Опыт работы на XIV Рождественских чтениях
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нарышкина Елена Владимировна

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством православных праздников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_rozhdestvenskie_chteniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3»

Шатурского муниципального района Московской области

Опыт работы

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям

посредством православных праздников»

Подготовила:

музыкальный руководитель

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 3»

Нарышкина Е.В.

 2016г.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок»

 В. А. Сухомлинский

В наше время особенно актуально стала звучать тема духовного возрождения России. Современные люди больше заботятся о материальных благах и совсем забывают о духовной составляющей нашей жизни. Такие качества как доброта, милосердие, сострадание – к сожалению, потеряли свою самоценность.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе, в мире.

Дошкольное детство - это самый благоприятный период, когда закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. А приобщение к народным традициям и православным праздникам содействует целостному  социальному развитию личности ребенка дошкольника.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.

 Цель  работы  духовно-нравственного воспитания детей:  формирование  представлений о народной и православной культуре русского народа.                                                                  Основные задачи:

  • знакомство детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни;
  • использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками.

Наполняя каждый этап педагогической работы особым духовным содержанием, мы стараемся подвести ребенка к самостоятельному осознанию нравственных ценностей. А уже осмысленное погружение в православные праздники позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающий духовные ростки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность: в памяти остается незабываемое осеннее многоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху,  народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все события ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Светлого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника русской березки, Масленицы — проводов зимы, необходимо разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масленицу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Представляется, что наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников, которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия. Это такие праздники, как Покров, Рождество, Пасха, Троица, Яблочный спас.

 Уверена, что православный праздник для ребенка должен быть наполнен особым смыслом, поэтому в своей работе всегда стараюсь объяснить детям на доступном им языке, как празднуемое событие связано с сегодняшним днем. Ведь нередко, в семьях все  сводится к внешним символам: Пасха – значит куличи и яйца, Рождество – елка и подарки, Троица – березки в храме. Сохраняя значимые для русских людей «преданья старины глубокой», я стараюсь органично вплести в программу детских православных праздников глубинный смысл.

Православные праздники, организуемые в МБДОУ «Детский сад № 3», являются результатом сотрудничества и сотворчества всех участников образовательных отношений: воспитанников, их родителей (законных представителей), сотрудников и социальных партнёров, а так же, при активном содействии глубокоуважаемого детьми и взрослыми нашего постоянного гостя иерея храма Казанской Божьей Матери с. Петровское - Александра Ионова. Такие праздники дарят малышам доброту окружающего мира и учат самих дарить радость своим близким и друзьям, наполняют детские и взрослые сердца радостью; способствуют духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия; приобщают воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры. 

Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Родителям, в гонке и быстротечности жизни, не хватает информации о самобытности своего народа, его культуре, широте души. С каким интересом и трепетом наслаждаются они минутами тематических мероприятий и становятся не только зрителями, но и непосредственными участниками процесса, переживая, заранее изучая совместно с ребенком предложенный материал, воплощая его по- своему. Совместная деятельность воспитывает не только малышей, но и мобилизует взрослых, восполняя бреши своего воспитания, призывая к чуткости, уважительному отношению друг другу, народным традициям, гордости за свою Святую Русь.

Проведению православных праздников в нашем детском саду, предшествует достаточно длительная подготовительная работа. С целью ознакомления воспитанников с историей возникновения и традициями проведения праздника, педагоги организуют рассматривание иллюстративного материала, просмотр мультфильмов, чтение произведений художественной литературы, показ настольного театра, проводят беседы с воспитанниками, опираясь на знакомый  материал. В рамках  подготовки к празднику разучивают с детьми стихотворения, отрабатывают и закрепляют знание текстов ролей и песенного репертуара.

Параллельно с проводимой воспитателями  работой, я, как музыкальный руководитель, разучиваю с детьми  репертуар, занимаюсь постановкой  танцевальных и театрализованных номеров,  организую прослушивание народной, классической и современной музыки, раскрывающей тематику предстоящего православного праздника.

Не остается в стороне и работа с сотрудниками, родителями и социальными партнерами: рассматриваются и обсуждаются  варианты их участия в проводимых мероприятиях.

Алгоритм разработки сценариев православных праздников принципиально не отличается от традиционных подходов к составлению сценариев любых праздников. В их содержание включаем чтение стихотворений и исполнение песен, танцевальные номера и игры, разыгрывание сценок или небольших театрализованных представлений.

Особенностью содержания православных праздников в нашем дошкольном учреждении является то, что лишь часть репертуара носит православную тематику – обычно это песни, стихи, сценки, игры. Остальной репертуар отражает календарную тематику - особенности того времени года, когда проходит праздник (в основном это касается танцев, частично песен и хороводов, которые используется на традиционных праздничных утренниках). Так, например, на празднике Рождества Христова, кроме рождественского репертуара «Песенка со свечами», «Рождественская песенка», используем песни о зиме такие, как «Елочка-красавица» или «Эх, ты, зимушка-зима!», хороводные игры и хороводы «Ой, мороз-мороз» или «Белый снег, белешенький»  и т. п.

Аналогично подбирается материал и к празднику Пасхи. Наряду с пасхальными песнями «Песенка про ангелов», «Вербочки», используем песни о весне, такие, как «Весна-красна», «Капельки весны», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», танцы «Цветов», «Ручейков» и др.

Такой подход к подбору материала позволяет совмещать традиционную в данный период работу с подготовкой к православному празднику. Так,  празднование Рождества Христова, проходит сразу после традиционных новогодних утренников, да к тому же после длительных праздничных каникул, отдельного времени на подготовку совсем нет. Празднование Пасхи в большинстве своем в нашем детском саду совпадает с подготовкой к выпускным и весенним утренникам.

Подготовить насыщенный утренник и одновременно не перегрузить детей позволяет и то, что в православных и фольклорных праздниках одновременно задействованы воспитанники всех групп старшего дошкольного возраста, а значит и подготовка номеров распределяется на 2-3 группы, а не на одну, как обычно. Частично с этой же целью в сценарий включаю номера в исполнении сотрудников дошкольного учреждения. К тому же участие взрослых дает пример качественного исполнения, обогащает впечатления детей, способствует установлению партнерских взаимоотношений между детьми, их родителями и педагогами. Особенно ярко это проявляется в совместных театрализованных представлениях или миниатюрах.

При разработке сценариев православных праздников мы стараемся совместить развлекательную и миссионерскую функции. Необходимо сделать так, чтобы праздник был не просто развлекательным мероприятием, но и способствовал приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников детского сада к традициям отечественной (православной) культуры, углублению и расширению их знаний о самом празднике, его значении и традициях празднования.

С целью придания празднику яркой окраски духовной красоты, в музыкальном оформлении мероприятий православной направленности использую фрагменты классической музыки, звуки природы, колокольные звоны.

Нужно отметить, что такие праздники в нашем детском саду не перегружены назидательностью, а содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. События празднования подаются в игровой, театральной форме, которые заканчиваются нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своем решении ситуации.

Изучение традиций Православных праздников позволяет  детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

В нашем детском саду с детьми проводятся театрализованные постановки о правилах духовно-нравственного поведения дома и на улице. Дети вспоминают знакомые им сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Буратино» – не послушался Папу Карло и чуть не попал в беду. «Маша и медведь» - нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться и твои близкие будут о тебе тревожиться.

«Кошкин дом» - в беде нужно помочь ближнему – «Взялись дружно раз, раз, и огонь погас».

Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности взаимодействуют социальные партнеры, такие как: Церковь, библиотека, школа, Дом Культуры.

Заключение

Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на детей дошкольного возраста. Дети сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. В результате анкетирования по духовно-нравственному воспитанию - 90 % родителей желают, чтобы их дети были знакомы с традициями нашего народа, религией и имели представления о морали и нравственности.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...

Опыт работы по обучению детей чтению по методике Н.А. Зайцева.

Опыт моей работы, который использую на протяжении семи лет в обучении детей чтению по методике Н.А. Зайцева....

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...

Материал на xv Бушелевские чтения по теме: " Инклюзия. Опыт работы , творческое развитие " особенных детей "

Из личного опыта работы с детьми ,требующими коррекции , как я работаю с " особеннымит детьми...

Опыт работы "Обучение детей чтению и письму"

Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе...