Конспект занятия с детьми старшей группы ТЕМА: «АПЕЛЬСИН»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тиунова Лариса Дмитриевна

Цель НОД: расширение представлений о фрукте - апельсин через познавательно – исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_apelsin.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшей группы

ТЕМА: «АПЕЛЬСИН»

(интегрирующие области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое»)

C:\Users\ирина\Desktop\images.jpg

Разработала: Тиунова Лариса Дмитриевна,

воспитатель I квалификационной категории

 МБДОУ «Детский сад №6»,

2016 год

Пояснительная записка

Данная непосредственно образовательная деятельность разработана в соответствии с  ООП МБДОУ «Детский сад № 6»
Тема: «Апельсин».
Возрастная группа: старшая  группа, дети 5-6 лет.

Интеграция: материалом НОД охвачены образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Форма организации (групповая, индивидуальная, подгрупповая)
Место НОД в изучаемой теме: углублённо – познавательная НОД

Цель НОД: расширение представлений о фрукте - апельсин через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнить представления детей об апельсине;
  • познакомить детей с родиной апельсина;
  • Формировать у детей понятие …..

Развивающие:

  • Развивать воображение, мышление, связную речь (формулировка высказываний, выводов детьми грамматически правильными предложениями),
  • развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в коллективе, выслушивать сверстников.

Методы и приемы:

Наглядные

  • Просмотр презентации «Апельсин»;
  • Рассматривание иллюстраций  на слайдах;
  • рассматривание фрукта апельсина, бытовой техники – соковыжималки.

Словесные

  • Беседа по теме;
  • рассказ ребёнка об апельсине и его происхождении
  • Вопросы;

 Практические

  • исследование апельсина, свойства апельсина (форма, размер, цвет, запах, вкус, плавучесть)
  • Эксперименты с апельсином;
  • Разрешение проблемной ситуации;
  • Изобразительная деятельность – рисование апельсина.

Музыкальное сопровождение при проведении изобразительной деятельности:

Предварительная работа проводилась в ходе совместной деятельности в режимных моментах через разные виды детской деятельности:

Игровая – дидактическая игра «Четвёртый лишний», развивающая игра «Собираем урожай», дидактическая игра «Овощи - фрукты», сюжетно-ролевая игра «Магазин «Фрукты - овощи»

Познавательно – исследовательская – экскурсия в магазин, рассматривание альбома «Фрукты -  овощи».

Коммуникативная – беседы после проведения экскурсии, разучивание пальчиковой игры «Апельсин».

Восприятие  художественной литературы – чтение познавательной литературы энциклопедия для дошкольников.

Изобразительная – лепка апельсинов из солёного теста для игры в магазин

Двигательная – подвижная игра «Апельсин»

Взаимодействие с родителями: подготовка  дома рефератов про апельсин.

Оборудование и материалы:  проектор, ноутбук, экран,  презентация к занятию «Апельсин»,   фрукты – апельсины, соковыжималка, стаканчики, конверт с письмом, магнитофон, флешкарта с фоновой китайской народной музыкой, стаканчики с водой, прозрачная ваза с водой, акварельные краски  для рисования, кисти, салфетки, готовые зелёные листочки, карточки с буквами  для выкладывания слова  КИТАЙ,  

Технологическая карта НОД

Этап НОД

Содержание и деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

УУД

I.Организационный момент

Находят в зале конверт, подходят к воспитателю

Вовлечение детей в деятельность

II.Создание проблемной ситуации

Читает письмо

Внимательно слушают, отгадывают загадку

готовы выполнять задания

III.Мотивирование к деятельности

Вы хотите узнать родину апельсина?

 принимают решения выполнять задания – исследовать апельсин, узнать родину апельсина

 У детей  появился интерес к  дальнейшей деятельности, дети готовы работать в лаборатории

IV.Целевая установка

Дети ставят перед собой цель: отправиться в лабораторию, для исследования апельсина

V. Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации

Задаёт вопросы

способы (как?),

последовательность (что за чем?),

средства (чем?)

Для выполнения заданий предлагает, объединиться в три подгруппы (при помощи браслетов)

Задания путешественника

I подгруппа узнает цвет, форму, размер апельсина (даёт детям карточки)

 II подгруппа узнает поверхность, вкус и запах апельсина

 III подгруппа  узнает плавучесть апельсина

Ответы детей: будем выполнять задания путешественника, исследовать апельсин в лаборатории,

1 подгруппа:  понадобится фрукт апельсин.

