"РУССКАЯ ОСЕНЬ" итоговое мероприятие по творческому проекту
проект (старшая, подготовительная группа)

Соляник Юлия Николаевна

музыкальный,познавательно-творческий проект по этно-культурному образовнию для детей сьаршего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx22.38 КБ
Файл proekt.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Осенняя ярмарка»

Сценарий фольклорного осеннего праздника для детей подготовительной группы

Ход праздника:

В зале стоят прилавки с товарами и вывесками, карусель с лентами.

Дети в русских народных костюмах  стоят у входа в музыкальный зал.


Ведущий:

Собирайся, народ,
Всех ярмарка зовёт!
Вас приглашает щедрая осень,
Приходите, милости просим!
Ждёт вас программа изрядная,
Весёлая, незаурядная.
Вас ждут дары осени славные,
Они на ярмарке самые главные!

Под музыку забегают скоморохи.

 1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

 дети парами входят в зал, и поют р.н. п. «У нас нонче  субботея». Дети  становятся полукругом,читают стихи:

1 ребенок:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!

2 ребенок:
А ну, честной народ,
Подходи смелей,
Покупай товар, не робей!
Ребята, не зевайте, 
Кто что хочет покупайте!

 3 ребенок:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!

Хором:
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!

1-й скоморох:
- А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.

2-й скоморох:
- А чтобы у всех было хорошее настроение, позабавим народ веселыми частушками.

Скоморохи убегают переодеваться.

                            «Ярмарочные частушки»

Ребенок: Одарила осень – гостья,

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

Ребенок: Так давайте славить Осень

Песней пляской и игрой.

Будем радоваться вместе –

Это осень, праздник твой!

Дети исполняют песню «Лист осенний кружится»
Дети исполняют стихи об осени (в соответствии с реализуемой  образовательной программой).Дети расходятся по местам-прилавкам.

Ведущий:
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке?

Звучит русская народная мелодия «Барыня»,  1-й  скоморох  выводит «медведя» (переодетый 2 скоморох)

1 скоморох:
Расступись, народ  честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
 (Медведь кланяется публике.)
-  Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?

(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)

- А какие в нашей группе мальчики?

(Медведь дерется, рычит.)

- А как Ваня проспал, в сад опоздал?

(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)

- А как наш  воспитатель  по группе ходит?

(Медведь важно ходит по сцене.)

- А как Дуняша пляшет?

(Медведь выставляет ногу.)

- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!

(Медведь крутит задом.)

Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит.)

Скоморох и «медведь» уходят, переодеваются.

1 Реб.

Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Кому деревянные ложки? 
Годятся, чтоб кашу есть из плошки.

2 Реб.

А также петь, плясать
Надо только постучать. 
Потешают, веселят, 
Скучать не велят!

«Маленький ложкарь» -мальчики

Оркестр шумовых инструментов

1. Реб. Как у нас ли, тары-бары,
           Всяки – разные товары…

            Подходите, подходите.
           Посмотрите, посмотрите!..

2 Реб. Кому бусы?

           Кому баранки?

            Кому платки расписные?

            Небольшой расход,
           Подходи, народ!

3. реб. Вот красивые платки,

           Так нарядны, так ярки!

           Подходите! Выбирайте!

           Какой хотите покупайте!

Выходят девочки и подходят к лоточникам.

1 дев. По ярмарке ходить-

          Как товара не купить?

         За такие полушалки

         И целкового не жалко!

2 дев. Разбегаются глаза

          От такого дива!

         Посмотрите на платочки-

         Как они красивы!

3 дев. Разноцветные платочки,

          Набивные шали!

          Скольких женщин на Руси

          В праздник украшали!

4 дев. А как девицы пойдут-

           расцветает улица!

           А плечами поведут-

           Хочется зажмуриться!

5 Девочка:

Здесь платочки расписные, посадские,

Можно даже сказать, царские!

Я б себе и подружкам купила,

А потом, поплясать пригласила.

