорошо уметь читать!"

Программа  «Как хорошо уметь читать!» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»; программа «Как хорошо уметь читать» в старшей группе.

Раздел «Обучение грамоте».«Путешествие  в страну Фонетики» Педагог дополнительного образования: Мельниченко Е.В....

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....

Рабочая программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «Как хорошо уметь читать».

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...


 

Комментарии

Пидусова Галина Владимировна

Молодец. Работа содержательная, востребована в дошкольной среде. Такой кружок очень актуален с учетом требований ФГОС, отвечает запросам родителей, имеет большое значения для подготовке дошкольников к школе!