кейс Требования к коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации
статья на тему

материалы кейса могут быть использованы как электронный  образовательный ресурс  на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс «Требования к коммуникативной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

(состоит из 4 статей)

1 Статья

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Атякшева Татьяна Витальевна

старший преподаватель,

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,

Кафедра дошкольного образования

Россия, г. Москва

E- mail: prepTatiana@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности организации развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрываются современные условия для успешного формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Abstract: In the article discussed the features of the organization to develop speech environment for children of preschool age in the conditions of implementation of the federal state educational standards of preschool education. Disclosed modern conditions for the successful formation of communicative abilities of children of preschool age.

Ключевые слова: речевая активность, образовательная среда, развивающая речевая среда, эмоциональное благополучие, коммуникативные умения.

Key words: speech activity, educational environment, developing speech environment, emotional well-being, communicative abilities.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

(П.А. Вяземский)

 

   В современном дошкольном образовании одним из важных условий воспитания и развития  детей дошкольного возраста является  овладение ими   родным языком. В своих исследованиях Л.С. Выготский обращает внимание на то, что интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от уровня владения родной речью.

Речь ребёнка связана с познанием окружающего мира. Формирование речевой активности представляет собой процесс конструктивного взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью вербальных и невербальных средств. Социально-культурная среда способствует активному и успешному развитию речи ребенка. В научных работах М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.

ФГОС дошкольного образования определяет содержание и условия организации образовательной среды для детей дошкольного возраста, которые должны быть направлены:

  • на создание условий эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Атякшева Т.В. в своей работе обращает внимание на то, что речевое развитие проходит успешно в обстановке, насыщенной положительными эмоциями [1. С.45];
  • на формирование образовательной среды, которая соответствует возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • на оказания поддержки родителям (законным представителям) в воспитании детей дошкольного возраста и в развитии их индивидуальных речевых способностей.

     Основная образовательная программа дошкольного образования определяет условия для позитивной социализации детей и развития инициативы и творческих речевых способностей с помощью создания развивающей среды.

    Содержание программы отражает следующие аспекты образовательной речевой среды: предметно-пространственное окружение; характер взаимодействия с взрослыми и  другими детьми; систему отношения ребенка к миру, к другим людям и к самому себе.

     Для успешной реализации программы воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические аспекты:

  • формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
  • недопустимость, как искусственного ускорения, так и замедления развития детей,
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу,
  • уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям.

Особое внимание отводится созданию условий для свободного выбора детьми своей деятельности, для принятия детьми решений и выражения своих чувств и мыслей.

      Педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации строится на современных гуманитарных подходах к воспитанию детей дошкольного возраста:

  •  наука о высших достижениях человека на каждой ступени развития;
  • учение о ценностях человеческой жизни;
  • понимание смысла поступка, поведения;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей (непосредственное общение с ребенком, так и опосредованное – через игру, рисунки, творческую деятельность);
  • переход от набора мероприятий к системе взаимодействия;
  •  создание в образовательном учреждении благоприятной среды – моральной, эстетической, интеллектуальной, культурной, речевой  и др.

   Речевая  деятельность  детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации реализуется:

1. через непосредственно образовательную  деятельность.

- воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- в образовательной области «Речевое развитие» - изучение национального языка русского народа, развитие коммуникативной направленности - умения красиво, понятно и правильно говорить; приобщение к культуре языка -обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к языковому миру для преодоления психологических барьеров в использовании языка как средства общения;

- при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной детской литературой акцентировать внимание детей на взаимоотношениях героев произведений;

- в образовательной  области «Физическое развитие» через становления ценностей здорового образа жизни,  воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других;

- в образовательной области «Познавательной развитие» воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, воспитание любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами; воспитание  экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

- в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание хорошего вкуса, творческого потенциала; развитие художественно-творческих способностей, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

2.через игровую деятельность.

- в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим и воспитывающим потенциалом.