Танец с платочками

(Бурановские бабушки)

1-й скоморох:
- И со всех концов земли все на ярмарку пришли! Вот девчонки-поскакушки и ребята-веселушки!

2-й скоморох: А вы умеете прыгать? А ну, смельчаки, выходите! Кто больше раз на двух ногах попрыгает, тому и товар любой на выбор!

Дети играют в игру «Прыжки через канат».

Звучит веселая русская мелодия, ведущие крутят канат и дают детям  различные  задания:  прыгать  парами, вприсядку, втроем, боком и прочие.

Скоморох:А вы шутки  любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились?

загадывает детям загадки:

Весной венки из одуванчиков 
Плетут, конечно, только...
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у... 
Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли...
Болтали час без передышки… 
В цветастых платьицах...
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь...
Боятся темноты трусишки -
Все, как один, они...
Шелк, кружево и в кольцах пальчики - 
Выходят на прогулку...

Скоморох: ох,какие молодцы!

                  не простачки, а удальцы!

Ведущий:  эй, ребятки, не зевай!

                  Небылицы запевай!

«Небылицы» песня

Сл. И муз. Г.Шахова

Скоморох.
-  А сейчас посмотрим, как вы ловки и быстры в сборе урожая.

 Дети играют в игру «Собери овощи-фрукты».

Скоморох: Хочу, чтоб музыка звенела!

А ну, беритесь-ка за дело!

Пусть коробки загремят,

А мешочки зашуршат.

Пусть оркестр играет наш

Развеселый перепляс.

Танец «Кострома»

1-й скоморох:
- «Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне. И у наших коробейников еще остались товары для гостей.

Дети раздают гостям подарки под музыку

2-й скоморох:
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!

1-и скоморох:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Ведущий:

Все ль гостинцев накупили?
Никого не позабыли?
Погостить у нас приятно,
Мы еще вас позовем,
А теперь пошли, ребята 
Чай с конфетами попьем. 

Дети выходят из зала и поют  р.н.п. «У нас нонче субботея».



Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………..стр.3

Глава1………………………………………………………………...стр.5

Глава 2 ……………………………………………………………….стр.8

Вывод…………………………………………………………………стр.11

Список использованной литературы……………………………….стр.13

Приложения

Сценарий фольклорного праздника «Русская ярмарка» - продукт проекта «Русская осень»

Фотоотчет с праздника «Русская осень» и изготовления куклы- оберега.

Введение

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

 В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

Вопрос нравственно-патриотического  воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания, этнокультурного образования    молодого поколения. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

 К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, когда музыкальное искусство  под влиянием  активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации, в

обществе нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои патриотического настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;   

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей. Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В сегодняшней социальной  обстановке в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей  к народной культуре становится актуальной задачей.

На самом деле в реальной жизни мы видим противоположный процесс: сейчас лишь немногие дошкольные образовательные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство,  в частности народный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику,народную мудрость, основы народной педагогики.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями фольклора в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной системой работы по ознакомлению дошкольников с

традициями национальной культуры. Из этого следует, что необходимо проводить специальную работу ,направленную на развитие духовно-нравственных, патриотических и этнокультурных  качеств посредством русского фольклора, т.к. дошкольный возраст является  наиболее сензитивным  периодом для формирования этих качеств.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: привлекать детей дошкольного возраста к народной культуре, развивать музыкальные способности на основе русского музыкального фольклора, формировать и развивать духовно-нравственные и патриотические  качества через изучение народных традиций, обычаев и обрядов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-создать необходимые условия для ознакомления с русским фольклором

-познакомить детей с разнообразными формами русского фольклора

-формировать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических  движений, игре на ДМИ, актерскому мастерству

-воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим людям

-  обогащать  словарный запаса и  усваивать язык  своего народа, нравы, обычаи, календарно-обрядовые и семейно-бытовые  праздники посредством фольклора.

Глава 1

Начиная работу по развитию духовно-нравственного потенциала посредством русского фольклора ,были изучены труды  В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского,  Б.М.Теплова, разработки авторов по  методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Зиминой А.Н.,Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г.

