Статья: Формирование внимания старших дошкольников
статья на тему

Иванова Ксения Викторовна

В повседневной жизни  развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: Формирование внимания старших дошкольников

В повседневной жизни  развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-исследовательская деятельность. Руководящая роль взрослого при этом заключается в целенаправленном привлечении внимания ребенка к тем способам и операциям, с помощью которых он может достигнуть поставленной цели. Отечественный психолог А.В. Запорожец, анализируя, как формируются у детей дошкольного возраста двигательные   навыки,   постоянно   подчеркивал   необходимость специальной фиксации внимания ребенка на отдельных вспомогательных и промежуточных этапах овладения навыками. В процессе такой работы ребенок  познает  возможности  своего  внимания,  выучивается использовать его адекватно поставленной задаче.

  Очень рано у детей проявляется и  предвосхищающее внимание. С ним  хорошо знакомы фотографы, которые  обещают ребенку «птичку» из фотоаппарата в ответ на замершую в ожидании интересную позу ребенка и широко распахнутые глаза, предвосхищение ребенка, как правило, неожиданно, оно эмоционально окрашено. Это готовность услышать. Увидеть, узнать что-то интересное. Лишь постепенно на ее основе формируется прогностическое внимание, прямо сопряженное с четким представлением о конечном результате.

  Ф.Р. Дунаевский отмечает, что общая характеристика, данная Павловым И. А. ориентировочному рефлексу животных как рефлексу «Что такое?», остается правильной и для детей, но теперь этот рефлекс может быть также охарактеризован как «что с этим можно сделать?». Наряду с общими для животных и детей чертами ориентировочного рефлекса (например, его учащение при повторении раздражений) автор указывает на специфику ориентировочного рефлекса у детей. Так, если объект деятельности ребенка более или менее сложный, то ребенок может вновь и вновь к нему возвращаться, находить в нем новые отношения, новые возможности действия.

  Добрынин  Н.Р. утверждает, что успешность в обучении знаниям, умениям, навыкам зависит от внимания ребенка. «Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определенных объектах, имеющих для личности устойчивую и ситуативную значимость; сосредоточение психики. Предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной, двигательной активности».

  На протяжении дошкольного детства  у ребенка возрастает устойчивость внимания.

  Так, Бейрль, выясняя максимальную продолжительность  игр у детей разного возраста, получил данные, показывающие, что устойчивость внимания в дошкольном возрасте возрастает значительно интенсивнее, чем в преддошкольном возрасте.

Возраст детей

Средняя продолжительность  деятельности

Средняя продолжительность  отвлеченности (мин)

4,4 – 5,5 лет

51 мин 04 сек

6 мин 04 сек

5,5 – 6,5 лет

62 мин 08 сек

1 мин 06 сек

  Исследования Н.А. Агелосовой также  говорят о значительном возрастании  устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста. Проведенные  ею эксперименты показывают, что устойчивость внимания — сосредоточенное рассматривание картинок — возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в два раза.

  Исследования  Т.В. Петуховой показали, что старшие  дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (дети раскладывали обрывки  цветной бумаги в коробке, руководствуясь их цветом), но и гораздо меньше при этом отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники.

  В дошкольном возрасте наряду с ростом устойчивости внимания увеличивается  и ее объем. Это имеет место  и в непроизвольном, и в произвольном внимании.

  Формирование  произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного  жеста и других воздействий привлекает внимание ребенка к тем или другим сторонам действительности, В дальнейшем сам ребенок учится пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего последнее приобретает опосредованный произвольный характер.

Наблюдения  за дошкольниками показывают, что среди них встречаются очень  медлительные дети, отличающиеся повышенной тщательностью при выполнении заданий. Этих детей характеризует особая аккуратность и вдумчивость» но они хронически отстают в деятельности.

  Наряду  с такими детьми есть и другая категория: дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком качестве. Если у первых доминирует установка на точность, у вторых — на скорость работы. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в деятельности многих других, но опыт показывает, что у них очень большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним — дефицитом внимания.

   Таким образом, внимание и темп оказываются связанными сложной связью. При относительно низком индивидуальном темпе и плохо  развитом внимании  постоянная  тренировка  внимания  может  несколько стабилизировать индивидуальный темп, В свою очередь, хорошо развитое внимание выступает как условие превращения индивидуального темпа в источник повышения успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"

Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...

Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

  В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

Статья "Проблема формирования интереса старших дошкольников к миру растений"

Актуальность темы. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к с...

Статья «Формирование у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта»

Создание условий  для формирования у старших дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта....

Статья "Формирование у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений"

Статья отражает взгляд педагогов - практиков на основы формирования у старших дошкольников первичных естественно-научных представлений....

Статья: Формирование внимания старших дошкольников

Статья о формированиии внимания старших дошкольников...

Статья: Формирование внимания старших дошкольников

В повседневной жизни  развитие произвольного внимания ребенка непрерывно от формирования различных видов деятельности. На первых этапах это игра, в первоначальном обучении – ориентировочно-и...