План-конспект совместного с детьми родительского собрания старшей группы «Царство лекарственных растений»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Беляева Нина Михайловна

План-конспект совместного с детьми родительского собрания старшей группы «Царство лекарственных растений»

Цель: повышение интереса родителей к экологическому воспитанию детей.

Задачи:

1.     Закреплять умение взрослых узнавать и правильно называть лекарственные растения и травы, их лечебные свойства;

2.     Вовлечь родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

3.     Формировать основу рационального природопользования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект совместного с детьми родительского собрания старшей группы «Царство лекарственных растений»

Цель: повышение интереса родителей к экологическому воспитанию детей.

Задачи:

  1. Закреплять умение взрослых узнавать и правильно называть лекарственные растения и травы, их лечебные свойства;
  2. Вовлечь родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.
  3. Формировать основу рационального природопользования.

Время проведения: по выбору воспитателя.

Форма проведения: познавательно-экологическая игра.

Продолжительность: 1-1,5 часа.

Правила игры: в игре принимают участие 3 команды. Игра состоит из двух этапов. 1 этап – викторина. Участники отвечают на вопросы и набирают очки. За каждый правильный ответ – одно очко в виде ромашки.

2 этап называется «Царство лекарственных растений». Команда, набравшая большее количество очков выбирает желтую дорожку и должны ответить на два вопроса; команда, набравшая меньшее количество очков выбирает зеленую дорожку и отвечают на три вопроса с правом на одну ошибку. Команда, набравшая наименьшее количество очков ступает на дорожку красного цвета, ей предстоит отвечать четыре раза, но она имеет право ошибиться дважды. В том случае, если во втором туре победят несколько команд, проводится суперигра.

Подготовительный этап

  1. Родителям раздаются пригласительные билеты на собрание, выполненные ребятами в виде листьев подорожника;
  2. Подготовить материалы по теме собрания, презентацию «Лекарственные растения».
  3. Подготовить ромашки, цветные дорожки, музыкальное сопровождение, памятки для родителей «Лекарственные растения».

Ход мероприятия

Ведущий: Экологическое воспитание следует рассматривать как нравственное воспитание, так как в основе отношение человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Мы взрослые, вводим ребенка в прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому очень важно учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к природе. Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, активно приобщая его к этому миру.

  1. Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки».

Сидящие в кругу взрослые берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Ведущий: друзья, давайте возьмемся за руки, поприветствуем друг друга и подарим улыбку.

  1. Презентация «Лекарственные растения и травы».

Ведущий: И взрослые, и дети хорошо понимают, без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них лекарства от множества болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. И сегодня, я хочу рассказать вам о некоторых из них и их лечебных свойствах.

