Консультация для педагогов по теме " Работа с родителями воспитанников. Сотрудничество, а не наставничество"
консультация по теме

Наталья Леонидовна Корчагина

Консультация для педагогов, в которой рассматриваются вопросы эффетивного взаимодействия между педагогом и родителями воспитанников. Чем отличается форма работы в виде сотрудничества,а не наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида  «Парус»    

КОНСУЛЬТАЦИЯ 

педагога-психолога  МБДОУ  д/с «Парус» Н.Л.Корчагиной

для  педагогов  по  проблеме:  «Работа  с  родителями  воспитанников. Сотрудничество,  а  не  наставничество»

 

г.Волгодонск

Сотрудничество – (англ. collaboration, cooperation)  это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.

К сожалению, сотрудничеству нужно людей учить специально. Может быть, срабатывают нежелательные биологические программы ("Человек человеку - волк"), возможно, мы воспроизводим те образцы, которые мы получили в детстве ("Кто кого обыграет?").

Ночью и в темноте, инстинктивные реакции, при встрече в опасном месте, с неожиданно возникшим перед вами человеком - бить, убежать или замереть. Однако почему и зачем мы так же настороженно реагируем на незнакомых нам людей в ситуации, где опасности нет?  Улыбнуться, поприветствовать, попросить помощи или предложить помощь - таких биологических программ природа в нас не заложила, но мы можем этому учиться.

Чтобы недоверие и враждебность (иногда бессознательную и незаметную даже для самого человека) сменить на политику конструктивного взаимодействия, людям нужно пройти четыре этапа: не всегда простых, но очень нужных.

Первый этап - принятие.

Второй - понимание.

Третий - сотрудничество.

Четвертый - сотворчество.

Послушайте последовательность фраз, взгляните на смену душевных установок.

Все начинается с простого: «Ну, он просто другой» - Происходит принятие.

 «Это - его возможности, этого он боится, а вот это ему нужно для того» - Да, это уже понимание.

«Я могу помочь ему в этом, он за это выручит меня вот здесь» - О, уже сотрудничество, хотя и в самой элементарной форме.

 «О, мы с вами вместе можем сотворить очень  интересный  проект!» - Поздравляю, начинается сотворчество.

Воевать, конечно, привычнее и, возможно, интереснее, но в долгосрочной перспективе более себя оправдывает сотрудничество. Успешный человек учит жить себя по принципу «Выиграл - выиграл», он знает, что лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон.

Стратегии  сотрудничества:

1- освоение навыка выслушивать собеседника (родителя, начальника, подчиненного, коллегу).

2- культивирование стремления к доверию и уважению ко всем участникам  сотрудничества.

 3- использование при выдаче любых заданий  таких формулировок, которые способны вселить в исполнителя бодрость, желание высказать и отстаивать свои соображения.

                                (Подробнее: http://www.anypsy.ru/glossary/sotrudnichestvo.)

Шрила Прабхупада говорил: “Вы докажете свою  любовь ко мне тем, насколько вы можете сотрудничать друг с другом, распространяя духовное знание по всему миру”.

 Сотрудничество - это фундамент нашей жизни. Чтобы правильно сотрудничать друг с другом, мы должны четко понять, в чем заключается наша роль, и какова роль других людей.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий.

Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных отношений с родителями, на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения с ним. Девиз данного этапа "Давайте узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного и эмоционально насыщенного общения педагога  с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Наставничество, или опека — соглашение, по которому один участник   взаимодействия  становится наставником или опекуном другого. В зависимости от условий соглашения о наставничестве, наставник может давать опекаемому советы и рекомендации по более эффективному и грамотному действию,  следить за соблюдением им правил и других норм и ритуалов, помогать в разрешении конфликтов.

В английском языке слово «mentor» означает «наставник». Ментором звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. До недавнего времени это слово сохраняло своё значение. Именно его часто использовали политики, спортсмены, актёры и другие люди для описания человека, которого они выбрали в качестве ролевой модели, или человека, оказавшего на них значительное влияние на разных этапах карьеры.

Наставники – это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал.

Наставничество, по своей сути, это процесс, обеспечивающий поддержку.

От плохого начала, и конец бывает плохим.

                                                                                      Еврипид

Благородный  человек  предъявляет  требования  к  себе,  низкий  человек -    к другим.

                                                                                      Конфуций

Джентльмен - это человек, общаясь с которым, чувствуешь себя джентльменом.

                                                                                      Бертран Рассел

Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать, то что вы предлагаете.

                                                                                      А.Д. Карнеги

Кто хочет успешно дискутировать, должен попытаться как можно больше узнать о своем собеседнике.

                                                                                      А.Д. Карнеги

Никогда не доказывайте своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.  

                                                                                     Ф. Честерфильд (1694-1733)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Методические рекомендации для педагогов ДО по работе с родителями воспитанников

Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам ДОдля повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДО в соответствии с ФГОС ДО....

Использование педагогом нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников

Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, их индивидуальными особенностями, рациональными методами и п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»

Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую   эколого-оздоровительную работу....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)

Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Характерной тенденцией ...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...

Консультация для педагогов на тему «Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей»

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с задачами, содержание, методами воспитания в д...