Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории
консультация по теме

Доронина Татьяна Васильевна

Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. 

   

 

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1.     Развивать логическое мышление.  

2.     Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со зна­ком отрицания).

3.  Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одно­му, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

4.  Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

5.  Развивать пространственные представления.

6.  Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятель­ного решения учебных и практических задач.

7.  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, спо­собности к моделированию и конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Развитие  логико  – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша.

Доронина Татьяна Васильевна

воспитатель первой категории

        Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

            Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый,  а главная форма организации – игра.  

          Имея большой опыт работы в детском саду воспитателем, анализируя успехи и неудачи воспитанников в овладении элементарными математическими умениями и навыками, понимаешь, что все это требует от ребёнка высокого уровня развития процессов логического мышления, гибкости мыслительных процессов, математической памяти.

          Работая над темой «Развитие логического мышления посредством занимательной математики», целью которой является формирование и развитие математических способностей детей дошкольного возраста.

 Я обратилась к дополнительным материалам по математическому развитию, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

И познакомлю вас  с уникальным по своим возможностям дидактическим материалом — логическими блоками Дьенеша, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этим материалом.

      Педагогам логические блоки Дьенеша знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.    

      Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. 

   

Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

  1. Развивать логическое мышление.  
  2. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  4. Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  5. Развивать пространственные представления.
  6. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  7. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть  

 основами математики и информатики.

 ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША имеют место два вида логического дидактического материала:  объемный и плоскостной.

Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.  

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся свойствами: по форме, цвету, размеру, толщине.  В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.    

В процессе различных действий с блоками дети сначала

  • осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
  • затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),
  •  несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине;   цвету, размеру и толщине)
  • и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).  

 Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность

к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. 

Кодирование - сохранение информации с помощью специальных символов

декодирование информации - расшифровка символов и знаков

кодирование со знаком отрицания  - использования частицы «не».

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце — полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.  

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

      Логические блоки можно использовать:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков,  

    дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели, жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»

в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками,  

     цены на товар обозначаются кодовыми карточками.

    Почта - адрес на  посылке, письме, открытке обозначается блоками,

    адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично,                 

     Поезд - билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях  «Дом», «Ёлочка», «Бабочка»,«Животные»

С чего начать? Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок, прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура».

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

  • Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
  • найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
  • найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
  • назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

  • «Угадай блок» (по 2-3 свойствам); «Найди пару».
  • «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
  • «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
  • «Сложи предмет» (плоский вариант);
  • «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
  • «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);
  • «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
  • «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
  • «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);  

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с «Карточки – символы свойств».  Обозначением свойств блоков  большой – маленький; красный – синий – желтый;  толстый – тонкий)

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются.

 К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки

 – отрицания свойств  не  толстый  – тонкий, не тонкий – толстый,

не большой – маленький,  не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный.

Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

Далее к изученным играм добавляются новые:

 «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);    «Мозаика цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок);

  Игры с использованием логических кубиков – свойств

 «День рождения» (замещение – подарок),

«Рыбалка»  (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д.

 в соответствии с выбранной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ «Филимоновский детский сад» Воспитатель первой категории Доронина Т.В. Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Ракета летит в космос»

Цель: познакомить детей с понятием «космос» и всем, что с ним связано;научить детей рисовать планеты, космонавта из простейших      геометрических фигур круг, овал.Задачи...

МБДОУ «Филимоновский детский сад» Воспитатель первой категории Доронина Т.В. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Я б в пожарные пошёл пусть меня научат!»

Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.Задачи:- формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;-дать представление о том, что...

Портфолио Жирновой Алены Владимировны, воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» на первую квалификационную категорию

ПортфолиоЖирновой Алены Владимировны,воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад №1комбинированного вида»на первую квалификационную  категорию...

МБДОУ «Филимоновский детский сад» Конспект НОД в средней группе по ФЭМП с использование игр Дьенеша и здоровье сберегающих технологий. «Киндер – Сюрприз в гостях у детей»

МБДОУ «Филимоновский детский сад» Конспект НОД в средней группе по ФЭМП с использование игр Дьенешаи здоровье сберегающих технологий. ...

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания Выполнила Доронина Т.В. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержанияВыполнила  Доронина Т.В.Воспитатель подготовительной группыМБДОУ «Филимоновски...