Для создания личностно-ориентированной образовательной среды в дошкольных образовательных организациях необходим соответствующий язык и речь воспитателя, условия и ситуации, где дети могут высказывать  свою точку зрения, своё мнение и своё желание участвовать в разных видах деятельности, особенно речевой. Все планируемые ситуации должны быть направлены на актуализацию и реализацию речевых потребностей детей. Они не только обеспечивают их мотивацию, но и формируют коммуникативные умения, помогают детям освоить речевое поведение с окружающими взрослыми и сверстниками.

Анализируя непосредственно образовательную деятельность в дошкольных образовательных организациях, к большому сожалению, изменений  в организации образовательной и речевой среды часто не наблюдается. В большинстве случаев только вербальная передача знаний и пассивное восприятие образовательного  материала детьми дошкольного возраста. Оптимизация образовательной и речевой среды в дошкольных образовательных организациях может произойти только при интеграции здоровьесберегающего, интеллектуального, психологического и нравственного подхода.

    Влияние речевой среды на воспитание детей дошкольного возраста  может быть положительным, если ребенок окружен людьми, обладающими культурой речи, если взрослые уважительно общаются с детьми и постоянно создают условия для речевой активности. Напротив, не уважительное отношение и недостаточное внимание к общению с детьми, неграмотная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.

Наблюдения в  повседневной  жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.

Культура речи взрослых и детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны. Поэтому, как указывает Атякшева Т.В., важно каждому воспитателю постоянно заботиться о развитии своей речи и постоянно совершенствовать её. [1.с.44]. Соломенникова О.А. уделяет большое внимание в своей работе - технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. [ 3. С.15 ].

Учить детей и учиться самому воспитателю и родителю  следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к родной речи, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской  художественной литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.

Литература

  1. Атякшева Т.В. Особенности речи воспитателя детского сада. Т.В.Атякшева// Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2013 г. В 6 частях. Часть IV. Мин-во обр. и науки – М.: «АР-КОНСАЛТ», 2013г. – С.43-45.
  2. Соломенникова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к использованию педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста. О.А. Соломенникова// журнал «Педагогическая академия» №1 2013г. - С.10-19.

2.Статья

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Атякшева Т.В.,

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Аннотация: в статье раскрываются особенности организации исследовательской деятельности в дошкольных образовательных организациях по формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, модель, исследовательская деятельность.

           Опытно-экспериментальная работа по теме «Повышение уровня коммуникативной компетенции и компетентности  воспитателя в условиях непрерывного образования», организованная кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» на базе МАДОУ детский сад  № 30 "Ладушки" МАДОУ детский сад № 22 "Золушка" МБДОУ детский сад  № 55 "Алёнушка"  Пушкинского муниципального района и ДОУ № 4 "Алёнушка"  ОАО «ПСОМ» г. Мытищи под научным руководством д.п.н., профессором Комаровой Т.С.,  направлена на  изучение  речевого потенциал, речевых затруднений и проблем воспитателя  дошкольного образования

           Научная новизна исследования состоит в том, что в условиях введения профессионального стандарта Педагог процесс формирования  и совершенствования коммуникативной компетентности воспитателей  приобретает  особый статус. Результаты  исследования смогут  определить   на сколько, уровень коммуникативной компетенции и компетентности воспитателя дошкольного образования  соответствует требованиям профессионального стандарта Педагог,  раскрыть потенциал методов и технологий совершенствования коммуникативной компетенции  и компетентности воспитателя дошкольного образования.
        Теоретическая значимость  исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в дальнейшее развитие коммуникативной компетенции и компетентности воспитателя дошкольного образования.
        Описание основных функций  системы повышения коммуникативной компетенции и компетентности воспитателя дошкольного образования,  оказывающих влияние на развитие и становление навыков конструктивного взаимодействия с   детьми и родителями (законными представителями) детей,  позволит успешно реализовывать  ФГОС дошкольного образования.
         Практическая значимость  заключается в подготовке опыта дошкольных образовательных организаций и воспитателей,  как обучающего электронного ресурса (ОЭР) для использования  в дополнительной профессиональной  программе  повышения квалификации «Формирование коммуникативных компетенций  педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в форме виртуальной стажировки, направленного на совершенствование коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования.  Результаты  исследования  так же помогут  разработать кафедральную ДПП «Формирование коммуникативной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС дошкольного образования (в форме очной стажировки)

и межкафедральную  ДПП «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольного образования» повышения квалификации, направленные на обеспечение совершенствования информационно-коммуникативных компетенций и компетентности, необходимых для профессиональной деятельности воспитателя в ДОО.

