Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
материал на тему

Абдураимова Наталья Викторовна

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.word_.docx66.48 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.

 С 2014 года «Использование современных образовательных технологий в коррекционной работе на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста»  стало приоритетным направлением в моей   деятельности.

Цель: повысить эффективность коррекционной работы  средствами современных образовательных технологий.

Задачи:

- изучение опыта педагогов и логопедов по использованию образовательных в дошкольном воспитании и их влияние на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста;

- разработка и апробация блока занятий коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов современных образовательных технологий.

1. Анализ реализации современных образовательных технологий.

Мне, как учителю-логопеду, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются следующие технологии:

  • наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мною активно используются в работе: наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы;
  • игровые технологии – это технологии, которые предоставляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития. Особо хочется выделить внедряемую в нашем детском саду инновационную игровую технологию ТРИЗ « В стране Котландии», математический планшет, логические блоки Дьеныша.. Эти игры не только развивают детей, они стимулируют их творческие способности, учат познанию мира. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности. В игре незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. На своих занятиях я использую пособия: «Игровизор», «Пространственные конструкторы», «Игры-шнуровки», «Конструктор слов», «Конструктор букв» и др.;
  • информационно-компьютерные технологии –  это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике. У детей вызывает большой интерес применение на наших занятиях мультимедийных презентаций. Очень легко и интересно проходит логопедическое обследование детей именно с использованием презентаций.  Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мною были подготовлены различные презентации с играми для занятий и презентация для логопедического обследования детей. Ещё в своей работе с детьми включаю в занятия работу с интерактивной доской;
  • здоровьесберегающие технологии. Наряду с речевыми нарушениями у многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.Так же, на коррекционных занятиях использую элементы имаготерапии (куклотерапия и сказкотерапия). Это способствует развитию активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности, имеет психотерапевтический эффект. У ребёнка ликвидируются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации

2. Анализ предметно- развивающей среды.

   Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

   Логопедическая работа направлена на коррекцию следующих речевых параметров:

- коммуникативно - речевых умений;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

- звукопроизносительной стороны речи;

- импрессивной стороны речи;

- лексического развития;

- грамматического строя речи;

- слоговой структуры слова;

- фонематического слуха и восприятия;

- развитие связной речи;

- навыкам звукового анализа.

   В соответствии с основными коррекционными направлениями в работе и принципами построения окружающей среды, а также в соответствии с реализуемой программой учреждения, пространство логопедического кабинета разделено на блоки:

- диагностический блок;

- коррекционно - развивающий блок;

- информационный блок;

- научно - методический блок.

   В коррекционно - развивающий блок входят коррекционно-развивающие игры и наглядные картинки. Эти пособия эффективно использовались мною для коррекции звукопроизношения детей на индивидуальных занятиях, а так же для развития связной речи, профилактики дисграфии и дислексии, пополнения словарного запаса детей, обучению слоговому и звуковому анализу, обучению составления сложных слов, развитию внимания, памяти и мышления.

     При проведении занятий по развитию связной речи с использованием красочных наглядных пособий и пиктограмм у детей наблюдался стойкий интерес  на протяжении всей длительности и желание работать и отвечать. Дети с нетерпением ждут следующего такого занятия, что очередной раз подтверждает эффективность использования метода наглядного моделирования в работе логопеда.

    Для занятий с применением ИКТ я создала ряд мультимедийных презентаций с логопедическими играми. Надеюсь, что эта копилка презентаций будет пополняться. Считаю, что данные презентации так же составляют часть образовательной среды.

   В течение года пополняю копилку методической литературы – журнал «Логопед», где можно почерпнуть много новой и необходимой информации по методике работы, новым инновационным технологиям в логопедии, советам из опыта работы.

   В своей работе для закрепления изученного материала и домашних заданий, использую альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей группы и подготовительной к школе группы, под редакцией О.С. Гомзяк. Детям  несложно и интересно работать в них.

3. Анализ работы с родителями.

