Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Весна»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Весна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_i_rechevomu_razvitiyu.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Весна»

Тема«Весна».

НаправлениеПознавательно – речевое.

Цель: выявить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.

Задачи:

Образовательные:

- Активизировать словарь детей по теме «Весна».

Развивать связанную речь, учить использовать в речи развёрнутые предложения.

- Закреплять знания о признаках весны.

- Составлять коллективный рассказ по картине с помощью мнемокарты.

- Учить устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки.

- Закреплять знания о временах суток.

- Закреплять понятие – природа.

Развивающие:

Развивать слуховое внимание, логическое мышление через игровые упражнения и отгадывание загадок.

Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.

Развивать навыки описательной и диалогической речи детей.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к природе.

- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо слушать ответы других детей и чувство взаимопомощи.

Индивидуальная работа: побуждать к речевой деятельности малоактивных детей.

Активизация словарявесна, капель, ручьи, вьют гнёзда, проталина, первоцветы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседы, игры, рисование, лепка, аппликация по лексической теме «Весна»

Оборудование: сюжетные картинки с изображением весны(Обруч с ленточками, музыка, пластиковые стаканчики, снег)

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, поприветствуем их. (здороваются с гостями)

- Ребята, к нам ещё кто-то пришёл…

Вы узнали её? (Да, это кукла Весна)

- Почему же она грустная такая? Давайте узнаем у неё.

Кукла Весна: Зима не хотела уступать Весне место и заколдовала её, затуманила ей память. Теперь она не помнит, какие изменения происходят весной в природе. И пока Весна не вспомнит, что ей нужно делать, изменений в природе не произойдёт. Ребята, помогите Весне вспомнить, что происходит в природе с её наступлением. (Да поможем)

Воспитатель: - Ребята, чтобы разрушить колдовство Зимы, нам нужно будет выполнить разные сложные задания. Сейчас проверим, готовы ли вы к такому сложному путешествию. На столе лежат картинки по временам года. Послушайте стихи разных поэтов про времена года и подберите нужную картинку.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)

- Какому времени года посвящены эти строки? Выставляется картинка с изображением осени.

Ой, сердит мороз;

Ветки снегом занёс,

Хватает за нос, щиплет до слёз.

Ребятишки не пугаются,

На лыжах да на санках катаются,

Над морозом потешаются! (А. Босев)

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Выставляется картинка с изображением зимы.

Убежал куда-то ветер,

Летний ветер в ранний час.

А когда спустился вечер.

Он вернулся, обнял нас.

И запахло мятой,

Мятою немятой. (В. Степанов)

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Выставляется картинка с изображением лета.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

- Какому времени года посвящены эти строки? Выставляется картинка с изображением весны. Как вы догадались? (дети перечисляют признаки весны из стихотворения)

Воспитатель: - Кукла Весна, а наши дети тоже знают стихи о весне. Вот послушай (читают стихи)

Кукла Весна: - Молодцы, ребята, вижу вы готовы к трудному и дальнему путешествию. А в какое время суток лучше всего отправляться в дальний путь? (утром, чтобы успеть вернуться)

- Ребята, чтобы найти и расколдовать Весну, нам нужно пройти по тропе весны. А найти эту тропу нам поможет самый главный помощник весны. Как вы думаете кто это? (загадка про солнце)

Высоко по небу хожу,

Пользу всему живому приношу. (солнце)

- Ребята, какую пользу приносит солнце?

Дети: светит, греет, согревает, освещает, помогает расти деревьям, траве…

Встают вокруг солнца

Воспитатель: - Солнышко, помоги нам к весне дорогу найти.

Солнышко: - Я с удовольствием вам помогу, только мне нужно лучики мои расправить. А для этого необходимо вспомнить и назвать все признаки весны(Дети перечисляют признаки весны)

весной ярко светит солнышко

весной птицы прилетают (перелётные)

весной почки набухают и появляются листочки

весной снег тает

весной бегут ручейки

весной зеленеет травка

весной появляются проталинки

весной дикие животные меняют цвет шубки и у них появляются детёныши

весной возвращаются перелётные птицы

весной люди распахивают землю, сажают урожай

(при этом дети расправляют лучики солнца)

Физкультминутка

Побежал в саду ручей, (руками выполняем волну)

Прилетели сто грачей, (машем ручками как птицы)

А сугробы тают, тают, (приседаем)

А деревья вырастают (поднимаемся расправляем руки).

Лучик заглянул в окошко, протяни к нему ладошки.

Воспитатель: - Вот мы и пришли. Посмотрите разве это весна(включается слайд с изображением зимы)

Дети: - Нет, это зима.

Зима: - Так просто я Весну не расколдую. Я уверенна, что со следующим заданием вы не справитесь. Попробуйте составить рассказ про весну и рассказать мне. Если понравится, может тогда я верну весне память (появляется слайд картина «Весна»)

Кукла Весна: - Ребята, я вам помогу. У меня есть карта – помощница, с её помощью, вам будет легче составить рассказ (на доске висит мнемокарта)

Составление рассказа о весне.

Пришла весна. Солнце стало так пригревать, что снег стал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лед. На деревьях набухли почки. Прямо из под снега расцвёл подснежник - вестник весны. Проснулись насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы, они вьют гнёзда, заселяются в скворечники. У диких животных появляются детёныши.

Появляется слайд Зимы.

Зима:- Вы, ребята, молодцы. Справились со всеми заданиями. Придётся мне расколдовать Весну. Появляется слайд с Весной.

Весна: - Ах, как долго я была без памяти. Спасибо ребята, что вы расколдовали меня! Вы очень добрые и умные дети.

- Теперь мне пора в природу весенние изменения вносить. Дел много поспешу… До свидания, увидимся в природе.

Воспитатель: - А давайте поможем Весне, подскажем, что у нас является природой, а что нет. (Игра с мячом «Природа – не природа»)

- Ребята, что мы сегодня делали? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Герб родного города»

Цель:дать детям знания о том, что такое герб, познакомить с историей его возникновения, объяснить символику герба....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живем»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Золотая осень в гости к нам пришла»

Составила Опасинская Татьяна Андреевна Воспитатель 1Кв. категорииЦель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1.     Закрепить у...

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.

Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...

Конспект, презентация, брошюра НОД по речевому развитию "Весна шагает..." старшая группа

Конспект, презентация, брошюра НОД  по речевому развитию (Развитие связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию) "К нам весна шагает..."...