Консультация для педагогов (Из опыта работы) «Использование нетрадиционной техники рисования для детей с ОВЗ»
консультация

Здесь я делюсь со своим омытом работы.Коллегам рассказала о  работе кружка.Познакомила их с одним из способов нетрадиционной техники рисования - выдувание из трубочки "кляксография".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рассказывается о работе кружка33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида

Консультация для педагогов

(Из опыта  работы)

«Использование нетрадиционной техники рисования для детей с ОВЗ»

       Подготовила:

       Воспитатель1            квалификационной категории

Селиванова Н.В.

                           

Ядрин – 2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свое выступление хочу начать со  стихотворения:

- Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк:

Вверх-вниз, вправо-влево.

Гордо словно королева

Кисточка пошла «тычком»,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе!

 Вы устали? Отдохнем.

И  опять стучать начнем.

Мы рисуем: раз, раз.

Все получится у нас!

Это моя  «помощница», один из множества инструментов, который я использую в работе с детьми. А с остальными инструментами я познакомлю вас по ходу своего выступления.

У моих воспитанников, это – дети с ДЦП, с болезнью Дауна (ОВЗ),  низкий уровень развития кистевой моторики и имеются сопутствующие отклонения.

Это:

 СЛАЙД - Основные особенности категории: 

  • неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем;
  • особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга, двигательной патологии (длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата);
  • недостаточность пространственных и временных представлений;
  • трудности в анализе и синтезе, сравнении и обобщении;
  • недостаточность развития фонематического слуха,

СЛАЙД - Специфические особенности категории:

  • замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти;
  • повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность/заторможенность;
  •  застенчивость, робость сочетаются с плаксивостью, капризностью, реакцией протеста, снижением критики (эйфория);
  • склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций;
  • нарушения поведения (двигательная расторможенность, агрессия, реакции протеста или полного безразличия, равнодушия);
  • достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, личностной незрелостью, иждивенческими установками, что приводит к повышенной чувствительности, обидчивости, замкнутости.

            Зная эти специфические особенности   наших детей,  учитывая их возможности, я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования в свободной деятельности детей.

 Целью моей деятельности стало — развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные способы рисования.

Цель: (слайд)

Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные способы рисования и развитие интереса к творческому процессу.

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

Задачи: (слайд)

  • Знакомить детей дошкольного возраста с ОВЗ с нетрадиционными способами рисования.
  • Формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой,  монотипия, печатание листьями, «тычкование» и т.д.).
  • Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

              Для углубленного изучения моей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования мною был разработан проект «Очумелые ручки». Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

                  В дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Всем известно, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития художественно-продуктивных видов детской деятельности. Мне очень нравится высказывание В.А Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                  И кто же, если не мы, педагоги, должны раскрыть это мастерство и помочь детям развить их скрытые творческие возможности? И  моя  задача, а так же  и ваша – создавать условия, побуждающие развить творческие наклонности детей. Почти все дети рисуют, каждый обладает потенциалом художественного развития, каждый ребенок творец. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников в детском саду. Рисование не должно быть самоцелью, а должно быть средством познания мира, развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Как я уже отметила, что у детей отмечается несовершенство моторики рук и кистей,  еще  в своей работе я каждый раз применяю  разнообразные игровые приемы, такие, как пальчиковые игры, массаж рук и  пальцев с помощью шишек, Су - джоки. Использую крупы и семечки для удерживания их пальцами (Слайд). Использование пальчиковой гимнастики  является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение. У  детей с ОВЗ медленнее происходит усвоение любого материала и требует многократного повторения. И, вследствие этого, у многих детей  исчезает желание рисовать. Чтобы пробудить интерес и желание рисовать,  развить мелкую моторику рук, в своей работе решила использовать нетрадиционную технику рисования (НТР). Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми, когда я столкнулась с проблемой отказа детей идти на занятие, приходилось их уговаривать. Поэтому я стала строить занятие так, чтобы детям было интересно рисовать. В этом мне помогла игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. В моей работе, да и в работе любого педагога, главное, чтобы занятия приносили детям положительные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, т.к. это укрепит его уверенность в собственных силах. 

Техника, о которой пойдет речь, просто палочка – выручалочка для наших детей. Она позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, побуждает к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. И  моей главной задачей стало – знакомство детей с ОВЗ нетрадиционными техниками рисования и экспериментирование с материалом.

Чтобы заинтересовать детей рисованием у меня появился «Волшебный сундучок» (СЛАЙД), где с детьми мы находили необычные материалы. И рисование становилось увлекательной игрой. Знакомство с  нетрадиционными техниками рисования для детей с ОВЗ начала с самого простого способа получения рисунка -  рисование пальчиками (СЛАЙД), которую я назвала  «Пальчиковая живопись».

Благодаря этому дети  научились способу « примакивания»  кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки («Кружка для папы», «Девочка с шарами», «Ветка мимозы» и другие). Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Позднее я познакомила детей   с новым способом рисования – ладошкой «Умелые ладошки» («Рыбки в аквариуме», «Петухи – задиры» и т.д) (СЛАЙД). Этот метод рисования помогает ребенку почувствовать свободу творчества,  дает возможность ощутить краску на своих ладошках. Следующий способ  рисования поролоном позволяет создать имитацию фактурности, пушистой или колючей поверхности. Здесь я использовала готовые трафареты. Эти же работы можно выполнить, используя сухую кисть. Она многофункциональна, с помощью нее мы дорисовываем свои работы. Рисуем травку, облака, цветы. Использование сухой кисти стимулирует развитие мелких мышц кисти рук. Поэтому детям впоследствии легче овладеть письмом. («Мои любимые игрушки», «Лесные зверюшки»)  (СЛАЙД). Очень интересно рисовать отпечатками листьев - «Печать листьями». Мы заранее на прогулках собирали листья с разных деревьев, отличающихся по форме и размеру, и засушивали их. Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень», «Закружила осень» и т.д) (СЛАЙД). Другой интересный вариант нетрадиционной техники – «Кляксография с трубочкой» (Слайд).  Мы  начали осваивать его недавно. И этот метод нам дается пока достаточно трудно, т.к  здесь одновременно надо выполнять два действия: дуть и водить трубочкой за краской. Но он очень нравится детям, т.к яркие пятна краски,  разбегаясь в разные стороны на бумаге, приобретали самые разные очертания. И мы пытаемся создавать из них образы: «На что похожа клякса?»  и дорисовываем необходимые детали . Мы продолжим освоение техники  и дальше. Еще данная техника укрепляет дыхательную систему.

Не буду дальше утомлять вас знакомством  техники нетрадиционного рисования, их множество. Я познакомила с теми способами, которые легче даются нашим детям (ОВЗ), а вы можете осваивать более сложные техники. Хочется надеяться, что мое выступление заинтересовало вас. Всю работу я  провожу индивидуально или подгруппой  во второй половине дня. Такой подход наиболее приемлем для детей с ОВЗ. А когда один из приемов освоен хорошо, привлекаю всю группу к  общему рисованию. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности  изобразительных навыков.

Так же организовала в группе развивающую среду по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Страна маленьких художников», дополненный  материалом  нетрадиционной техники рисования: разные « штампики» для печати (пробки, крышки и т.д.), разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, ниточки, трафареты, зубная щетка, вилка пластмассовая, губки (или поролон) разного размера и т. д . Весь материал находится в доступном для детей месте. Мною был  изготовлен  необходимый материал: вырезаны нужной формы и размера поролон, изготовлены трафареты, тряпичные салфетки, засушены листья и т.д.

Результат данной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Свое выступление хочу завершить словами В.А. Сухомлинского: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Пусть жизнь наших детей в детском саду будет интересной, насыщенной, и наполненной положительными эмоциями.

Я хочу предложить памятки с НТР, пусть она поможет  вам в осваивании новых техник, пробуйте и получайте удовольствие от совместной деятельности с детьми.

А сейчас я предлагаю познакомиться с одним из методов –Кляксография с трубочкой.

Звучит релаксационная музыка в ходе работы педагогов.

Литература

  1. Вдовиченко С.А. «Дети светлой краской красят мир» - М, Чистые пруды, 2009.
  2. Золотарева А. «Форма работы с детьми на занятиях по рисованию» // Дошкольное воспитание, 2007, №11.
  3. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет», М, 2007.
  4. Марецкая Н.И. «Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях» // Дошкольная педагогика, 2005, № 9,10.
  5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - СПб, Издательство КАРО, 2007.
  6. Розова С. «Чудесный мир красок» // Ребенок в детском саду, 2002, № 3,4,5.
  7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет» - М, 2007г.
  8. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
  9.  Акуненок Т.С.Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. -2010 - №18- с.23.
  10.  Анциферова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика. -2011 - №7 –с.72.
  11.  Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». - М., Педагогическое общество, Россия, 2005. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
  12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
  14. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
  15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010.
  16.  http://mmam/ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Использование нетрадиционной техники рисования в ДОУ»

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественн...

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей"...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Консультация для педагогов ДОУ «Игровые приемы, нетрадиционные техники рисования и их влияние на развитие интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по изодеятельности»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеБаганский детский сад № 2 «Солнышко»     Консультация для педагогов ДОУ«Игровые прием...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...