Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.
статья (младшая группа) на тему

Ющак Татьяна Владиславовна

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Ющак Т.В., воспитатель

МБДОУ№35, г. Ангарск

Дошкольный возраст является очень ответственным периодом в формировании физического и психического здоровья, т.к. в это время ребенок проходит огромный путь развития, неповторяющийся на протяжении последующей жизни. В дошкольном детстве закладываются основные черты характера, формируется личность, происходит познание окружающего мира. Именно на этом этапе необходимо сформулировать у детей стремление к здоровому образу жизни, донести и закрепить их сознании представление о том, здоровым быть очень хорошо, модно и престижно.

Усилия работников ДОУ сегодня особенно направлены на оздоровление ребенка-дошкольника. Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку условия, возможность сохранения здоровья, а также, научить его использовать полученные знания в повседневной жизни.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, учить их выстраивать взаимоотношения между людьми и усваивать необходимые модели поведения.

Именно в дошкольном детстве этот метод очень актуален. Почему?

Испокон веков народная мудрость передавалась из поколения в поколение именно через фольклор, в том числе и через сказки. Сказка – любимый жанр детей. Она нужна и интересна им, пока они маленькие (в школе сказка отходит на второй план). Сказка дает первые уроки доброты, начальные представления о прекрасном и безобразном. Герой может изменяться, превращаясь из слабого в сильного, из злого в доброго. Таким образом, ребенок улавливает перспективы дальнейшего развития.

С помощью сказки взрослый может решать многие проблемы ребенка: снижать уровень застенчивости, бороться со страхами и капризами, развивать волю и смелость, воспитывать нравственные качества, потому что дети любят подражать любимым героям, быть похожими на них. Им всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях именно в игровой форме.

Играть в сказку – это не только развлечение. В процессе сказочной игры дети  также развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление, они учатся общаться друг с другом, с окружающими. Разыгрывая сказку, ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать, обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при  этом пальчиковые и другие игрушки.  Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыку – это очень нравится детям, делает совместную деятельность еще привлекательнее. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.

Проводить занятия сказкотерапии можно, используя различные методы и приемы:

- рассказывание сказок (рассказывание от 3 лица, групповое рассказывание);

- сочинение сказок (сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности);

- постановка (разыгрывание) сказки;

- сказочная имидж-терапия (надевая костюм, ребенок начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу);

- сказочное рисование (все сказки, сюжеты, героев можно рисовать, эти рисунки помогают выявить внутренний мир ребенка);

- медитации на сказку (под музыку рассказывается сказка, дети находятся в сидячем или лежачем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия, гармонии внутреннего состояния).

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Постепенно они раскрепощаются, становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе, которого задействованы все компоненты здоровья детей.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии». Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 313с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006.-208с.
  3. Панфиленко Г.И. «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе», Чита: Издательство Молодой ученый, 2012