Также  были изучены программы Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет», программа “Приобщение детей к русской народной культуре” О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие» М.Новицкой, программа “Русский дом” Н.А. Яковлевой, программа «Горенка» М.В. Хазовой.

Анализ этой литературы показывает, что музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

           Именно поэтому, в Законе Российской Федерации «Об образовании » отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В данной работе опирались на методики и разработки:

1.«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Микляевой Н.В. В этой книге определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Ветлугиной Н.А.. Опыт этого педагога, заслуженного деятеля РСФСР был использован для формирования базовых навыков и умений в музыкальном развитии дошкольников.

3. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Рытова Д.А.  Это пособие содержит обширный материал по истории русских народных музыкальных инструментов, сценарии народных праздников, обрядов, а также практический материал.

4. «Родничок» -сборник русских народных песен, танцев, игр, сказок для детей  дошкольного возраста издательства «Музыка». Пособие имеет богатый практический материал для работы по теме.

5. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ» - Мельникова Л.И., Зимина А.Н. – пособие содержит сценарии календарно-обрядовых праздников.

6. «Жаворонушки» - составитель Науменко Г.М. – сборник содержит русские песни, прибаутки. скороговорки, считалки, сказки, игры.

7. «Справочник музыкального руководителя»- специализированный  журнал  для музыкальных руководителей ДОУ

8. «Музыкальные шедевры»- Радынова О.П.- программа по музыкальному развитию дошкольников.

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством музыкального фольклора как педагогического средства станет более эффективным, если  работа будет осуществляться в системе, включающей в себя:

-определение методов работы

-подбор методической, нотной, вспомогательной литературы

-разработка сценариев праздников, досугов, НОД

-подбор аудио-медиатеки

- приобретение и установка  необходимых  ТСО-ПК  с доступом в сеть Internet,музыкальный центр, акустическая аппаратура, мультимедийный проектор, экран

- изготовление и приобретение атрибутов для игровой. танцевальной деятельности. Пошив костюмов.

-приобретение  русских народных ДМИ

Эффективным способом реализации поставленной цели является: -осуществление работы в системе художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи ,взаимопроникновения различных  направлений по приобщению детей к народной культуре.

-Использование проектной деятельности духовно-нравственной  и этнокультурной направленности.

Приобщение  к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного   творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных

игр);устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. сказок),с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на НОД «Музыка», «Развитие речи», «ИЗО».

В системе музыкального дошкольного воспитания  русская традиционная культура представлена песнями, попевками , хороводами. Однако материал русского фольклора  детям выдается отдельными элементами, что нарушает целостное восприятие ребенком русской культуры. Через синтез  игры, песни и танца ребенок знакомится  с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Современная семья утратила многие  из старых добрых традиций, выполнявших воспитательные функции, и наша задача -найти средства взаимодействия для понимания мира ребенка. Незабываемы детьми минуты общения  с родителями. Совместное участие   родителей и детей в календарно-обрядовых праздниках  и развлечениях , которые так нравятся детям, семейных встречах, где проходят конкурсы, ярмарки, выставки изделий прикладного искусства, вносят оживление, радость в детскую жизнь.

Следовательно, очень важна работа с семьей, но также требуется тесный   контакт  специалистов с воспитателями групп ,которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе ( игры, фантазирование, народные игры, работа с народным календарем, работа в  фольклорном уголке ).Как следствие ,дети непроизвольно включаются  в подготовку  праздника, становятся его активными участниками, с интересом относятся  к многовековым традициям русского народа.

В  связи с этим была поставлена задача систематизировать взаимодействие  с воспитателями, специалистами, родителями  с целью полноценного развития духовно-нравственных качеств дошкольников, потому что , только работая в системе можно добиться поставленной цели.

Работу  с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строили по следующим принципам:

                                         

  • Интегрированный  (тесная связь с музыкой, театром, изо, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный , т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует

ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

  • Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал проектов, например, «Сказка         в        музыке» (реализован), «Русская Осень», «Русские святки»( 2016-2017 уч.год )                                Количество тем может меняться в зависимости от возраста  детей, условий, развивающей среды, желаний.