II подгруппа: понадобится целый и разрезанный апельсин

III подгруппа: понадобится ваза с водой, апельсин без кожуры. апельсин с кожурой

Дети проговорили последовательность, способы работы в лаборатории и что им для этого надо

VI.Выполнение действий. Работа по подгруппам.

Наблюдает за деятельностью детей.

Направляет, предлагает выполнить следующее задание путешественника,  выслушивает детей, предлагает сравнить ответ с ответом на слайде, хвалит и даёт букву за выполненное задание

Самостоятельно исследуют апельсин, ориентируясь на предложенные карточки - схемы

Делают промежуточные выводы,

Рассказывают рассказ об апельсине,

Физминутка: пальчиковая игра  «Апельсин»

Рисуют апельсин

Расширение представлений детей об апельсине.

Формулируют свои выводы.

Свободно общаются в процессе деятельности.

Рассказ об апельсине

Нарисованные фрукты

Узнают родину апельсина

Коммуник

а

тивные

VII Анализ результатов деятельности

Спрашивает у детей:

- Что нового узнали об апельсине?

- Для чего мы сегодня с вами выполняли задания?

- Как называется родина апельсина,   в какой стране побывал путешественник?

- Что вас удивило? Где вам пригодятся знания об апельсине?  

Ответы детей:

Узнали, что родина апельсина Китай, что апельсин в кожуре не тонет в воде,  а без кожуры тонет (есть «спасательный жилет»

Узнали сами и помогли путешественнику узнать об апельсине

Мы теперь много знаем об апельсине,  сможем рассказать дома, другим детям…

Дети рассказали что узнали нового на занятии  и для чего они это делали.

VIII  Подведение итогов

Воспитатель:  ребята вы сегодня меня порадовали, отлично работали в  лаборатории, правильно выполнили все задания путешественника.

Дети похлопайте, если всё удалось.

Потопайте, если были трудности!

Если вы

 и путешественник прислал бытовой прибор для получения сока, попросил меня сделать для вас сок.

-Какой мы будем пить сок из апельсина? (апельсиновый)

 (Дети угощаются апельсиновым соком)

Дети хлопают, если всё удалось.

Дети топают, если были трудности!

Оценка и самооценка деятельности детей

Сюрпризный момент.

Конспект НОД в старшей группе

«Апельсин»

Цель НОД: расширение представлений о фрукте - апельсин через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнить представления детей об апельсине;
  • познакомить детей с родиной апельсина;

Развивающие:

  • Развивать воображение, мышление, связную речь (формулировка высказываний, выводов детьми грамматически правильными предложениями, рассказ об апельсине),
  • развивать познавательную активность, ориентируя детей на собственные наблюдения и эксперименты.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в коллективе, подгруппе, выслушивать сверстников.

Методы и приемы:

Наглядные

  • Просмотр презентации «Апельсин»;
  • Рассматривание иллюстраций  на слайдах;
  • рассматривание фрукта апельсина, бытовой техники – соковыжималки.

Словесные

  • Беседа по теме;
  • рассказ ребёнка об апельсине и его происхождении
  • Вопросы;

 Практические

  • исследование апельсина, свойства апельсина (форма, размер, цвет, запах, вкус)
  • Эксперименты с апельсином;
  • Разрешение проблемной ситуации;
  • Дидактическая игра «Собери картинку»;
  • Изобразительная деятельность – рисование апельсина акварельными красками.

Ход НОД:

  1. Организационный момент, создание проблемной ситуации

(дети входят в зал и замечают письмо, подходят к воспитателю с письмом)

-Ребята  от кого оно сейчас мы узнаем.

(открывает письмо и читает)

Пишет нам один путешественник:

 Ребята я недавно посетил далёкую страну, родину полезного фрукта и мне захотелось о нём всё узнать, Что это за фрукт, вы сейчас угадаете! Воспитатель загадывает загадку:

С оранжевой кожей на мячик похожий,

Но в центре не пусто, а сочно и вкусно.

Что это?

Дети отвечают  – это апельсин!

А что это за страна вы узнаете, когда выполните все мои задания. За каждое задание получите карточки с буквами, из которых составите слово – название страны, где я был!

  1. Мотивирование к деятельности

Вы хотите узнать родину апельсина и всё об этом фрукте?

Для этого отправляемся в «Апельсиновую лабораторию»

 Как мы можем это узнать?  (выполнить задания путешественника, исследовать апельсин)

  1. Целевая установка

Отправляемся в нашу лабораторию, где будем исследовать апельсин.

  1. Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации
  1. – Объединяемся в 3 подгруппы:  1 задание выполняет подгруппа с красными браслетами, 2 задание: подгруппа с белыми браслетами, 3 задание выполняет подгруппа с синими браслетами.
  2.  Исследовать апельсин  вам помогут карточки-схемы.
  3. Назовите материалы для обследования апельсина, которые  находятся у нас в лаборатории (апельсины целые в кожуре, разрезанный апельсин, стаканчики, ваза с водой)
  1. Выполнение действий. Работа по подгруппам.

Задание №1:     Подгруппа узнает,  какая  форма, размер и  цвет у апельсина?

 Подведите итог.  Апельсин круглый, большой, оранжевый.

Давайте посмотрим на слайде. Молодцы 1 подгруппа. Вы выполнили задание – получаете первую  букву К.

 Задание №2:   Какой на вкус и запах  у  апельсина? Какая поверхность у апельсина? Узнает  вторая    подгруппа

Подведите итог.   Апельсин вкусный, сладкий с шероховатой, неровной поверхностью. Смотрим на слайде. Отлично. Получаете вторую букву, и прикрепляют букву И.

Задание №3:  А вы  узнаете, тонет или не тонет апельсин. Проверяем его на плавучесть.

Подведите итог.  (Не тонет!) Почему? (в его кожуре есть воздух) А если очистим  (утонет) Да, как только снять кожуру, то апельсин останется без спасательного круга и утонет. Замечательно ребята! Получаете третью букву Т.

Задание №4:  «Расскажите  про апельсин»

-Кто желает выйти и рассказать  про апельсин. (Рассказ ребенка)

получаете следующую букву А.

Физминутка. Пальчиковая игра: «Апельсин»

-Ребята, а какую пальчиковую игру мы знаем про апельсин?

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура.

Задание №5: Следующее задание путешественника «Нарисуйте апельсин»

-А сейчас  нарисуйте апельсины для нашего путешественника.

(дети рисуют под китайскую народную музыку)

 За эти замечательные рисунки вы получаете последнюю букву  и мы узнаем страну - родину апельсина.

– Как же называется эта страна?

на слайде Родина апельсина – КИТАЙ  (звучит китайская музыка)

  1. Анализ результатов деятельности

 Что вы нового узнали об апельсине? (ответы детей)

Для чего мы сегодня с вами выполняли задания?   (чтобы всё узнать об апельсине  и узнать его родину)

Как называется родина апельсина,   в какой стране побывал путешественник?

                  (страна КИТАЙ)  

                Что вас удивило? Где вам пригодятся знания об апельсине?  (ответы детей)

  1. Подведение итогов

Воспитатель: ребята вы сегодня меня порадовали, отлично работали в  лаборатории, правильно выполнили все задания путешественника

Дети похлопайте, если всё удалось.

Потопайте, если были трудности!

         (Дети хлопают, если всё удалось.

Дети топают, если были трудности!)

  Путешественник прислал бытовой прибор для получения сока, попросил меня сделать для вас сок.

-Какой мы будем пить сок из апельсина? (апельсиновый)

 (Дети угощаются апельсиновым соком)

Список литературы:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки»
  2. Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада»
  3. И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет»
  4. Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»
  5. Е.А. Мартынова, И.П. Сучкова «Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Экскурсия в лес»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, пищево...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы. Тема: «Подснежник»

     Конспект  интегрированного занятия с детьми  старшей группы...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему «Фрунзенский — мой район»

Ознакомление детей с достопримечательностями района....

Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: «Насекомые». Лепка «Божья коровка».

Экологическое воспитание является актуальным в любом возрасте, поэтому в с своей работе я уделяю должное внимание этому направлению. Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в р...

Конспект занятия с детьми старшей группы. Тема: «Безопасность работы в Интернете»

Тема: «Безопасность работы в Интернете»Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете ивоспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.Задач...