КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Валюкова Алла Геннадиевна

Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

- Развивать художественно-эстетическое восприятие детей посредством интегрированной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной.

-Закрепить знания детей о народных промыслах (Городепком, Дымковском, Филимоновском); умение выделял, характерные особенности росписи, цветовой гаммы.

-Расширить знания детей о местном декоративно-прикладном промысле «Бабенская игрушка»: истории промысла, процессе изготовления игрушек.

-Упражнять детей в умении составлять узоры на деревянных изделиях по мотивам бабенской росписи.

-Закрепить приемы рисования элементов узоров; примакивание, тычок, оживка, рисование концом кисти.

-Упражнять в связных и последовательных ответах на вопросы, упражнять в использовании в речи слов; токарь, заготовитель, поленница, стамески.

-Развивать интонационную выразительность;

- Закреплять умение передавать настроение в певческой и танцевальной деятельности, продолжать формировать навыки совместной игры на музыкальных инструментах. -Развивать фантазию и творческую активность.

МАТЕРИАЛ; изделия народных промыслов, столы с оборудованием для росписи игрушек, (гуашь, кисти 2 размеров, тычки, баночки с водой, салфетки), деревянные изделия, оформление зала на тему; «Ярмарка».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА; рассматривание изделий декоративно- прикладного творчества, иллюстраций, альбомов; игра в дидактические игры: «Составь узор», «Дымка», «Городец», «Русская матрешка»; заучивание потешек, стихотворений о промыслах; экскурсии в токарную мастерскую, в музей Центра «Бабенксая игрушка».

ХОД

Звучит русская народная музыка, дети входят в красочно оформленный зал, встают полукругом

Воспитатель:

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть,

Может где-то бывает красивей,

Но не будет красивей чем здесь

Дети: Слушайте, слушайте, слушайте

Как у нас было на святой Руси:

А то не соколы солеталися,

А то мастера сеезжалися.

Соезжаются люди добрые,

Плясуны и игруны,

Кукольники и певуны,

Скоморохи и болтуны.

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ.

Здравствуйте,соседи,

Здравствуйте, подружка,

Здравствуй, весь честней народ.

Воспитатель:

Ай люли, люли, люли,

Карусель видна вдали,

Воспитатель предлагает детям занять места на карусели.

Закружили, завертели

Колесо на карусели,

Весело, весело, всем нам ехать весело.

Песня «Веселая карусель» В.Шаинского

Воспитатель:

 Мало мест на карусели,

Все хотели, да не сели,

Для таких гостей у нас,

Грянет музыка сейчас.

ЧАСТУШКИ

Воспитатель: Покатались на карусели, послушали частушки, а теперь идемте на , полюбуемся на товары. Посмотрите, на нашей ярмарке встретились глиняные игрушки, а какие - угадайте сами

Загадка:

Кофточка цветная,

Юбка расписная,

Шляпа - трехэтажная,

Статная и важная.

Воспитатель: -Откуда пришла к нам эта игрушка? Как делают глиняную игрушку?(Сначала заготавливают глину, затем лепят из нее игрушки, обжигают в печи, чтобы они стали прочными, потом расписывают красками)

-Какие игрушки делают дымковские мастера?

-Какие элементы росписи используют? (кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии)

-Какие краски используют?

Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворения о дымковских игрушках.

Посмотри как хороша

Эта девица-душа,

Щечки алые горят

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У большого индюка все расписаны бока,

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок.

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Воспитатель: Идемте теперь к другому ряду.

Загадка:

Кто-то дырочку умело

Сделал птахе у спины

И синица, вдруг, запела

Голоском сам ой весны.

- Что это за игрушка?

- Откуда она к нам пришла?

- А что нам дети расскажут о филимоновских игрушках?

Есть под Тулой деревенька

Филимоново зовут

И живут там мастерицы ,

Что добро в дома несут

И добро там не простое

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой,

Называется она.

Сильно вытянутые шеи

И корова, как жираф,

И медведь что Змей-Горыныч

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы и медведи

Нравились ребятам.

Воспитатель:

- А как научились делать филимоновские игрушки? (рассказ детей об игрушке)

- Какие элементы узоров и краски использовали мастера? (линии, точки, ёлочки, цветы)

'

Воспитатель:

Ты видал Свистуньи праздник?

Ты на площади бывал?

Говорят, что этот праздник

Маскарад и карнавал.

Там не рядятся в костюмы,

Там свистульки в рот берут

Не бывает лиц угрюмых

Царствует веселье тут.