 Так как  целью нашей образовательной организации является развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников. В связи с этим был составлен план работы музыкального руководителя, в котором нашли отражение  фольклорные праздники тематические занятия, направленные на реализацию поставленной цели.  

Глава 2

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

В своей работе  по этнокультурному образованию дошкольников я использую метод проектной деятельности. Один из реализованных мною проектов  хочу представить - это проект «Русская осень».

«РУССКАЯ ОСЕНЬ»

проект

По доминирующей деятельности: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ

По количеству участников:  коллективный

Заявитель: дети подготовительных групп

По продолжительности: долгосрочный  (сентябрь-октябрь)

Проблема

Дети дошкольного возраста любят произведения народного фольклора, но мало знают об истории их возникновения; дети крайне мало осведомлены об обрядах и обычаях  русского народа в осенний период.

Цель: расширить знания детей о русских народных  обычаях и обрядах осеннего цикла.

Задачи:

Интеграция образовательных областей

Познание: расширять знания  детей о русских народных обрядах  календарного осеннего цикла; познакомить их с  такими понятиями как «ярмарка», «коробейник», «скоморох», «частушка», «осенины»; познакомить с русскими народными шумовыми инструментами:  трещотка, рубель,  удочка с колокольчиком, коробочка, рогатка с колокольчиком,

 Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин, слайд-презентаций, прослушивания музыкальных произведений; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него полным предложением, расширить  активный и пассивный словарь

Социализация: развивать навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

 Нравственно-патриотическое,этнокультурное: привить любовь к Родине, сформировать патриотические чувства

Художественная литература: развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения, потешки, пословицы, поговорки; развивать умения драматизировать небольшие отрывки литературных произведений, обрядов.

Продуктивная деятельность: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (осенние листья на деревьях); развивать эстетическое восприятие; изготовить поделки на выставку

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение; совершенствовать танцевальные навыки и умения, развивать сценическую речь и артистизм, расширять знания детей о русском музыкальном фольклоре(песнях,танцах,играх)

Участники проекта: дети ,воспитатели,родители, музыкальный руководитель, родители.

Форма реализации :

НОД,дидактические, коммуникативные, музыкальные игры, народные игр,беседы, стихи, сказки, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин, слайд-презентаций, прослушивание   народных  песен, разучивание их в народной манере исполнения; разучивание и исполнение русских народных танцев  и танцев с современными хореографическими  элементами; разучивание стихов, частушек; знакомство с русскими народными шумовыми инструментами и  игра на них.

Работа с воспитателями:Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, ширма передвижка «Осень золотая», стихи, загадки, потешки, прибаутки русского фольклора ,рассматривание картин об осени. Подготовка  поделок для осенней ярмарки.

Работа с родителями:Консультации на ему «Русский музыкальный фольклор»  Привлечь родителей  к изготовлению поделок для осенней ярмарки, разучивание с детьми стихов. Непосредственное участие в осеннем празднике «Русская осень».

Оборудование:   цифровое пианино, аккордеон, музыкальный центр, проектор, экран, русские музыкальные шумовые инструменты,  народные костюмы,  ноутбук,  слайд-презентации, музыкальные  аудио-записи ,картины, иллюстрации, декорации, атрибуты народного быта.

Продукт проекта:  осенний фольклорный праздник «Осенняя ярмарка» , выставка детских работ на тему «Скоморох-русский клоун»,  выставка  поделок «Осень золотая» (совместно с родителями и педагогами).

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта  у детей обогатятся и расширятся знания  об обрядах и обычаях русского народа в  осенний  календарный цикл;

Сформируются нравственно - патриотические качества

пополнится словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; расширятся знания о русском музыкальном фольклоре, русских народных инструментах, играх, предметах народного быта. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

Восприятие музыки на НОД «Музыка»: русские народные песни «У нас нонче субботея», «Ярмарка», «Камаринская» муз.М.И. Глинки, М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик»,

Пение:  « Ярмарочные частушки», «У нас нонче субботея»

Танцы «Кострома», хороводы.

