Образовательный проект "Народная игрушка-матрешка"
проект (старшая группа) по теме

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей, знакомство их с народной игрушкой, народными традициями  и символом России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx385.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32  «Березка» г. Туапсе МО Туапсинский район

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«НАРОДНАЯ ИГРУШКА - МАТРЕШКА»

        

                                                       

                                                         Разработала воспитатель:

Чихладзе И. А.

г.Туапсе

2014г.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является,

при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

                                                                                                                               Е.Флерина.                                              

Актуальность  проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

 Традиционная народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. 

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

    Основные задачи можно сформулировать так:

    1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

    2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

    Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

    1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

    2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении)

    3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

    4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

  Работа проходит в несколько этапов:

    а) изучение представлений детей о матрешке (занятие по изодеятельности)

    б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)

    в) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)

    г) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)

В современных условиях проблема возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры приобретает все большую актуальность, при этом народное творчество является одним из важнейших условий «культурного выживания» общества и государства.

И для России, как многонационального государства, в котором утверждаются принципы толерантности, национального взаимоуважения и согласия и традиционная культура, во всем ее многообразии и богатстве, играет ключевую объединяющую роль.

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм (по словарю Ушакова): любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

        В связи с введением ФГОС ДО, который уделяет особое внимание к взаимодействию детского сада и семьи, в данном проекте широко используется взаимодействие с семьей. Родители являются активными участниками в реализации данного проекта.

Проблема.

 В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев,

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея. Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России, знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народным календарям, народным творчеством. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,, интерес к самобытной русской культуре.

Цель проекта:

- Формирование у детей «базиса личностной культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, традициями, особенностями культуры.

- Развитие художественно - творческих способностей у детей, на основе усвоения народного искусства.

- Создание единого образовательного пространства по реализации ООП (основной образовательной программы) ДОУ.

- Приобщение детей к народной культуре, посредством создания музея «Народная игрушка», народных праздников.

- Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.

- Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

Задачи проекта:

  • расширить знания и представления  детей о народной игрушке матрешке;
  • сформировать у детей чувство уважения к русскому народному искусству;
  • формировать чувство любви к Родине;
  • обогатить словарный запас и развить музыкально-эстетический вкус детей;
  • развить творческие способности и возможности дошкольников;
  • привлечь родителей дошкольников к патриотическому воспитанию в семье.
  • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
  • Способствовать развитию у детей восприятия мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
  • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
  • Научные
  • Познакомить с историей матрешки как народного промысла
  • Выяснить географию и особенности национального сувенира
  • Развивать сенсорные навыки
  • Дать представление о цветовой гармонии

  • Мировоззренческие
  • Помочь увидеть необычное в обычном.
  • Показать связь мира природы с миром человека.

  • Духовно- нравственные
  • Обогатить  кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  • Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
  • Получать радость от узнавания нового.
  • Учить сотрудничать , уважать свой и чужой труд.
  • Развивать эмоциональную сферу.

  • Практические
  • Освоить некоторые классические художественные элементы.
  • Изучить связь между особенностями орнамента и национального костюма.
  • Разработать собственные образцы росписи.
  • Создать коллекцию игрушек.
  • Оформить мини-музей «Матрешка».

Срок реализации проекта.

3,4 неделя апреля 2014 года.

Тип  проекта:

 Познавательно-творческий.

Вид проекта:

Краткосрочный.

Участники проекта:

Дети старшей группы, родители, воспитатели , музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты.

• Сформированная предметно – развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей

Выпускник детского сада:

• самостоятелен, активен, проявляет инициативу в художественной деятельности, имеет яркую индивидуальность;

• эмоционально отзывчив на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведений искусства, имеет практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

• использует в речи русский фольклор;

• знает былинных и сказочных героев, умеет сопереживать им;

• знает историю русского костюма;

• Различает изделия разных народных промыслов;

• знает и умеет играть в русские народные игры;

• знает особенности русских песен, плясок, народные праздники

• знает историю своего города, семьи.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

- Беседы;

- Занятия на основе метода интеграции;

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

- Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства

- Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе;

- Экскурсии;

- Дидактические игры;

- Экспериментирование с различными художественными материалами;

- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

- Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:

-метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий) ;                                                                                                                                                 -словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения) ; -практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения) ;                   -эвристический (развитие находчивости и активности) ;                                                             -частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия) ;                                                -сотворчество;                                                                                                                                      -мотивационный (убеждение, поощрение).

