Главные вкладки

    Презентация по теме:
    ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА ДОШКОЛЬНИКА. Консультация для педагогов

    ЗАЩИТА  ПРАВ  И  ДОСТОИНСТВА  ДОШКОЛЬНИКА

    Консультация для педагогов

    Детству следует оказывать величайшее уважение.

    Ювенал

    Дети – будущее каждого народа, каждого государства.

    И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества.

     

    Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет это самое будущее, зависит от многих причин. Несомненно одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.

    Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, мы, педагоги, стоим перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Следовательно, мы должны воспитать активного, юридически грамотного гражданина, у которого сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться  жестокости, умение отстаивать свои права.  А это возможно только в том случае, когда каждому ребёнку обеспечены оптимальные условия развития индивидуальных способностей и возможности самореализации – вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий – на любом этапе его развития.

    Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Жизнь и здоровье детей, их полноценное развитие во многом определяется эффективностью деятельности по защите их прав. У ребёнка, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития. Поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

    Защита прав ребёнка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия каждого педагога. От его личной позиции, культуры, понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, а во многом и в семье. Очень важно правильно организовать эту работу в дошкольном учреждении. Главное при этом не эпизодичность, а система и последовательность. 

    Вопрос защиты прав и достоинства маленького ребёнка столь важен, что его нельзя рассматривать как модное направление в педагогической деятельности или мероприятие в потоке множества дел. Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2

    Детству следует оказывать величайшее уважение . Ювенал Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся , зависит завтрашний день всего общества. Счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребёнка. Ф.М . Достоевский

    Слайд 3

    Проблема охраны детства условно рассматривается в двух направлениях. Социально-правовое   направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

    Слайд 4

    Слайд 5

    НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА ОХРАНЫ ДЕТСТВА Забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей. В 10 принципах провозглашаются  права детей на имя , гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Декларация прав ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

    Слайд 6

    Конвенция о правах ребёнка Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Содержит 54 статьи , детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Основополагающие принципы: Ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

    Слайд 7

    Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребёнка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка, его мнениям и взглядам . Конвенция признаёт за каждым ребёнком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право на развитие , на воспитание , на защиту , на активное участие в жизни общества . Согласно Конвенции, все государственные структуры, и в первую очередь учебно-воспитательные , обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42 ).

    Слайд 8

    В качестве руководства к деятельности воспитателей ДОУ можно определить ряд положений Конвенции, условно объединённых в несколько блоков: право на охрану и укрепление здоровья ( ст. 3,6,24 ); право на образование ( ст. 17,28,29,32 ); право на участие в играх, развлечениях ( ст. 31 ); сохранение своей индивидуальности ( ст. 2, 5-7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37, 38 ).

    Слайд 9

    Преимущественное отношение к работе ДОУ имеют следующие статьи документа . Ст . 19 оговаривает, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защищать ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления и злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации». Ст. 31 фиксирует право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту. Ст. 37 требует, чтобы «ни один ребёнок не был подвергнут … унижающим его достоинство видам обращения или наказания ».

    Слайд 10

    Требования к образовательным процессам, выдвигаемые Конвенцией. В ст . 29 отмечается, что образование ребёнка должно быть направлено на : развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашённым в Уставе ООН; воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; воспитание уважения к окружающей природе.

    Слайд 11

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г . в Нью-Йорке «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» Основные положения: Создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей. Сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п. Обеспечение качественного базового образования для всех детей. Предоставление всем детям возможностей для деятельного участия в жизни их общин: возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества.

    Слайд 12

    План действий по осуществлению Всемирной декларации включает в себя практические мероприятия, направленные на : улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путём расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей ; сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний ; создание более широких возможностей для получения образования ; решение продовольственной проблемы ; защиту детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций .

    Слайд 13

    Права детей в Российской Федерации регулируются следующими документами:

    Слайд 14

    Конституция РФ устанавливает и подразумевает исполнение для ребёнка : защиты материнства, детства и семьи государством ( ст. 38 ); права на жизнь (Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.) ( ст. 20 , ч. 1 ); права на имя, отчество и фамилию ( ст. 58 ); права на свободу и личную неприкосновенность ( ст. 22 ); охрану достоинства личности ( ст. 21 ); п рава на образование ( ст. 43 ).