Игра на ДМИ : «Маленький ложкарь», музыкальное сопровождение шумовым оркестром  танца «Кострома»

Беседы: «Осень в гости к нам пришла», «Сбор урожая», «Осенины», «Русская ярмарка», «Семенов день-старый Новый год», «Частушки», «Народные ремесла», «Народные приметы»; разучивание стихов

Наблюдения за природой  (воспитатели): Проводились ежедневно на прогулках согласно календарного плана.

Рисование«Скоморох-русский клоун» (совместно с родителями дома)

«Золотая Осень»- в группе

Аппликация: коллективная работа «Осенние деревья».

Дидактические игры: «Угадай муз.инструмент» (с карточками), «Весёлый огород»«Что есть что?»«Собираем урожай»«Что нам осень принесла?», «Угадай на чем играю?» (ширма).

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему осени, подбор рецептов для заготовок овощей и фруктов на зиму.

- разучивание стихотворений об осени;

- организация выставок детских работ совместно с родителями к выставке «Осень золотая».

- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

-консультации в уголках для родителей на тему «Русский музыкальный фольклор»

3. Заключительный этап:

- оформление выставки детских работ«Осень»;

- оформление выставки «Осень золотая».

- осенний фольклорный праздник «Русская ярмарка»

Подведение итогов.

К концу проекта удалось полностью реализовать поставленные задачи  и прийти к поставленной цели: расширить знания детей о русских народных  обычаях и обрядах осеннего цикла. Планируемые результаты проекта полностью оправданы.

Вывод: исходя из обозначенного выше, следует, что метод проектной деятельности эффективен и продуктивен в достижении цели.

Заключение

Таким образом, в результате систематического использования  музыкального фольклора, были зафиксированы положительные изменения в развитии  духовно-нравственных качеств дошкольников, увеличились знания о народной культуре, обычаях, обрядах.

Работу над темой  «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников» необходимо продолжать.

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета. Так, постепенно наши дети приучаются к русскому национальному

искусству- у ребят вместе с музыкальными способностями формируются новые знания, умения и навыки, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Приобщение детей к искусству музыкального фольклора, формирование эмоционально-положительного отношения к народному творчеству, развитие творческой активности детей - всё это способствует успешному решению задач эстетического  и духовно-нравственного воспитания дошкольников, что  будет способствовать успешному развитию в будущем им стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений

Список использованной литературы:

1. Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.,304 с.

2.Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.,272 с.

 3.Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)

4. Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998, Акцидент, 1997. - 158 с

5. Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М., Сфера, 2006. - 320 с.

6. МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М,  Айриспресс, 2006.  223 с.

7. .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Развлечение для детей старшего возраста "Ярмарка русской матрешки" в рамках творческого проекта "Знакомство дошкольников с русским народным творчеством"

Матрешка    Подобран информационно - познавательный материал об истории матрешки. Эстетично и ярко оформлена наглядная среда. Матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное пон...

Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских  традициях, жизни в  старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...

Русская игрушка — озорник Петрушка творческий проект

Кукольный театр – это сказка, волшебство,  радость. В наше время все меньше родителей водят своих детей в театр, предпочитая телевидение и компьютерные игры. Проводя проектные мероприятия, ...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...


 

Комментарии

Соляник Юлия Николаевна

Уважаемые коллеги,материал для сценария праздника был собран мною на просторах интернета,поэтому лично себе идею сценария праздника не приписываю: из 3х- 4х сценариев составила то,что подошло для моей задумки,так что на авторские права не рассчитываю.Спасибо за понимание.

Бельтикова Ирина Петровна

Вы как всегда проявили творческий подход к составлению сценария. Использовать источники во благо. Так держать. Ваши праздники это огромное событие для детей и для всех нас.Увлекательно, доступно, красочно, музыкально!!! !!!!!!