Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду
методическая разработка (младшая группа) на тему

Котельникова Татьяна Борисовна

Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых умений и навыков. Одним из средств, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ является игра, позволяющая детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения. Современные  игровые технологии  помогают, вновь поступившим  воспитанникам, сделать процесс адаптации к условиям ДОУ наименее болезненным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку адаптироваться  в детском саду

Каждому, кто связан с дошкольным учреждением, известно, что адаптационный период - трудная пора для детей раннего возраста.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от  психофизических  и  личностных  особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в ДОУ.

Исследования А.И. Баркан и А.Н. Приходько подтверждают, что осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, необщительность родителей. Дети  непроизвольно  усваивают  негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения  со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, - сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.

Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад, по моему опыту работы, нужно не раньше 3 лет-девочку, и 3,5 года мальчика.

Если ребенок единственный в семье, часто белеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад является постепенным.

Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, и если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Адаптация  обычно  протекает  сложно  с  массой  негативных  сдвигов  в детском  организме.  Но  нам  видна  обычно  надводная  часть  «айсберга».  Что творится  в  душе  ребенка,  когда  он  впервые  идет  в  детский  сад,  нам  не понять?

Малыш находится как под током сильного нервно-психического напряжения. Он на грани стресса, или в полной мере ощущает стресс.

Если бы нам удалось сравнить одним методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты бы нас ошеломили. Они были бы идентичны.  

Если выраженность стресса велика у ребенка будет срыв, и он заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.  

Если выраженность стресса минимальна в скором времени пройдут негативные сдвиги адаптационного периода.  

В настоящее время печатается много рекомендаций по работе с малышами в период адаптации, советы родителям, воспитателям.

Меня, как воспитателя детского сада тоже обеспокоила эта проблема. С одной стороны мне хотелось организовать целенаправленную работу по  новым подходам адаптационного периода, безболезненного привыкания ребенка к новым условиям, которая бы позволила сформировать у них положительное отношение к детскому саду, к сверстникам; с другой - помочь родителям подготовить ребенка к поступлению в ДОУ.  

Наблюдая за детьми, впервые переступивших порог дошкольного учреждения, я отметила некоторые закономерности.

Во-первых, ребенок  раннего возраста  не  испытывает потребности  общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте  взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, так как сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный   и   эмоционально чувствительный.

Во-вторых, дети раннего возраста испытывают страхи перед незнакомыми людьми и  новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

Рассмотрим портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он?

I. Отрицательные эмоции встречаются, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организационному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг, вдруг исчезает вся окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая «белку в колесе». Как вихрь вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны.

В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу, и составляет «плачущий дуэт» или же просто подпевает в хоре.

II. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой... Малыш боится...

III. Гнев: Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту.

IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

V. Социальные контакты. В первые дни дети замкнуты и нелюдимы, все время проводят лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми.

Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру... пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих не умеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Они назойливы, невыносимы и «жалят» посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у вашего ребенка.

IV. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

IIV. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизоре, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

IIIV. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже малыш впадает вдруг в другую крайность, и ест, пытаясь своим «волчьим» аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует всем нам о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.

На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Исследуя эти закономерности в ходе своей педагогической деятельности, я весь адаптационный период условно разделила на несколько этапов.

Первый этап. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Получала я ее в детской поликлинике и у участкового педиатра. Задолго до 1  сентября, посещала семьи своих малышей, знакомились с родителями.

Проводила   родительские   собрания,   на   которых   решались   многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад.

В ходе, которых рассказывала о режиме дня, режиме питания, знакомила с культурно-гигиеническими навыками и образовательной программой; особенностями адаптационного периода. А затем устраивала «Праздник знакомства», старалась создать благоприятную атмосферу в группе, положительные эмоции о детском саде. Раздавала родителям памятки и рекомендации «Как готовить ребенка к поступлению его в детский сад», «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать ДОУ».

Второй этап. Подготовка малыша к жизни в детском саду - знакомство с мной, психологом, другими педагогами и сотрудниками ДОУ.

Формы этой работы таковы:

  • индивидуальные консультации;
  • проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми групп;
  • открытые детские праздники, знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».

Главное на этом этапе - привыкание к режиму детского сада, так как резкая смена его влияет на здоровье ребенка.