    Слайд 15

    В Семейном Кодексе РФ законодательно закреплены принципы и нормы международного права ребёнка « на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение ». ( Раздел IV - Глава 11. «Права несовершеннолетних детей», Глава 12. « Права и обязанности родителей» ). Семейный Кодекс РФ   гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства ( ст. 54 ); право ребёнка на защиту и обязанности органов опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка ( ст. 56 ). При этом предусмотрены : лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье ( ст. 69 ); немедленное отбирание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью ( ст. 77 ).

    Слайд 16

    У головный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность: за совершение физического и сексуального наси­лия в отношении несовершеннолетних ( ст. 106 - 123 , 131-135 ); за неоказание помощи и оставление в опасности ( ст . 124 , 125 ); за преступления против свободы, чести и достоинства личности ребёнка ( ст. 126-128 ); за преступления против семьи и несовершеннолет­них ( ст. 150-157 ).

    Слайд 17

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства: дети-инвалиды ; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи.

    Слайд 18

    ФЗ «Об образовании»   утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» ( ст. 5 ) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» ( ст. 56 ). Устав ДОУ   – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. 

    Слайд 19

    ЗАЩИТА И ОХРАНА ДЕТСТВА В ДОУ Реализация прав ребёнка включает : гарантию права на охрану  жизни и здоровья; защиту от всех форм жестокого обращения; обеспечение права на образование; предоставление права на игру; соблюдение права на сохранение своей индивидуальности . Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей и детей, выявлять семьи из группы риска, где возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка.

    Слайд 20

    Предупреждение нарушений прав ребёнка в семье. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов, создавать необходимые условия для становления личности, физического и психического благополучия ребёнка. В Конвенции о правах ребёнка отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение - в пределах своих способностей и финансовых возможностей - условий жизни, необходимых для развития ребёнка ( ст. 27 , п. 2 ).

    Слайд 21

    В п. 1 ст. 18 закона «Об образовании в РФ» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями и другими членами семьи, опекунами, попечителями, воспитателями и т. д. - побои , унижение , издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться и в том, что ребёнка не обеспечивают необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны взрослых уважения, внимания, ласки, тепла по отношению к ребёнку.

    Слайд 22

    Основные формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений . Сексуальное насилие – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым . Психическое (эмоциональное) насилие – открытое неприятие; систематическая и необоснованная критика; угрозы; замечания в оскорбительной форме, унижение достоинства ребёнка; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребёнка ; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; преднамеренная изоляция; грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму . Отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию; непредоставление адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода, должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

    Слайд 23

    Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия , оскорбления или злоупотребления.  Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их неприкосновенность является (согласно ст. 69 СК РФ ) основанием для лишения родителей родительских прав. Согласно ст. 156 УК РФ , запирание ребёнка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, наряду с жестоким обращением.

    Слайд 24

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, в том числе сотрудниками образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо ограничением свободы на срок до  2 -х лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 3 -х лет или без такового.

    Слайд 25

    В случае выявления жестокого обращения с ребёнком организуется следующая работа по оказанию помощи детям: Посещение ребёнка на дому, установление контакта с семьёй, обследование условий проживания . Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально - бытовым содержанием ребёнка . Обеспечение систематического контроля за состоянием здоровья ребёнка . Создание банка семей воспитанников, социального паспорта, социологических анкет . Проведение работы по формированию правового сознания у родителей, которая начинается с заключения с родителями воспитанников (по мере поступления детей) договоров, где отражена информация о правах ребёнка.

    Слайд 26

    Правовое просвещение родителей включает в себя следующие мероприятия: Анкетирование родителей по вопросам защиты и охраны детства . Оформление наглядно - информационного стенда «Ребёнок и его права »; периодическое обновление и пополнение его . Психологическое просвещение: разъяснение родителям принятых в учреждении педагогически целесообразных и психологически обоснованных норм общения с детьми и способов регулирования их поведения, т.е. психолого-педагогические принципы построения общения взрослых с детьми в стенах учреждения . Ознакомление родителей с документами по правам ребёнка и с психолого-педагогической литературой. Родительские собрания, посвященные повышению правовой культуры родителей, пониманию прав ребёнка в современном обществе, позволяющие выявить существующее у родителей отношение к данной проблеме и обменяться родительским опытом. Составление памяток для родителей: «Защита прав детей в семье», «Жестокое обращение с детьми – что это такое?», «Заповеди мудрого родителя» и т.п . Проведение бесед, консультаций, диспутов, занятий, досугов на тему защиты и охраны прав детей .

