Проект "Разноцветная осень"
проект (средняя группа) на тему

Кекиш Людмила Николаевна

В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_raznotsvetnaya_osen_-_kopiya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Разноцветная осень»

(для среднего дошкольного возраста)

 Выполнила:

воспитатель

Кекиш Людмила Николаевна

- 2016 -

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги);
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно – игровой.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Участники реализации проекта

Педагог: Кекиш Людмила Николаевна

Воспитанники: дети средней группы.

Родители: средней группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

Проблема: что на осень подарила?

Актуальность проекта: В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Паспорт проекта «Разноцветная осень»

Цели проекта: Активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в сентябре у детей средней группы «Божьи коровки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

  1. Углубить представления детей об изменениях в природе, об овощах и фруктах - дарах природы,
  2. Вовлечь и поддерживать интерес детей к проектно – исследовательской деятельности: проведение опытов и наблюдений.
  3. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской).
  4. Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

Образовательные области:

 - социально-коммуникативная;

 - познавательная;

 - речевая;

 - художественно-эстетическая;

 - физическая.

Продукты проекта:

  • для детей: игра - инсценировка.

               для воспитателя: организация выставки детских работ, подборка игр на развитие двигательных способностей.

              для родителей: помощь в организации выставки детских работ, создание пособия «Шкатулка с осенними сказками».

Ожидаемые результаты по проекту:

  1. Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  2. Активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  3. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
  4. Воспитание экологического сознания детей группы;
  5. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  6. оформление картотеки наблюдений;
  7. Праздник Осени;
  8. Ведение детьми календаря погоды.

Способы диагностики: 

 а) анализ продуктов детской деятельности;

 б) проявление творчества.

Работа с родителями:

Формы и методы работы с родителями:
Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
Оформление пособия «Шкатулка с осенними сказками».
Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала
Участие родителей в субботниках.

Содержание работы

Познавательное развитие

Беседы об осени. (Приложение 1)

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам и приметам. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.

Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.

Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов.

Д\и «Мир животных», «Яблоки для ёжика», «Чьи листья» (Цели указаны в играх)

Задания на сравнения. (Приложение 2)

Цель: развитие операций сравнительного анализа; учить составлять сложные предложения; сравнивать признаки осени и лета; развивать внимание, память, чувство языка. Воспитывать любовь к природе.

Описание природы в сентябре. Цель: учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке.

Оформление папки-передвижки «Времена года».

Ежедневные прогулки

Подвижные игры:

1. «Листопад» Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Материал: осенние листья.

2. «Найди пару» Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

3. «Найди листок, как на дереве» Цель: развивать умение находить часть по целому.

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по теме «Что я видел на прогулке». Цель: учить передавать свои наблюдения и впечатления; развивать память, речь, мышление, познавательные способности, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: "Что происходит в сентябре с природой?" Цель: учить  составлять описательные рассказы с помощью схем. Учить наблюдать за явлениями живой и неживой природы ,за жизнедеятельностью растений и животных ,и в дальнейшем, составлять  описательные рассказы по схемам.

«Шкатулка с осенними сказками» (Приложение 4) Цель: познакомить детей с рассказами  и сказками об осени. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, внимание, познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к родной природе.  Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

Загадки, пословицы, поговорки на тему осени (прилагаются в папке-передвижке).

Чтение художественной литературы. Пословицы, загадки, поговорки. Чтение стихотворений об осени. Чтение сказки «Царица осень и ее любимые туфельки» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.и др.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование красками «Разноцветная осень» Цель: Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (методом тычка). Развивать аккуратность при рисовании на листе бумаги, учить не выходить за контур рисунка.

Лепка «Дары осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество. Закреплять умение передавать в лепке образы овощей. Обобщить элементарные знания об овощах и фруктах, их цвете, закрепить знания о месте произрастания;

Салфеточная аппликация «Веточка рябины» Цель: Учить детей скатывать кусочек салфетки в шарик и с помощью клея приклеивать на лист бумаги. Формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, творческую инициативу детей, самостоятельность.

Создание поделки «Осенние деревья» из природного материала. Цель: создания коллективной работы объемных произведений декоративного искусства из листьев"Осеннее дерево" из природного материала.  Закреплять представление о размере и цвете листьев. Развивать умение работать в команде, умение работать аккуратно. Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии "магазин", а также знания об овощах и фруктах. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Игра – драматизация сказки «Репка». Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору. Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.

Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.

Таким образом, ходе реализации проекта «Разноцветная осень» с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера. В уголке природы были помещены дары осени - овощи, фрукты и ягоды(муляжи), осенние букеты из листьев, поделки из природного материала «Осенние деревья».

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: за ветром, за дождём, за листопадом. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд; солнце днём очень низко над горизонтом.

Эти наблюдения подтолкнули к необходимости создания в группе папки-передвижки «Времена года». Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает в октябре; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Во время прогулок проводили беседы об осени и организовывали разнообразные дидактические и подвижные игры, упражнения с природными материалами – «Листопад», «Найди пару», «Найди листок, как на дереве».

Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени в сентябре месяце у детей средней группы «Божьи коровки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей улучшилось развитие мелкой моторики рук, умение мыслить, фантазировать.

Используемая литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
  2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
  3. Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М.: Сфера, 2008.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

Чтение стихотворения

Самуил Маршак "Сентябрь"

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

1. Знакомство с приметами ранней осени.

Вопросы: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

2. Признаки «Золотой осени».

Вопросы: - Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях?

люди? Что они делают? Какого цвета листья в сентябре? В сентябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в сентябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в сентябре?

Приложение 2

Сравнение.

Летом солнце яркое, а осенью? Летом небо светлое, а осенью? Летом день длинный, а осенью? Летом деревья зеленые, а осенью? Летом люди одеваются легко, а осенью? Летом колхозники растят урожай, а осенью?

Найдите ошибки:

В сентябре дети носят легкую одежду.

В сентябре набухают почки, распускаются листья.

В сентябре солнце сильно греет.

В сентябре бывают заморозки и снег.

В сентябре птицы прилетают из теплых краев.

В сентябре идут дожди сильнее

В сентябре начинают опадать листья

В сентябре желтеют листья.

Приложение 3

1.Наблюдение за деревьями.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева(обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

2.Наблюдение за дождём.

И/д: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает землю,(испаряется на солнце и от ветра).

3.Наблюдение за птицами

И/д : определить, на каких деревьях начинают быстрее желтеть листья?

4.Наблюдение за листопадом

5.Наблюдение за ветром

Приложение 4

 «Шкатулка с осенними сказками»

1. «Царица осень и ее любимые туфельки» Д.Н.Мамин-Сибиряк

2. «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирев.

3. «Осень на пороге» Н. Сладкова.

4. «Листопадничек»  И. С. Соколов-Микитов

5. «Кузька в лесу. Осенний праздник» Т. Александрова