Взаимодействие с родителями строится на следующих принципах:

-общность взглядов, средств и методов;

- взаимное доверие;

- открытость;

- целенаправленность;

Ожидаемый результат:

- гармонизация семейных и родительско - детских отношений;

- укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Необходимые материалы:

Демонстрационный материал:

  • большая матрешка из папье-маше
  • домик для  матрешки
  • Семья матрешек
  • Заготовки из дерева для матрешек
  • Презентация
  • Дарума, добрый лукавый старичок , послуживший прообразом нашей матрешки, разъемная японская игрушка

Раздаточный материал:

  • плоскостные матрешки (большие и маленькие) 20 шт.
  • трехместные матрешки по количеству детей
  • набор из 4 плоскостных матрешек по количеству детей
  • деревянные матрешки выкрашенные в белый цвет по количеству детей
  • гуашь, ватные палочки
  • сладкие сувениры

Технические средства:

  • магнитно-маркерная учебная доска
  • музыкальный центр
  • мультимедийное устройство

Предполагаемый продукт проекта:

  • Изготовление «Семейной матрешки»;
  • выставки детского творчества;
  • презентация  на тему «Народная игрушка Матрешка»;
  • Музей «Народная игрушка»;
  • Конкурс стихов «Русская матрешка»;
  • разработанные рекомендации для родителей;
  • обогащенная предметно-развивающая среда за счет систематизированного литературного и иллюстрированного материала.

Итоговое мероприятие.

Итоговое мероприятие развлечение для детей и родителей «Народная игрушка».

Содержание проекта:

1 этап – подготовительный:

Задачи:

  • Составить паспорт проекта (определение темы и проблемы будущего проекта, поставка цели и задач).
  • Собрать и изучить информацию по заданной теме проекта;
  • Подобрать необходимый материал:

- детскую  художественную литературу для чтения, заучивания стихов;

-музыкальное сопровождение;

- презентации для просмотра;

- сюжетные картины и иллюстрации, наглядный материал;

  • Разработать тематическое планирование на время реализации проекта;
  • Составить план реализации проекта;
  • Обсудить возможные мероприятия проекта с его участниками (педагогами ДОУ, родителями);
  • Опросить родителей о приемлемых формах их участия в проекте (через анкетирование).

2 этап – основной:

Реализация проекта:

Материал по реализации проекта в соответствии с ФГОС, представлен в виде таблицы (см. приложение). Содержание распределено по видам детской деятельности, с учетом различных форм организации детской деятельности, создания предметно-развивающей среды и взаимодействия с родителями, социумом.

3 этап – заключительный: 

•Развлекательное мероприятие  «Народная игрушка».

           •Выставка творческих работ «Моя матрешка»

           •Конкурс рисунков «Матрешкина семья»

Список литературы:

  • Казакова Т.Г. занятие с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
  • Журналы «Дошкольное воспитание» № 9,10 2008г., № 4 1994г
  • Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989г.
  • Русская матрешка. М. : Мозаика, 2003.
  • Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992г.
  • Дайн Г. «Русская игрушка», Москва, 1981г.
  • Кондакова Н. Матрешка/Новая игрушка. – 1993 № 3, 1996. – 10
  • Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – сПб.: Паритет, 2010.
  • Народные художественные промыслы, общ. Ред. М.А. Некрасовский и др., 2004.
  • Русская матрешка. Редактор Н.А., Федорова, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

Непосредственно – образовательная деятельность «Игрушка - матрешка»

Приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства;Познакомить детей с историей матрёшки; Вос...

Непосредственная образовательная деятельность Тема: "Русская народная игрушка – матрешка"

             Непосредственная образовательная деятельностьТема: Русская народная игрушка – матрешка  Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,...

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. Тема : «Народная игрушка – Матрешка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи.Тема : «Народная игрушка – Матрешка»Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой - МатрешкойЗадачи:• закр...

Конспект познавательной НОД для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Народная игрушка - матрешка.»

Цель занятия: активизация познавательной и речевой деятельности детей, коммуникативных навыковИнтеграция образовательных областей:« Социально – коммуникативное развитие»,« Позн...

Образовательный проект «Русская народная игрушка – Матрешка»

Образовательный проект «Русская народная игрушка – Матрешка»Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек уд...