   Одним из основных направлений в работе учителя - логопеда в ДОУ является взаимодействие с семьей ребенка-логопата. Половина успеха в достижении хороших результатов коррекции зависит от того насколько грамотно и тесно построена эта работа. Работу с родителями я провожу в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года. Но хочется отметить, что в течение года определенные запланированные мероприятия иногда отодвигаются, а новые, более актуальные и подходящие для текущего момента могут быть проведены.

   Работу с семьей воспитанников веду, используя различные способы и методы взаимодействия. Это личный и, наверное, самый важный способ контакта. Уголок учителя-логопеда так же является одним из способов подачи информации. Тетради и альбомы упражнений для индивидуальных заданий, родительские собрания, открытые мероприятия.

   В течение года родители не раз обращались с конкретными вопросами, которые их волнуют и их запросы мною были удовлетворены. Были проведены консультации по насущным и волнующим темам: «Учимся общаться», «Что делать, если у ребёнка плохая память?», «Работа над формированием звукослогового анализа у детей с ОНР», «Предупреждение   ошибок на письме».

   Открытые мероприятия, как никакие другие, могут показать результативность работы учителя - логопеда. Родителям очень нравится видеть своих детей в работе. Каждый год я провожу открытые занятия.

   На протяжении всего учебного года я регулярно предлагаю индивидуальные задания для каждого ребенка в тетрадях и альбомах упражнений, которые привлекают родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей; закреплению  полученных знаний, речевых умений и навыков. Хочется отметить, что родители ответственно относятся к данной работе.

«Логопедическая игротека».

   Данный вид взаимодействия заключается в знакомстве родителей детей-логопатов с логопедическими играми и через «включённое» наблюдение, помогает увидеть им процесс речевого развития собственного ребёнка, оценить его достижения, учебные и коммуникативные навыки, выявить затруднения. С играми родители могут познакомиться через информацию в «Уголке логопеда».

 «Уголок логопеда» (уроки для родителей)

   Данная форма взаимодействия является классической и проверенной. Родители в моменты ожидания ребенка могут в спокойной обстановке ознакомится с интересными советами и рекомендациями учителя - логопеда. В течение года мною были предложены следующие консультации: «От слогов к словам», «Правила хорошего слушания», «Азбука вежливости», «Семья: родственные и возрастные отношения», «Город звуков и букв», «Общение без проблем», «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе».

4. Анализ методической работы

   Свою методическую работу я провожу на основании годового плана и вопросов,  возникающих в ходе работы с детьми, воспитателями и специалистами. Взаимодействие специалистов и воспитателей в дошкольном учреждении считаю необходимым условием для полноценной и  эффективной  работы, направленной на достижение положительных результатов. Более тесное взаимодействие у меня, как у учителя-логопеда, происходит с воспитателями групп и педагогом – психологом. Все запланированные консультации и практикумы были особенно востребованы у воспитателей, они с большим интересом и ответственностью подходили ко всем практическим вопросам. Можно сказать, что наша работа в течение года слаженная и продуктивная. Много вопросов по особенностям развития детей с ОНР мы обсуждали с педагогом-психологом, т.к. детям с таким заключением часто требуются и психологическая коррекционная помощь.

5. Мониторинг качества воспитательно-образовательного процесса.

   Качество коррекционного процесса можно проследить по результатам мониторинга состояния речи детей, зачисленных на логопедический пункт. Данные результаты показывают динамику в состоянии звукопроизношения и развития речи в целом.

2014-2015 учебный год. Старшая группа (15 детей)

2015-2016 учебный год, подготовительная к школе группа (15 детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....

самоанализ профессиональной педагогической деятельности

В самоанализ моей работы вошел материал за последние три года  деятельности...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности 2019 год

Данный документ содержит полное описание профессиональной педагогической деятельности музыкального руководителя: Флат Любови Владимировны....

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...

самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н.

самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н....

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ "ЦРР- детский сад с. Бакчара" Горловой Елены Яковлевны

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума....