Методы психологии в дошкольной педагогике
статья на тему

Кузьмина Татьяна Петровна

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет, наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_psihologii_v_doshkolnoy_pedagogike.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Кузьмина Татьяна Петровна

Воспитатель ГБДОУ №40 комбинированного вида

СПб Колпино

Методы психологии в дошкольной педагогике

Организационные Методы

 Сравнительный метод, который еще называют методом возрастных или поперечных срезов. Он предусматривает одновременное изучение определенного психического явления в разных возрастных групп, с целью выявления его динамики;

Лонгитюдный - предусматривает исследование динамики определенного психического явления в одних и тех же конкретных детей или их групп в течение длительного времени (нескольких лет);

Комплексный - в исследованиях принимают участие различные специалисты (физиологи, гигиенисты, педагоги и психологи)

Эмперический метод

Наблюдение - целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение позволяет выявить психологические особенности ребенка, учителя или родителя в естественных для них условиях. За ребенком можно понаблюдать во время урока или игры со сверстниками, за родителем - во время праздника, организованного в классе, причем наблюдатель должен опираться на объективно наблюдаемые параметры поведения, а не интерпретировать их.

М. Я. Басов; Полученные им результаты показали, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, поскольку дети доверчиво и открыто относятся к исследователю, не осознавая своей роли. Они воспринимают исследования как обычное общение, беседу, задача взрослых вроде систематически получаемых в детском саду. Кроме того, самосознание и жизненный опыт маленького ди заборы отличаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых Таким образом, чем меньше ребенок, тем более важную роль в ее исследовании занимает метод наблюденияеження.

Самонаблюдение является разновидностью наблюдения и предполагает изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Для его проведения у испытуемого должен быть сформирован высокий уровень абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии. Дети-дошкольники легче нарисуют свое состояние, чем будут рассказывать о нем.

Эксперимент - метод сбора фактов в контролируемых и управляемых условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

    Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

    Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі

    Беседа-метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

Чтобы эффективно использовать время беседы, необходимо, чтобы ответы детей были информативными Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы уместны обращения такого типа: \"роскошных говори, как \",\" в какие игры вы играете? \",\" Объясни, почему твоя любимая сказка \"Способность ребенка свободно чувствовать во время беседы возрастает, если она проводится в игровой форме с использованием игровых момент ей, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора Кроме игрушек, беседы могут проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек, строительного материала и т.д. Особенно важно использовать нао ческий материал в беседах с дошкольниками время, беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его речиозвитку самосвідомості дитини, її мовлення.

беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

   Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии К нему относятся анализ рисунков, определенных изображени

сказок, рассказов, конструкций, аппликаций, школьных тетрадей и т.д. С помощью оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, определить основные его в этапы, трудности, преимущества Значительная часть работ ребенка носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления Продукты деятельности отражают умение и навыки ребенка, свойства его личности, которые обеспечивают выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом становятся Заметим ними слабо развитые качества ребенка, узловые проблемы ее развития Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, забей зпечилы получения соответствующих продуктов деятельности Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельно ости включает элементы сравнениявняння.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований Он устанавливает \"вертикальные\" генет тические связи между уровнем развитияу.

Структурный метод устанавливает \"горизонтальные\" структурные связи между всеми изученными характеристиками личности

Рассмотрим более подробно эмпирические методы исследования, которые могут и должны использоваться в практике учителя

 применение метода моделирования в психологических исследованиях.Развивается в 2 направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов ирезультатов психической деятельности — моделирование психики; 2) организация, воспроизведение тогоили иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности(напр., в лабораторных условиях), что принято называть психологическим моделированием.

Моделирование психики — метод исследования психических состояний, свойств и процессов, которыйзаключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей ииспользовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полнотеотражения объекта в модели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые(образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блоксхемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенныйпереход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественнойимитации ее структуры и механизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков...

История возникновения метода проектов в дошкольной педагогике

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Игра для педагогов "Что за слово?. Тема: дошкольная педагогика и психология

Представленная игра "Что за слово" включает вопросы на темы дошкольной педагогики и психологии.Игру можно проводить для двух команд, можно и для выявления индивидуального победителя. Участникам необхо...

Классификация методов воспитания в дошкольной педагогике

Различные методы, которые могут быть использованы при воспитании детей....

Наблюдение как метод обучения в дошкольной педагогике

Методы обучения, разработанные дидактикой, конкретизируются в каждой отдельной методике. Метод обучения – способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми зна...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...