Оркестр народных музыкальных инструментов под русскую мелодию «Калинка».

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какая интересная роспись на ваших инструментах. Давайте положим инструменты и пойдем в тот ряд, где увидим изделия с такой же росписью.

Загадка:

Коль на досточке девица.

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чуде-птица

Эго значит ...(Городец)

-Какие изделия делали Городецкие мастера? (расписывали шкатулки сундуки, деревянные чаши, птиц, доски, панно).

Какие элементы росписи использовали? (листья, цветы: розаны, ромашки, бутоны, волнистые линии). Кого изображали? (птиц, коней, барышень, молодцев).

-Какие краски использовали?

Воспитатель:

Во сне я видела цветы

Небывалой красоты!

Там девушки с цветами пляшут,

Кони дивные там скачут,

Волшебные гонцы летают,

В гирлянды цветы заплетают.

Русский танец с платочками.

Воспитатель предлагает пройти к следующему ряду.

-Ребята, а что же за промысел здесь представлен?

-Откуда пришел к нам этот промысел?

Рассказ воспитателя о промысле: В селе Бабенки стоит красивое двухэтажное здание. Это здание фабрики «Бабенская игрушка» (показ иллюстрации). На этой фабрике работали разные мастера: заготовители, токари, разрисовщики, лакировщики. Все они и создавали бабенекую игрушку.

- Что делали заготовители? (заготавливали дерево, очищали от сучьев и коры, складывали в поленницы).

- А чем занимались токари? (на токарных станках вытачивали игрушки).

- Какими инструментами поззовались токари? (тонер, пила, стамески).

- Для чего нужны эти инструменты? (пилой отпиливают полено нужной длины; топором обрубают и закругляют край полена; стамеской вытачивают игрушки разной формы).  (Показ иллюстрации)

Воспитатель: Вспомните, что мы видели с вами: токарь вставляет в станок заготовку, включает станок, заготовка быстро вращается - и при помощи стамески токарь придает дереву нужную форму. Так получаются разные игрушки (показ корзиночки с белыми игрушками).

- Какие игрушки вытачивали бабенские мастера?

А дальше игрушки поступали в художественный цех. а там художники их разрисовывали (показ иллюстраций).

- Какие элементы росписи использовали? (точки, листья, цветы, линии).

- Какие краски использовали?

- А что нужно сделать с игрушками дальше чтобы они не пачкались (покрыть лаком).

Сейчас Бабенская фабрика закрыта, но бабенекий промысел продолжает жить и радовать нас яркими, красивыми игрушками.

- Где же сейчас живет Бабенкская игрушка? (показ иллюстрации).

Воспитатель: у нас на ярмарке есть мастерская в которой работает мастерица по росписи бабенских игрушек, она давно ждет нас в гости, (приглашает детей пройти в мастерскую).

Мастерица: Здравствуйте дорогие гости, прошу в мою мастерскую. У меня мастерская просторная, светлая - всем места хватит. Сижу, работаю. Хочу людей порадовать на ярмарке. Изделий мало, а коль в гости пришли, мне. Как на Руси ведется - вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Я слышала, что вы много знаете о промысле бабенской игрушке: как изготавливают игрушки, какие краски используют мастера и какими узорами расписывают игрушки, знаю что и вы сами умеете расписывать игрушки.

- Скажите, чтобы нарисовать цветок из точек и сами точки, что мы будем использовать? (тычок).

- А чтобы нарисовать сложный цветок из лепестков, что будем использовать? (кисть). - А какой будем использовать прием? (примакивание).

- Чтобы нанести на цветок второй слой краски, что надо помнить? (чтобы первый слои высох).

Предлагает детям выбрать деревянные изделия по их желанию, и приступить к работе.

Во время работы помогает детям напоминанием, при необходимости показывает приемы на бумаги.

По окончании работы мастерица говорит:

Весь товар у нас на славу,

Потрудились вы не зря,

Вот конфетки получите,

И спасибо вас, друзья!

(Угощает детей конфетами.)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Воспитатель:

Солнце закатилось,

Наше ярмарка закрылась,

Приглашаем всех на чай

С пряниками, с сушками,

С пышными игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий

В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: ознакомление с русским народным искусством "В дымковской сказочной стране"

ПРОГРАМНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к народным мастерам, вызвать интерес к народному творчеству;Образовательные задачи: продолжать знакомить детей...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»

Цель:1.     Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.2.     Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”

Интеграция областей:  Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно...