Информационный практико-ориентированный проект "Юный журналист"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Яхина Гузель Тагировна

     Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

     Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_zhurnalist_proekt.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан детский сад № 39

Фестиваль инновационных практик

образовательных организаций городского округа города Нефтекамск.

Информационный практико-ориентированный проект

«Юный журналист»

 

Яхина Гузель Тагировна,

Андреева Лилия Анатольевна

                                                                                  воспитатели

МАДОУ детский сад №39

                                                  Нефтекамск, 2017г.

Актуальность.

     Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка – его профессиональное самоопределение, процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.

     Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Объект проекта.

Введение детей в мир профессий.

Предмет проекта.

Профессии на современном этапе жизни, профессия – журналист.

Цель проекта:

формирование устойчивых  представлений у всех участников образовательного процесса о ценности труда и профессиональной деятельности человека.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Познакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, выполняемые трудовые операции, результат труда)

2.Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это   основа жизни.

 3. Познакомить детей с журналистикой,  с профессиями связанными с журналистикой.

 4. Ввести в  словарь слова: редактор, журналистика, фотокорреспондент, репортер, ведущий новостей, звукорежиссер.

 5. Создать  газету  из статей и фотографий детей, родителей, воспитателей.

Для педагогов:

1.Создать  условия  в  ДОУ  для    реализации  современных  подходов  в  области  профориентации детей дошкольного возраста.

2.Разработать  методическое  обеспечение    по  профориентационной  работе  с дошкольниками.

Для родителей:

1.Активизировать родителей для совместного участия в проекте.

2. Создать условия для совместного развития интереса детей к миру профессий.


Гипотеза.

     Если для решения задач развития диалогической и монологической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, создания статей для  газеты, беседы ,то это  усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.  

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности:  информационно – исследовательская.

По содержанию: ребенок и семья.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения:  краткосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

 Сроки исполнения проекта: с 20.02.17 по 21.04.17.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники и родители (законные представители).

Основные ожидаемые результаты:

Дети:

  • ориентируются в профессиональной деятельности человека;
  • могут назвать свою будущую профессию и объяснить свой выбор;
  •  знают  профессии: специальный  корреспондент, фоторепортер, видео-оператор, комментатор, редактор, звукорежиссер, ведущий  новостей;
  •  знают  основные термины журналистики: интервью, репортаж, корреспондент, рубрика, редакция, диктор, звукорежиссер, телеоператор  и т.п.;
  •  умеют самостоятельно брать интервью (грамотно вести диалог), сочинять статьи.

 Родители:

  • помогают детям развивать их способности, побуждают их самостоятельно сделать выбор, основываясь на желаниях и способностях.
  • стремятся разнообразить представления детей о профессиональной деятельности человека.

 Формы реализации проекта:

  • занятия;
  • беседы;
  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • работа с родителями;
  • экскурсии;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • встречи с интересными людьми.

Продукт проектной деятельности:

  • создание газеты «Волшебные будни «Семицветика».
  • выставка рисунков  «Моя будущая профессия», «Я - журналист».
  • создание демонстрационного материала (лепбук).
  • создание отчета в виде презентации проекта.

I. План реализации проекта.

1.1.Подготовительный этап.

Срок реализации: с 20.02.17 – 28.02.17.

По проведенной диагностике  можно сделать следующие выводы: на начало проекта: низкий уровень – 4 воспитанника, средний уровень  - 16, высокий уровень  - 0. Диагностика показала, что дети правильно называют профессии, предметы, которые используют в той или иной профессии. Большую сложность вызвали вопросы о профессиональных действиях («Кто что делает?») и  вопросы о профессиональных качествах («Подбери слово»). Это говорит о проблемах в развитии речи и логическом мышлении. Данные проблемы отрицательно повлияют на успеваемость ребенка в школе. Поэтому возникла идея проекта «Юный журналист», который включал бы в себя развитие коммуникативных способностей и сделал более осмысленную ориентацию в мире профессий.

Среди родителей провели опрос. Родителям было задано всего лишь два вопроса.

  1. Человеком какой профессии  вы видите своего ребенка в будущем?
  2. На чем основаны ваши желания?

       На начало проекта в ответах родителей отсутствует разнообразие в выборе будущей профессии. Большинство родителей ориентируются на материальную причину и статус профессии для своего ребенка.

Мероприятие.

Ответственные.

Сроки.

1

Определение целей и задач проектной деятельности.

Воспитатель.

1 неделя

2

Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Воспитатель.

1 неделя

3

Составление календарных планов.

Воспитатель.

1 неделя

4

Проведение диагностического опроса детей и родителей, на определение актуальности проекта.

Воспитатель.

1 неделя

5

Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

Воспитатель.

1 неделя

6

 Проведение бесед с родителями (информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и воспитателями по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.)

Воспитатель.

1 неделя

7

Составление плана основного этапа.

Воспитатель.

1 неделя

         

Выводы подготовительного этапа проекта.

Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение одной недели, за истекший срок была проделана следующая работа:

  • Составили календарные планы.
  • Создали наглядно-дидактический материал.
  • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.
  • Обработали результаты диагностического опроса детей и родителей.
  • Составили план основного этапа проекта.

1.2. Этап реализации проекта.

Срок реализации: с 1.03.17. – 13.04.17.

Мероприятие.

Участники

Ответственные.

Сроки.

1

Проведение НОД,  способствующих расширению знаний о профессиях.

Дети, воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

2

  • Проведение НОД, способствующих формированию систематизированного круга простейших понятий,

направленных на развитие познавательной деятельности.

Дети, воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного плана.

3

Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

Родители, дети, воспитатели.

Воспитатель

В течение реализации проекта.

4

Совместная деятельность с детьми.

Дети, воспитатели

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

5

Самостоятельная деятельность детей.

Дети, воспитатели

Воспитатель

Ежедневно.

6

Создание газеты «Волшебные будни «Семицветика».

Родители, дети, воспитатели

Воспитатель.

В течение реализации проекта.

7

Выставка рисунков

«Моя будущая профессия», «Я -журналист»

Дети, воспитатели

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования

8

Консультации и беседы с родителями

Родители, воспитатели

Воспитатель

В течение реализации проекта.

Выводы основного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение двух недель. За истекший срок  были проведены следующие мероприятия:

  • НОД,  способствующей расширению знаний о профессиях.
  • НОД, способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности.
  • Во время совместной деятельности с детьми  проводились игры и упражнения: загадки, стихи, дидактические, подвижные игры, направленные на изучение и закрепление знаний о разнообразных  профессиях, о профессии журналист.
  • В самостоятельной деятельности дети активно использовали картинки, театр, дидактический материал, художественную литературу.

Работа с родителями велась на индивидуальных и  групповых консультациях.

На индивидуальных консультациях  с воспитателем родители получали советы по формированию простейших понятий, направленных на развитие познавательной деятельности, получили представления о работе воспитателя, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

 Родители приняли активное участие в проекте. Совместно с родителями была создана  газете «Волшебные будни «Семицветика», подготовлена выставка рисунков;   демонстрационный материал для занятий. Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им  выполнять  творческие задания педагогов.

1.3.Заключительный этап.

Срок реализации: с 14.04.17 – 21.04.17.

Мероприятие.

Участники.

Ответственные.

Сроки.

1

Встреча с интересными людьми.

Дети и воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования.

2

Экскурсия на первый городской телеканал

г. Нефтекамск «NEXT - TV» и встреча с главным редактором Ахметовой Л.А.

Дети и воспитатели.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования.

3

Обобщающая  и систематизирующая знания детей беседа.

Дети.

Воспитатель.

Согласно календарно-перспективного планирования.

4

Диагностический опрос в конце проекта, обработка результатов диагностики в конце проекта.

Дети.

Воспитатель.

С 19.04.17 – 20.04.17

5

Подготовка отчета о проделанной работе.

Воспитатель.

С 19.04.17 – 21.04.17.

Выводы заключительного этапа проекта.

Данный этап реализуется в течение одной недели. За истекший срок были проведены следующие мероприятия:

  • Провели обобщающую беседу «Захватывающая профессия».
  • Диагностический опрос в конце проекта, обработали результаты диагностики в конце проекта.
  •  Посетили  первый городской телеканал г. Нефтекамск «NEXT - TV».
  • Встретились с главным редактором UTVНефтекамск  Хазиевой  Е.
  • Соотнесли цели и результаты проекта.
  • Подготовили отчет о проделанной работе.

II. Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

  1. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. – сост. Т. И. Кандала ( и др.). – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Авторы: Антонова А.В. / Веракса Н. Е. / Гербова В.В. Издательство: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Авторы-составители: Сертакова Н. М. Издательство: Учитель, 2014.
  4. Фалькович, Татьяна Анатольевна.

         Развитие речи, подготовка к освоению письма / Т. А. Фалькович, Л. П.  

         Барылкина. - Москва: ВАКО, 2007 (Киров : Дом печати - Вятка). - 287 с.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/
  2. http://pedportal.net/
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/
  4. http://uchportfolio.ru/

Материально - техническое:

  1. Иллюстрации, картинки, книги.
  2. Газеты и журналы.
  3. Театр, костюмы.
  4. Фотоаппарат.

Заключение.

       Этот проект значим для всех его участников:

Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности.

Воспитатели  продолжили освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители получили  новые знания, повысили компетентность в вопросе домашнего обучения,  расширили возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

Дети:

  • расширили свои знания о профессиях, о значении каждой профессии.
  • свободно говорят о разнообразных профессиях, могут назвать свою будущую профессию и объяснить свой выбор.
  • получили   знания о журналистике, о работе телевизионных студий.
  • повысили коммуникативные, творческие способности;
  • расширили и активизировали словарный запас.

Проект значительно повлиял на результаты диагностики. В конце проекта результаты значительно повысились. Низкий уровень – 3 воспитанника, средний уровень – 14, высокий уровень – 3.

      Родители:

  •   повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, разнообразный подход в обучении и развитии своего ребенка, преодолении возможных трудностей при обучении в домашних условиях.
  • развивают способности их детей, побуждают их самостоятельно сделать выбор, основываясь на желаниях и способностях.
  • разнообразили  представления детей о профессиональной деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект «Музей Необычных книг».

информационный практико-ориентированный проект "Музей необычных книг"...

Информационно - практико-ориентированный проект "Такой необыкновенный мяч"

Это мой первый опыт создания проекта в должности инструктора по физкультуре. Инструктор находится не в таком тесном контакте с детьми как воспитатель, поэтому  в проектной деятельности без помощи...

Информационно-практико-ориентированный проект «Моя семья»

Информационно-практико-ориентированный проект«Моя семья» 1....

Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный

В  дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова  Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...

Информационно-практико-ориентированный проект "Права ребёнка"

Методическая разработка.Уважаемые воспитатели!Основная задача данного материала-помочь вам осуществлять правовое сознание детей в  дошкольном  возрасте.В данной разработке приведён паспорт п...

Информационно-практико-ориентированный проект "Я и моя семья"

Актуальность     Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная  культу...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...


 

Комментарии

Ямалова Ирина Хамитовна

Направление сложное, но интересное! Было бы хорошо, если бы кто-то из ребят заинтересовался данной профессией! Проект заслуживает внимания!