Что такое песочная терапия и для чего нужен этот метод!
статья на тему

В статье описан метод песочной терапии, его актуальность. Метод активно используется психологами в работе, указаны в материале цели, задачи использования песка. А также какие получаются результаты в процессе взаимодействия детей  с песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Что такое песочная терапия и для чего нужен этот метод!

      Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

       Психологи стали использовать песок в своей практике почти 100 лет назад. Теоретической основой работы с песком считается  техника активного воображения К. Юнга. Автором метода "Песочной терапии" признана швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. Она рассматривала картину, созданную ребенком на песке, как отражение его душевного состояния. По ее мнению, это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

    Психотерапевтическая песочница широко используется специалистами разного профиля для решения диагностических, развивающих, воспитательных, коррекционных и психотерапевтических задач. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующими сложностями:

- различные формы нарушений поведения;

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;

- психосоматические заболевания;

- повышенная тревожность, страхи;

- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа);

- неврозы.

       Ребенок выбирает фигурки и создаёт на песочном подносе свой мир. Психолог может задать тему работы в зависимости от трудностей, обозначенных родителями и самим ребенком («Я и моя сестра», «Мои родители», «Я в школе», «Мои дети и я», «Мои страхи», «То, что со мной происходит сейчас» и т.д.) После завершения постройки ребенок рассказывает о своём мире, а терапевт задаёт ряд необходимых вопросов (из знания архетипов фигурок, а так же их местоположения, материала и др. важных факторов для анализа). В момент постройки и обсуждения постепенно происходят изменения относительно затронутой темы. Проиграв свои проблемы в миниатюре, ребенку становится легче обращаться с ними в повседневной жизни (противостоять напору одноклассников, выразить свою обиду родителям и т. п.).

        Песочная терапия эффективна при работе как с детьми, так и со взрослыми. Язык игры, которым оперирует терапевт, близок и понятен всем. При помощи песка и фигур часто можно сформулировать больше, чем при помощи слов. В работе со взрослыми метод особенно полезен тем, что позволяет регрессировать в детство, тем самым выявляя глубинные страхи и неврозы.

      Психолог знает значение фигурок и может проинтерпретировать, о чем говорит построенная композиция. То есть, песочная картина расскажет за ребенка обо всех его трудностях, чтобы психолог мог наиболее эффективно выбрать стратегию работы, правильно задать вопросы.

      Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных проблем. Этот опыт «попадает» в бессознательное и некоторое время перерабатывается в нем. Чуть позже наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения, то есть, со временем, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

    Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активирует возможности самоисцеления, заложенные в детской психике:

- дает  возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, позволяет от роли жертвы перейти к роли создателя;

- ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов;

- снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе. Ребенок постепенно берет на себя ответственность за свои действия;

- в  процессе работы меняется отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим;

- работа с песком формирует коммуникативные навыки (особенно актуально для работы в группе);

- ребенок может на своем символическом языке рассказать взрослым о том, что его беспокоит, выразить, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое песочная терапия"

В данной консультации собраны сведения о том, что такое песочная терапия, в чём её значение....

Консультация для родителей "Что такое песочная терапия?"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8004564","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 67px;"}}]]...

Что такое песочная терапия

Консультация для родителей "Что такое песочная терапия?"...

"Что такое песочная терапия"

О пользе песочной терапии...

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установили ...

Консультация для родителей " Что такое песочная терапия и зачем она нужна?"

Песочная терапия является для детей эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражения....