Консультация для педагогов ДОУ «Обогащение духовного мира дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений с использованием ИКТ»
учебно-методический материал на тему

Стешина Татьяна Геннадьевна

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть НОД, используя для его организации определенные методы и приемы. 
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п. 
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Земляничная поляна»

Консультация для педагогов ДОУ

«Обогащение духовного мира дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений с использованием ИКТ»

                                        Музыкальный руководитель: Стешина Т.Г.

                                                                             Дата проведения: январь 2016г.

                                                                           Слушатели: педагоги ДОУ

                                                     г. Ульяновск

  1. Актуальность

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры.  А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе? 

Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей. 
“ Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается”, – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем!

Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет. 
Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье. 
Задача педагога – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить ту музыку, те места, тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью. 

2. Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста 

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть НОД, используя для его организации определенные методы и приемы. 
К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п. 
Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками? 

Принципы   технологии  процесса   восприятия музыки: 
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений 


• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе 


• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности 


• Принцип субъект-субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы. 


• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности. 


• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкальногоруководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду. 


• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие. 


• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей. 


• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания. 
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д. 
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников. 

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками на музыкальной НОД:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; 
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений; 

   просмотр видеоклипа
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз; 
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности. 

Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя. 

  1. Организация развивающей среды в группе. 

Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз.центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин. 
После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности. 

2. Накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения. 

На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной последовательности. 
Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей. 
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном. 
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании). 
Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях. 

3. Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.  На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). 

Помочь музыкальному руководителю в решении  задачи воспитания творческих людей может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.



3. Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

У музыкального руководителя есть возможность применять различные образовательные средства ИКТ на музыкальных НОД, праздниках и развлечениях.

В своей работе я использую разные виды информационно-коммуникационных технологий: презентации, видеопособия, которые должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Их можно использовать во всех видах музыкальной деятельности:

*для восприятия музыки.  В презентациях - показ портретов композиторов, иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Но больше всего дети любят смотреть видеоклипы. Их сейчас очень много по программному слушанию для всех возрастов. Использую видеофрагменты опер, музыкальных сказок, видеофрагменты звучания разных инструментов и оркестров, фрагменты балетов.(пример№1)

*для распевания  и   пения использую видео иллюстрации или заставки к детским песням, а также видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.   (пример №2)

*для музыкально-ритмических движений использую видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. А так же видео – схемы танца и мнемотаблицы на перестроение, ориентировку в пространстве.  (пример № 3)

*для обучения игре на детских музыкальных инструментах,в презентациях - концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.(пример №4)

*для музыкального творчества дошкольников,   (пример № 5)

*музыкально-дидактические игры,  продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.(пример№6)

* На развлечениях и праздниках можно использовать слайды для фона или включить видеоролики с героями.Презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям. Презентации очень помогают при проведении праздников. Они могут использоваться как часть декорации.(пример № 7)

Мультфильмы и специальные видеоролики  при ознакомлении с профессиями взрослых  (пример№ 8)

Мультфильм, видеоклип песни о профессии – один из  вариантов знакомства дошкольников  с профессиями.  Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.  Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.  Дидактический материал: детям о профессиях  Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.  Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Вначале отмечу все положительные стороны: 

  • Наглядный материал к музыкальным произведениям всегда можно найти в интернете, он красивый и крупный, можно детально видеть элементы демонстрируемой картины;
  • Музыкальные произведения удобно находить и включать именно с того места, которое необходимо обсудить.
  • Нет потери времени, как это происходило при перемотке кассет. Даже компакт-диск не совсем удобен, так как нет возможности выделить отдельный музыкальный фрагмент для его детального обсуждения с ребятами;
  • Интересно и удобно создавать презентации  самой, так как в презентацию я вставляю именно тот материал, который мне нужен для данного занятия.
  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей познавательный интерес и огромный интерес к деятельности, самостоятельному выполнению действий; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям; ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.
  • Задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
  • Позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.
  • Активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Есть и отрицательные стороны данной технологии: 

  • Сокращается время живого музыкального исполнения, дети всё больше хотят слышать музыку именно в электронном исполнении.

Тем не менее, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и чтобы быть на уровне с нашими детьми, необходимо их осваивать.

Очень важно соблюдать требования СанПиНа.

Так продолжительность использования ИКТ в НОД

  • для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
  • для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
  • для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
  • для детей 6-7 лет – не более 15 минут.

Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей.

После просмотра обязательно — гимнастика для глаз.

Учитывая требования СанПиНа,  примерная структура НОД с применением ИКТ в старшей группе может выглядеть так:

  1. Приветствие 2 мин.
  2. Восприятие музыки (видеоролик) 4 мин.
  3. Гимнастика для глаз 30 сек.
  4. Упражнение на дыхание (анимация) 1 мин.
  5. Распевание Упражнение (анимация) 1 мин.
  6. Гимнастика для глаз 30 сек.
  7. Пение 4 мин.
  8. Музыкально-ритмические движения 4 мин.
  9. Игра в оркестре (видеоролик) 4 мин.
  10. Подвижная игра 3 мин.
  11. Анализ НОД 1 мин.

Общее время НОД – 25 мин.

Применение ИКТ – 10 мин.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие», воспитанники превращаются в активных участников процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки,  искусства, но и с окружающим миром. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

 Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

 

Литература:

  1. Афанасьева, О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  2. Беляков, Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  3. Круглова, Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
  4. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
  5. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
  6. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
  7. Петелина, Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям // Звуковые виртуальные студии. 2008. № 1
  8. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
  9. Захарова И. Г. «Информационные технологии в образовании». Учебное пособие для

высших учебных  заведений, М. «Академия», 2008.                                                                                      10.  Комарова Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном

образовании»   Т. С. Комарова — М., 2011. С.128 11.«Новые формы организации игрового и учебно-воспитательного процесса с использованием

ИКТ и обучающее- развивающих программ для дошкольного образования» Учебно-

методическое пособие, Москва,2012

  1. Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде»  Детский сад от А

до Я. – 2003. - № 1.                                                                                                                                            13. «Управление инновационными процессами в ДОУ». – М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...

Статья для сборника "Педагогический калейдоскоп"«Формирование духовного мира дошкольника в процессе освоения нетрадиционных приемов рисования»

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на...

Методика развития музыкального восприятия у старших дошкольников в процессе слушания музыкальных произведений

В данной статье рассматривается такой вид музыкальной деятельности, как слушание. Определяются методы, приёмы и условия успешного освоения этого вида деятельности. Отмечается взаимосвязь слушания с др...

Консультация для педагогов Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Консультация для педагогов Роль  воспитателя  в  обучении  дошкольников  игре  на  детских  музыкальных  инструментах....