  1. Подорожник – не просто равнодушный попутчик, а «друг путешественника».  Натер ли он ноги, поранился или ожегся – стоит приложить к больному месту чистый молодой листок подорожника, как боль уймется, рана быстрее заживет. Свежий сок подорожника или приготовленное из высушенного сока лекарство помогает при язве желудка.
  2. Мята перечная – лекарственное растение, применяется в лечебных целях в виде настойки и водных настоев, а также эфирного масла. Мята входит в состав многих травяных сборов и лечебных чаев, назначается для улучшения работы желудка и кишечника. Также применяется как успокаивающее средство. Мята способствует уменьшению воспалительных процессов, поэтому назначается при ларингитах, кашле, бронхите, фарингитах, синуситах, туберкулезе. При астме мята способствует облегчению дыхания.
  3. Ромашка – ценное лекарственное растение. Сухие ветки полевой ромашки продают в аптеках, они помогают людям справиться со многими болезнями. Ее применяют как противоспалительное, антисептическое средство, наружно – для полосканий горла, примочек и ванн.
  4. Чистотел – его используют в виде 5%-го водного настоя как желчегонное и бактерицидное средство при заболеваниях печени и желчного пузыря. Сок чистотела в народной медицине применяется для удаления бородавок, сухих мозолей, папиллом и некоторых других кожных образования.
  5. Крапива –список заболеваний, при которых можно использовать ее в качестве лекарства, поистине впечатляющий. Анемия, атеросклероз, болезни почек и мочевого пузыря, туберкулез, нарушение обмена веществ, многочисленные кожные заболевания, болезни сосудов и суставов.
  6. Валериана –используют собранные осенью и очищенные, промытые и высушенные корневища и корни валерианы. Препараты валерианы применяют в качестве успокаивающих средств при нервном возбуждении, бессоннице, неврозах сердечно-сосудистой системы; они обладают и спазмолитическими свойствами.
  7. Шиповник – богатейшая копилка различных витаминов. Плоды, содержащие витамин С и другие витамины, применяют для профилактики и лечения цинги и других авитаминозов. Если регулярно пить чай из шиповника, то грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться.
  8. Одуванчик – в нашей стране растет 203 вида одуванчиков, но самый знамениты среди них – лекарственный. Издавна лечились его отварами и настоями. При болезнях печени и для повышения аппетита применяют траву и корни одуванчика. Очень полезен витаминный салат из молодых листьев одуванчика.
  9. Мать-и-мачеха – ее листья применяются в виде отвара при кашле как отхаркивающее средство. Они входят в состав грудных и потогонных чаев. Отвары и настои листьев мать-и-мачехи применяют также в виде влажных повязок, компрессов, примочек и ванночек при лечении фурункулеза, мелких язвенных поражений, инифицированных ран.
  10. Зверобой - его издавна считают главной лечебной травой. Полученный из зверобоя препарат «Новоиманин» применяется как антибактериальный препарат при лечении гнойных ран, язв и ожогов, помогает при ангинах, гайморитах и тонзиллитах, при заболеваниях уха, носа. Водные и спиртовые настойки зверобоя используют для полоскания при заболевании полости рта.
  11. Лопух – экстракт корней лопуха врачи обычно рекомендуют принимать при нарушениях в организме обмена веществ, при обнаружении болезней суставов, при инфекционных заболеваниях и различных отравлениях. Масло из корня лопуха назначают принимать внуть при болезнях желудочно-кишечного тракта и печени. Наружно – при выпадении волос и при кожных заболеваниях.
  12. Ноготки – потребляются в виде настойки при язве желудка и как желчегонное, в виде мази при порезах, язвах, гнойных ранах. Мазь применяют при ожогах.

        Ведущий: Природа дает человеку все необходимое для его здоровья, за эти бесценные дары мы должны дарить природе свою любовь и защиту.

Поэтому, бессмысленно и вредно для растений выдергивать их целиком – бережно собирайте лишь те части, которые вам нужны. Прибегая к помощи природы, не забывайте заботиться о ее будущем: если вы собираете цветы, всегда оставляйте несколько растений нетронутыми, чтобы на следующий год появились новые растения. Клубни, корни и луковицы можно выкапывать из земли только после того, как созреют и осыплются семена.

А сейчас, мы с вами поиграем в игру.

  1. Первый туригры «Викторина» (вопрос-ответ).

Вопросы викторины:

  1. И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый … (Отвар)

  1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. (Подорожник).
  2. Отвар из листьев этого обжигающего растения останавливает кровотечение. (Крапива).
  3. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть картина? Солнце в небе голубом. (Ромашка).

  1. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Мята).
  2. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. (Шиповник).
  3. В этом растении много аскорбиновой кислоты, каротина, витамина К, способствующих свертыванию крови. В медицине она применяется как поливитаминное средство, при легочных, кишечных, и других кровотечениях, при диабете. (Крапива).
  4. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов? (Ноготки).
  5. Корень этого растения помогает возбудить аппетит (Корень одуванчика).
  6. Какое растение называют «зеленым бинтом»? (Подорожник).
  7. Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).
  8. Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).
  1. Релаксация «Цветочек».

Ведущий: Друзья, наступила весна. Скоро расцветут первые цветы. Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка мать-и-мачеха.

Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок, а на нем прекрасный бутончик. Этот бутончик каждый из вас. Он еще закрыт.

Но вот пригревает ласковое солнышко и бутон постепенно раскрывается. Он раскрылся и стал прекрасной мать-и-мачехой. Он греется под весенним солнышком, легкий ветерок раскачивает его. Мать и мачеха все время следит за солнышком, куда оно идет, туда и цветочек поворачивается.

Но вот раздались чьи-то шаги. Это идет человек.

Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветочек испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.

Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошел дальше.

И вот цветок снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.

Вот какая история произошла с маленькой мать-и-мачехой. А теперь закроем глаза и превратимся в людей. Раз, два, три…

  1. Рисование плакатов «Правила поведения в природе»
  2. Второй тур игры.

Ведущий: Итак, во второй тур нашей игры вышли команды (называется команда).

Карточка 1 (красная).

  1. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение? (Чистотел).
  2. Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мама. (Мать-и-мачеха).
  3. Это растение – прекрасное бактерицидное средство, препятствующее гниению. (Крапива).
  4. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. (Зверобой).

Ведущий: Вопросы команде, выбравшей зеленую дорожку.

Карточка 2 (зеленая).

  1. Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог.

Как прилягу на диванчик, вспомню желтый … (Одуванчик).

  1. Какое растение является традиционным средством от кашля? (Ромашка).
  2. Если травку ты сорвешь, руки, знай не ототрешь.

Доктор все аптечных дел, кто лечит ранки? (Чистотел).

Ведущий: Вопросы команде, выбравшей желтую дорожку.

Карточка 3 (желтая).

  1. Какое растение, согласно народной медицине, следует использовать для заживления ран? (Ромашка).
  2. Если что-то заболит, даже зверь не устоит

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой … (Зверобой).

  1. Суперигра «Кто быстрее ответит?»

Ведущий:Итак, во второй этап с успехом прошли две команды. Поздравим их. Вам предстоит принять участие в суперигре. А правила здесь такие: кто первый ответит на мой вопрос, тот и победит.

  1. Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок.

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (Зверобой)

  1. Я кустарником расту,

Цветом розовым цвету.

У меня красны плоды,

А на веточках – шипы.

Плоды летом собирают

И сухими сохраняют,

Чтоб потом их заварить

И отвар целебный пить (Шиповник).

Ведущий: Наша викторина подошла к концу. Что хотелось бы отметить в конце, через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача научить детей с раннего детства любить природу. Дети – будущее нашей страны. Им беречь и охранять её просторы, её красоты, её богатства.

  1. Ритуал прощания «Давай пожмем друг другу руку»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Заключительный этап

  • Награждение победителей.
  • Чаепитие с лекарственными травами.

Ведущий: Предлагаю вам выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие травы использованы.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.;
  2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с. (Детский сад с любовью);
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. (Детский сад с любовью);
  4. Горькова Л.Г., Кочерина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : ВАКО, 2011. – 240 с. – (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем);
  5. Кобзева Т.Г., Александрова Г.С., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт. – сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2013. – 287 с.;
  6. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград : Учитель, 2011. – 232 с. : ил.;
  7. РумянЦЕВАе.а. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет / авт. – сост. Е.А. Румянцева. – Волгоград : Учитель, 2015. – 159 с.;
  8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: Старшая группа / Авт. –сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011. – 320 с. – (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интеллектуальной игры с детьми подготовительной и старшей группы и родителями по ПДД «Семейная гостиная»

Цель:Вызвать у родителей интерес и желание посещать мероприятия в семейной гостиной.Показать знания детей и их родителей по правилам дорожного движения.Создать доброжелательную обстановку, положительн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления з...

План-конспект логопедического досуга с детьми подготовительной и старшей группы по ПДД «Говорим правильно и запоминаем правила»

Оборудование: жезл, кубик с эмблемами игр, разрезные картинки с изображением различного вида транспорта для игры «Угадай- ка», пособие «Угадай по первым звукам» для игры «Умники и умницы», разре...

План-конспект мастер – класса экологического движения «Зелёных спасателей» на тему «Царство комнатных растений» в подготовительной к школе группе

В плане- конспекте показана интеграция всех образовательных областей в соответствии с ФГОС, формы организации совместной деятельности и логика образовательной деятельности....

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»

: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи:-повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления здоров...

Конспект совместного с детьми родительского собрания в старшей группе «Профессии наших родителей»

Расширить у детей знания о профессиях родителей;развивать навыки коммуникативной культуры....

ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»

Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления здоровья детей;- формирование здорового образа жизни;-способствовать формированию у родителей и через родителе...