           Собранные и разработанные  материалы могут быть использованы в психолого-педагогической и методической деятельности дошкольных образовательных организаций.
          В процессе исследовательской деятельности будет  уточнена  модель коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования в соответствии с профессиональным стандартом Педагог  и разработана система конструктивного взаимодействия воспитателей и родителей (законных представителей) детей.

                На 2016 год определены следующие задачи  исследовательской  деятельности:

  1. Организация работы по созданию методического комплекса эксперимента.
  2. Изучение нормативно-правовой базы развития коммуникативной компетенции  и компетентности воспитателя дошкольного образования на соотнесение ее с ФГОС дошкольного образования для совершенствования аналитических умений воспитателя  ДОО.
  3. Изучение ОЭР по развитию коммуникативной компетенции и компетентности  воспитателя дошкольного образования Московской области.
  4. Изучение образовательных потребностей и коммуникативных затруднений воспитателей  при разработки индивидуального плана повышения коммуникативной компетенции.
  5. Изучение коммуникативной компетенции  и компетентности  всех участников образовательного процесса ДОО.
  6. Разработка системы методических и педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образования.
  7.  Разработка «Дорожной карты»  развития коммуникативной компетенции  и компетентности воспитателя дошкольного образования.
  8. Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме эксперимента, включая электронные носители и Интернет.

  1. Изучение Российских и Европейских стандартов коммуникативной компетенции педагога.

         Планируемые  и ожидаемые результаты  исследовательской  деятельности по  совершенствованию коммуникативной компетенции и компетентности воспитателя дошкольного образования и их оформление:

1.Перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации.

2.Презентации.

3.Создание электронной базы опыта дошкольных организаций и воспитателей по проблеме повышения коммуникативной компетентности воспитателя.

4.Апробация  курса повышения квалификации «Формирование коммуникативных компетенций  педагога дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» в форме  виртуальной стажировки.

5. Индивидуальные планы повышения уровня коммуникативной компетенции и компетентности воспитателей дошкольного образования.

6. Аналитические справки по материалам исследования.

7.Статьи  и тезисы в сборниках научно-методических статей и трудов пео результатам научно-практических конференций.

Список литературы:

  1. Новикова Г.П. Актуальные проблемы введения ФГОС  ДО в организации дошкольного образования./ Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VII  Международной научно-практической конференции.// Под. Редакцией Г.П.Новиковой – Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2014.-  С.504.
  2. Ушакова О.С. Формирование коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования./ Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VIII  Международной научно-практической конференции.// Под. Редакцией Г.П.Новиковой – Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2015.-  С.572.
  3. Атякшева Т.В. Проблемы педагогического общения педагога  дошкольного образования. ./ Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы VIII  Международной научно-практической конференции.// Под. Редакцией Г.П.Новиковой – Ярославль – Москва: Издательство «Канцлер», 2015.-  С.572.

3.Статья

Творческий коммуникативный потенциал педагога дошкольной образовательной организации

Атякшева Т.В.,

старший преподаватель

ГБОУ ВО МО « Академия социального управления»

кафедры дошкольного  образования, Россия, г. Москва

E-mail: prepTatiana@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются сущность и структура  творческого коммуникативного потенциала воспитателя дошкольной образовательной организации.  Раскрыт исторический аспект исследования  коммуникативного и творческого потенциала воспитателя. Творческий коммуникативный потенциал воспитателя ДОО  рассматривается как форма деятельности, направленная на создание качественно-новых коммуникативных ценностей, важных для формирования творческой личности, личности готовой к творческому коммуникативному саморазвитию  и созданию развивающей речевой среды для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: потенциал, коммуникативный потенциал, творческий потенциал, творческий коммуникативный потенциал

Creative communicative potential of teachers of preschool educational organizations

AtyakshevaT.V.,

senior lecturer 
SBЕI of MO "Academy of social management",
Department of preschool education, Moscow, Russia

Abstract: the article considers the essence and structure of the creative communicative potential of the teacher of preschool educational organization (PEO). It revealed the historical aspect of the study of the communicative and creative potential of an educator. Creative communicative potential of the teacher of the PEO is regarded as a form of activity, aimed at creation of qualitatively new communication values, important for the formation of creative personality, the personality is ready for creative communication self-development and creation of the speech developing environment for all participants in the educational process.

Key words: potential, communicative potential, creative potential, creative communicative potential.

           Особенность профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации заключается в необходимости постоянного взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса:   общение с детьми дошкольного возраста, разными по возрастным, индивидуальным, психологическим характеристикам; родителями (законными представителями) воспитанников, имеющими различный эмоциональный, образовательный и возрастной статус; коллегами, специалистами, руководителями дошкольной образовательной организации; социальными партнёрами.   Данный аспект педагогической деятельности указывает на повышенную профессиональную  ответственность педагогов и необходимость не только обладания ими высокоразвитыми коммуникативными компетенциями, но и необходимостью раскрытия  своего творческого коммуникативного потенциала.

             Изучение творческого коммуникативного потенциала педагога дошкольной организации  в условиях реализации ФГОС дошкольного образования становится  одним из приоритетных научных направлений.

Основным результатом нашего анализа научно-методической литературы стало обоснование взаимосвязи понятия «творческий коммуникативный потенциал педагога» с такими понятиями, как «потенциал», «творческий потенциал»,  «коммуникативный потенциал»,  «творческий коммуникативный потенциал». 

Потенциал -  (лат. возможность, мощность) ещё  не развитые и неиспользуемые, не востребованные способности, задатки, знания, умения, навыки, существующие в скрытом виде возможности человека, которые при определённых условиях  могут актуализироваться, проявиться, обнаружиться. Задача педагога всё лучшее в человеке переводить из состояния потенциального в состояние актуальное, чему может способствовать реализация идеи «зоны ближайшего развития»  (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике).

Творческий потенциал - (общеславянск. «творъ» - вид, существо, творение , потенциал – аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач.  (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике).

Коммуникативный потенциал – характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике).

Творческий коммуникативный потенциал -  возможности педагога  оригинально решать коммуникативные вопросы в процессе образовательной деятельности.

            В современной науке проблема развития творческого коммуникативного потенциала человека разрабатывается достаточно активно. При этом наибольший интерес для нас представляют те исследования, которые ориентированы на систему   дошкольного образования и развитие творческого коммуникативного потенциала  педагога дошкольной образовательной организации. Анализ исследований позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к трактовке данного феномена как:

  • природного качества, присущего любому человеку, хотя и в различной мере (В.Ф. Овчинников);
  • качества, характеризующего меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера (М.О. Мартынюк);
  • социально-психологической установки личности на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности
    (Е.В. Колесникова);
  • отражение меры соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, определяющей условия для его самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);
  • системы знаний, убеждений человека, на основе которых строится, регулируется его деятельность;
  • высокой степени развития мышления в плане его гибкости, чувства нового, открытости всему новому, оригинальности;
  • способности быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулюткин);
  • внутренней готовности личности к саморегуляции в творческой деятельности, возможности развития и саморазвития креативности каждого  педагога  (Г.X. Валеев);
  • свойства индивида, определяющего меру его возможностей в самоосуществлении и самореализации (М.В. Колосова);
  • личного качества, выражающегося в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

                  Нами  было выявлено, во-первых, что творческий коммуникативный  потенциал является средством, актуализация которого может резко повысить качество и конструктивность общения  педагога со всеми участниками образовательного процесса;  во-вторых, только реализация творческого коммуникативного потенциала может обеспечить возможность появления у педагога   новых  знания и умений для успешной реализации  ФГОС  дошкольного образования, в-третьих, только педагог  с динамичным творческим коммуникативным потенциалом может воспитать детей, способных не только овладеть накопленным коммуникативным  опытом, но и обогатить его.

  Исследование проблемы развития творческого коммуникативного потенциала педагога  на академических площадках МАДОУ № 30 «Ладушки», МАДОУ № 22 «Золушка», МБДОУ № 55 «Алёнушка» Пушкинского муниципального района и ДОУ № 4 «Алёнушка» г. Мытищи позволило нам сделать вывод о том, что  развитие  и совершенствование творческого коммуникативного потенциала педагога дошкольной организации проходит индивидуально и всегда  в собственной коммуникативной деятельности, с учётом среды, образования, личностных способностей, знаний, умений, мотивов, убеждения и потребности педагога. При этом вероятность проявления творческого коммуникативного  потенциала педагога зависит от его личностного стремления в полной мере реализовать свои  коммуникативные возможности, проявить творческий потенциал,   что и является основным условием, позволяющим ему активно и результативно решать новые коммуникативные вопросы.

Практическая значимость  нашего исследования состоит в том, что:

1. Практическая реализация технологии развития творческого  коммуникативного потенциала способствует значительному повышению уровня коммуникативных знаний, умений и способностей педагогов, обеспечивая качественное общение и взаимодействие всех участников  образовательного процесса,  и дать  новый коммуникативный эффект.

2. Разработаны критерии и показатели оценки каждого компонента творческого коммуникативного потенциала педагога, к которым подобран соответствующий комплекс методик и педагогических методов.

3. Разработаны и апробированы  дополнительные профессиональные программы повышения квалификации  для педагогов, реализующие основные образовательные программы дошкольного образования, направленных на развитие творческого коммуникативного потенциала: «Эффективные средства совершенствования речи педагога дошкольной образовательной организации», очно-заочная форма обучения - 72 часа; «Формирование коммуникативных компетенций педагога дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» - очно-заочная форма обучения – 36 часов; «Формирование коммуникативных компетенций педагога дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» - в форме очной стажировки – 36 часов; «Формирование коммуникативных компетенций педагога дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» - в форме виртуальной стажировки – 36 часов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

  • участия в работе международных научно-практических конференций: «Перспективы развития науки и образования» (29 ноября 2013г., Москва); «Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве», посвященной 85-летию Ф.А. Сохина (19-20 февраля 2013 г., Москва); «Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы» (22 октября 2013 г. Москва);  «Наука и образование в XXI веке» (30 декабря 2013 г., г.Москва; «Развитие науки и образования в современном мире» (30 сентября 2014 г.Москва); «Мировая наука и образование в условиях современного общества» (30 октября 2014 г., г.Москва); «Деятельность образовательных организаций по реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования» (27-28 ноября 2014 г. Орехово-Зуево); «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» (28 ноября 2014 г., Москва);_ « Сохранение родного языка и культуры в условиях иммиграции» (14-15 марта 2015 г., Дублин, Ирландия); «Дети 21 века. Проблемы и их решения в условиях иммиграции. Сохранение русского языка и культуры» (3-6 мая 2015 г., Брюссель, Бельгия); «Наука и образование в XXI веке» (30 июня 2015 г., г. Москва); «Современные технологии повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образования» (24 ноября 2015 г., г.Москва.
  • проведения научно-практических семинаров: ЭОР по развитию коммуникативной компетенции воспитателя дошкольной образовательной организации» (18 мая 2016 г., г.Мытищи); «Развитие творческого коммуникативного потенциала педагога дошкольного образования» (27 мая 2016 г., г.Пушкино).
  • участия в мероприятиях деловой программы «Новая архитектура образования» Московского Международного салона образования (13-14 апреля 2016 г., г. Москва.
  • публикационной активности педагогов академических площадок Московской области.
  • выступлений на заседаниях кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (2008-2016 гг.); педагогических советов и методических объединений дошкольных образовательных  организаций  Пушкинского муниципального района и г. Мытищи  (2008-2016 гг.).

Список литературы:

  1. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание /Н.Ф.Ефремова. – М,: Издательство «Национальное образование», 2012.- С.416.
  2. Ефремова Н.Ф. Логистические процессы в образовании. Теория и практика в управлении качеством обучения: методическое пособие /Н.Ф.Ефремова, Н.Ю. Склярова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2014.- С.228.
  3. Лисицына Л.С. Методология проектирования модульных компетентностно - ориентированных образовательных программ. Методическое пособие /Л.С.Лисицына.- СПб: СПбГУ ИТМО. 2009. –С.50

4.Статья

Проблемы педагогического общения педагога дошкольного образования. 

Т.В. Атякшева

старший преподаватель

кафедры дошкольного образования

ГБОУ ВПО МО

«Академия социального управления»

                Для успешной организации образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования педагогу необходимо владеть коммуникативными  знаниями, умениями и навыками и обладать коммуникативными способностями.            Педагог  дошкольного образования  должен чётко знать, что входит в каждое конкретное коммуникативное понятие:                                                     коммуникативные знания – сведения об общении и процессе общения;      коммуникативные умения – это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время осуществлять общение  в новых условиях;                                                                                              коммуникативные навыки – это автоматическое выполнение коммуникативного действия для достижения определённой цели в общении;                    коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.                       Проведённые исследования педагогического общения в дошкольных образовательных учреждениях, дали следующие результаты.                                                                   Коммуникативные знания:                                                                                                             - что такое общение? – 87% слушателей ответили в полном объёме, 10% ответили  частично, 3%  затруднялись ответить;                                                                                          - каковы виды, формы общения? – 76% ответили в полном объёме, 16% ответили частично, 8% затруднялись ответить;                                                                      - перечислите закономерности развития общения – 63% слушателей перечислили  в полном объёме, 27% перечислили частично, 10% затруднялись перечислить;                                                                                                                             - какие существуют коммуникативные методы и приемы – 79% слушателей ответили в полном объёме, 13% ответили частично, 8% затруднялись ответить;                                                                                                                                  - определите степень развития у себя тех или иных коммуникативных умений – 61% слушателей определили в полном объёме, 28% определили частично, 11% затруднялись определить;                                                                                  - какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций? -  53% слушателей ответили в полном объёме, 20% ответили частично, 27% затруднялись ответить;                                                                            - какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны – 72% слушателей смогли определить, 13% определили частично, 15% затруднялись определить.                                                                Вывод: таким образом, коммуникативными знаниями в достаточной мере обладают  70 % педагогов дошкольного образования, владеют частичными коммуникативными знаниями  18 % , не владеют  12 %.                                                                                                                               Коммуникативные умения:                                                                                           - умение ставить себя на место собеседника – 57% слушателей умеют всегда, 23%  умеют иногда, 20% не умеют;                                                                                                                           - коммуникативная атака (привлечение к себе внимания) – 79% слушателей всегда, 12% иногда, 9% даётся с трудом;                                                                     - умение управлять процессом общения – 67% слушателей всегда получается, 17% получается иногда, 16% не умеют;                                                                                    - умение установления обратной связи в процессе общения – 72% слушателей умеют, 18% умеют иногда, 10% не умеют;                                                 - умение наладить контакт со всеми участниками общения – 86% умеют, 8% умеют иногда, 6% не умеют;                                                                                                                - понимание внутренней психологической позиции каждого участника процесса – 89% понимают, 7% понимают не всегда, 4% часто не понимают;   - умение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач – 77% умеют, 14% умеют иногда, 9% используют данное умение редко;                                                                                                            - умение управлять собственным психическим  состоянием в процессе общения – 65% умеют управлять, 24% не всегда  получается управлять, 11% не умеют управлять;                                                                                                               - речевые умения – 71% слушателей имеют хорошие речевые умения, 15% имеют средние речевые умения, 14% низкий уровень речевых умений;                             - умение преодолевать коммуникативные барьеры – 48% слушателей преодолевают часто, 30% преодолевают иногда, 22%  не удаётся преодолеть коммуникативные барьеры;                                                                                                      - умение активного слушания -82% слушателей умеют активно слушать, 10% не всегда  умеют активно слушать, 8% чаще пассивные слушатели;                       - умение самоконтроля и саморегуляции – 75% слушателей владеют умением, 17% не всегда контролируют процесс общения, 8%  редко получается контролировать процесс общения;                                                                               - умение организовывать сотрудничество – 84% слушателей умеют организовывать сотрудничество,  11% не всегда организуют сотрудничество в процессе общения, у 4% редко получается организовать сотрудничество в процессе общения;                                                                                                                                 - умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета – 77%  слушателей постоянно руководствуются принципами и правилами профессиональной этики и этикета, 17% не всегда руководствуются принципами и правилами профессиональной этики и этикета, 6% редко руководствуются принципами и правилами профессиональной этики и этикета;                                                                                                 - умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении - 89% слушателей всегда адекватно воспринимают и оценивают поведение партнера в общении,  11%  не всегда   адекватно воспринимают и оценивают поведение партнера в общении;                                                                                                                               - распознавать по невербальным сигналам  состояния, желания и мотивы поведения собеседника – 81% слушателей всегда распознают, 20% не всегда распознают, 9% редко распознают;                                                                                                                       - умения производить благоприятное впечатление – 72% слушателей  всегда производят благоприятное впечатление, 21% не всегда производят благоприятное впечатление, 7%  умеют редко произвести благоприятное впечатление.                                                                                                     Вывод: коммуникативными умениями обладают  в полном объёме 75% слушателей, не всегда умеют использовать  коммуникативными умениями 16% слушателей,  частично  используют свои коммуникативные умения 9% слушателей.                                                                                     Коммуникативные навыки:  автоматическое выполнение коммуникативного действия для достижения определённой цели в общении наблюдается у 69% слушателей, не всегда наблюдается автоматическое выполнение  коммуникативного действия для достижения определённой цели в общении у 23% слушателей, редко  наблюдается автоматическое выполнение  коммуникативного действия для достижения определённой цели в общении у 8% слушателей.                                                                                                                   Коммуникативные способности:                                                                               -  способность точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей – 68% слушателей обладают способностью, у 24% не всегда проявляется способность, у 8% редко проявляется способность;                                                                                         - способность правильно понимать и оценивать людей – 71% слушателей обладают способностью, у 20% не всегда проявляется способность, у 9% редко проявляется способность;                                                                                         - способность выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам – 65% слушателей обладают способностью, у 25% не всегда проявляется способность, у 10% редко проявляется способность;                                                                                         - способность подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях - 67% слушателей обладают способностью, у 23% не всегда проявляется способность, у 10% редко проявляется способность;                                                                                         - способность оказывать влияние на психическое состояние людей – 58% слушателей обладают способностью, у 26% не всегда проявляется способность, у 16% редко проявляется способность;                                                                                         - способность изменять коммуникативное поведение людей – 46% слушателей обладают способностью, у 35% не всегда проявляется способность, у 19% редко проявляется способность;                                                                                         - способность сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми - 64% слушателей обладают способностью, у 21% не всегда проявляется способность, у 15% редко проявляется способность;                                                                                         - способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе – 47% слушателей обладают способностью, у 37% не всегда проявляется способность, у 16% редко проявляется способность.

Вывод: у 61% слушателей активно проявляются коммуникативные способности, у 26%  слушателей не всегда активно проявляются коммуникативные способности, у 13% слушателей редко проявляются коммуникативные способности.                                                                                     Сводная таблица  состояния  педагогического общения педагога дошкольного образовательного учреждения

Компоненты общения

Проявляются всегда              (%)

Проявляются не всегда              (%)

Проявляются редко                 (%)

Коммуникативные знания

70

18

12

Коммуникативные умения

75

16

9

Коммуникативные навыки

69

23

8

Коммуникативные способности

61

26

13

итого

69%

21%

10%

Очень важно, чтобы каждый  педагог дошкольного образования смог проанализировать своё педагогическое общение и своевременно определить основные  проблемы  и самое главное нашёл эффективные активные средства  совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации"

Итоговый практико-ориентированный проект«Реализация технологии социального партнерства с родителями»  ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

Квест с педагогами по формированию профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций

Компетентность в области построения вариативного развивающего образования;Компетентность в области поддержки детской индивидуальности и инициативы детей....

семинар "Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"

семинар "Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"...