    Слайд 27

    Воспитание правового самосознания детей Применительно к детям дошкольного возраста, мы говорим не о чисто правовом, а о нравственно - правовом воспитании , так как его базой являются усвоенные и принятые детьми нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Для формирования у дошкольников представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям необходимо создать условия для их практического применения. Ребёнок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Главная задача взрослых – научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему. Поэтому педагоги ДОУ должны строить свою работу таким образом, чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании, но и становились нравственной основой непосредственного общения ребёнка с другими людьми, регулятором его жизнедеятельности.

    Слайд 28

    Функции педагога в правовом воспитании дошкольников : демонстрация высокого правового сознания, правовой культуры ; реализация прав и свобод детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья ; построение отношений с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, взаимного обмена информацией ; организация работы по воспитанию правового сознания в зависимости от возможностей каждого ребёнка ; содействие саморазвитию личности ребенка, воспитанию чувства собственного достоинства, долга, ответственности ; подготовка детей к жизни в обществе ; привитие навыков общения в коллективе, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций ; формирование высоких морально – нравственных качеств у детей ; ознакомление воспитанников с их правами и способами их защиты.

    Слайд 29

    Слайд 30

    Выполнению этих задач служат : игры - дидактические , сюжетно-ролевые, театрализованные - так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение ; разрешение ситуаций через беседы, и в процессе чтения художественной литературы ; дидактические материалы, позволяющие в доступной форме познакомить детей с их правами и обязанностями ; информационные материалы для ознакомления с основными документами, защищающими права детей ; продукты детской деятельности по данной теме: коллажи «Моя семья", «Мои интересы", книга для родителей «Дети о правах" и др . выпуски стенгазет, рукописного журнала ; выставки совместных творческих работ родителей и детей «Наши права».

    Слайд 31

    Обеспечение прав ребёнка – это глобальная проблема мирового сообщества. Положения Конвенции о правах ребёнка должны органично входить в нормативно - правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования и касаться всех участников образовательного пространства дошкольного учреждения: детей, педагогов , родителей.

    Слайд 32

    Таким образом, через планомерную работу по охране и защите прав ребёнка мы: достигнем необходимого уровня уважения личностных прав ребенка; выработаем навыки контроля над собственными эмоциями; сформируем умение опираться на знания и опыт ДОУ, других семей; привыкнем разъяснять детям их права; научимся строить общение с детьми и коллегами на взаимном уважении, доверии, партнёрских отношениях.

    Слайд 33

    «Права ребёнка – это неотъемлемые права любого человека, а ребёнок - поперёд всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы, зрячие – родители, педагоги, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос …» А . Лиханов

    Слайд 34

    ИСТОЧНИКИ I Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей . [ Электронный ресурс ]// http :// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml Декларация прав ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml Конвенция о правах ребенка. [Электронный ресурс]// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml II Права ребёнка: международное и внутригосударственное нормативное регулирование: Сборник документов./Сост. Нигматуллин Р.В., Каримов Р.Р., Романов А.А. – Уфа. – 2014. Нечаев A.M. Защита прав ребёнка: законодательство и правоприменительная политика. [Электронный ресурс] // sprinter.ru/ books II I Будякова Т. О праве ребёнка на честь и достоин­ство// Дошкольное воспитание.–2004.–№3.– С.19-24. Доронова Т.Н.  Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье// Дошкольное воспитание. –2001. –№ 8, 12. Куликова А. А. Защита прав ребёнка. – М.: Эксмо , 2005. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка. СПб.: Детство-Пресс.–2010. – С. 10-11с. Права ребёнка в семье. Проект для воспитателей и родителей. [Электронный ресурс ]// http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/proekt-dlya-vospitatelej-i-roditelej-prava-rebenka-v-seme.html

    Слайд 35


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинск...

    Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

    Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

    «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Консультация для педагогов ДОУ

    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонал...

    Консультация для педагогов ДОУ "Речь педагога, как образец для подражания воспитанников"

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека....

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....