Проанализировав результаты диагностических карт, я уточнила, что же все-таки провоцирует стресс ребенка?

В огромной степени - это отрыв от матери. Это внезапное прекращение поступления витамина «М», необходимого ему для жизни. Вдруг мама предала его. Взяла и обменяла на работу и этим перекрыла кислород.

И тут у ребенка наступает страх, стресс и срыв адаптации - болезнь.           Чтобы такого не допустить, я выявила для себя основные принципы работы по адаптации детей к детскому саду:

  1. Индивидуальный подход к малышу и родителям.
  2. По возможности постепенное заполнение групп (2-3 малыша в неделю), начиная с июля месяца.
  3. Неполное  пребывание  ребенка  в  начальной  стадии  адаптации  (1-2  часа) возможность пребывания с мамой.
  4. Гибкий режим пребывания  ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные).
  5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
  6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка.

Также я организую игровую деятельность детей, подбираю игры таким образом, чтобы они увлекали всех малышей. В процессе игровой деятельности на основе совместных действий возникает эмоциональное общение между детьми и воспитателями, что способствует налаживанию благожелательных отношений между детьми в группе, созданию предпосылок эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Мной совместно с другими педагогами ДОУ создана серия  игр:

  • игры на формирование доброжелательного отношения детей друг к другу («Догони мяч», «Поезд», «По ровненькой дорожке», и др.);
  • игры на формирование доверия к взрослому («Бегите ко мне», «Возьми коврик», «Принеси мишку», и др.);
  • игры со сказочными героями (кукольный и пальчиковый театр);
  • создана фонотека соответствующая возрастным особенностям детей;
  • игры на монотонные движения кистей рук, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции («Кубы – вкладыши», «Лего», «Пирамидки», «Собери бусы» и др.);
  • серия игр с водой и песком.

Изучив идеи педагогов-новаторов Р.Камилиной в книге «Тренинг развития  личности  дошкольника», А.Белкиной  в  книге «Адаптация  детей раннего возраста к условиям ДОУ», я  воспользовалась их практическими материалами по организации адаптационного периода.  

Самостоятельно разработала перспективное  планирование по  гибкому режиму, систему оздоровительных  мероприятий и создала «эмоциональный портрет» ребенка, впервые поступившего в детский сад.

Вот такие показатели включал он:

  • отрицательные эмоции,
  • страх,
  • гнев,
  • сон,
  • аппетит,
  • социальные навыки и  контакты,
  • двигательную активность,
  • познавательную деятельность,  
  • положительные эмоции, особенности речи.

Основываясь на свой опыт работы с детьми раннего возраста, а также на основополагающие педагогические теории Л. Выготского и М. Лисиной, я сделала следующий вывод, что развитие личности ребенка раннего возраста можно представить в виде перевернутой пирамиды.

                                          ребенок + дети

ребенок + ближайшее окружение

  ребенок + взрослые

                                     ребенок + мать

 

 Личность -  сложная  структура  уже  на  уровне  дошкольного  возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход мне помог комплекс различных социально-психологических методов, а также ряд других приемов   и методов, которые на мой взгляд помогли детям легче адаптироваться к условиям детского сада.

Укрепили резервные возможности детского организма с помощью:

  • элементов телесной терапии (детей брали на руки, гладили, обнимали);
  • рядом с подушкой легко возбудимого ребенка клали мешочки с успокаивающими травами;
  • предлагали ложиться в постель с игрушкой, принесенной из дома;
  • создавали у детей положительную установку на предстоящие  режимные процессы.

Организовав, таким образом, адаптационный период к дошкольному учреждению, я пришла также к заключению, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей  каждого  малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей.

Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Созданный мной в ясельной группе уют, спокойствие, любовь и забота - сглаживают остроту адаптационного периода детей. Малыши спокойно засыпают и спят положенное время, с аппетитом кушают, эмоционально общаются с окружающими.

                                                  Используемая литература

  1. Лисина. М.И. Формирование личности ребёнка в общении. Питер, 2009.
  2. Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Игры с детьми раннего возраста:

методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2008

3. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. Питер, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...

Консультация для родителей "Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе".

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе....

Консультация на тему: «Как помочь родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий — то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом,— обяз...

Консультация на тему: «Как помочь родителям в период адаптации ребёнка к детскому саду»

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:1.Тревога связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается  усильном внимании. При этом из привычной спок...