Группа кратковременного пребывания (ГКП). Из опыта моей работы в ГКП.
проект по теме

Хомченко Ангелина Валерьевна

Реализация подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы г.Москвы на среднесрочный период 2012 – 2016гг. «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образование»)

Приказ ДО г.Москвы от 06.08.2012г. №561

  • «Группа кратковременного пребывания»

С целью наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создание условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста и детей, не посещающих дошкольные учреждения, на базе дошкольного отделения по адресу: Булатниковский проезд, д.10 «А» в составе образовательного комплекса ГБОУ СОШ №933 открыта и функционирует группа кратковременного пребывания (ГКП) с 01 сентября 2010 года (ГКП «Адаптационная» -  от 1,5 до 3 лет).

Задачи ГКП

  1. Наиболее  полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие новых моделей ГБОУ.
  2. Обеспечение полноценного развития детей, не посещающих ДОУ, их социализация в коллективе сверстников и взрослых.
  3. Обеспечение ранней социализации и адаптации детей к поступлению в ДОУ.
  4. Обеспечение освоения ребёнком социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности.
  5. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.
  6. Обеспечение социального общения детей, организация развлечений, досуговой деятельности.
  7. Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей через объединение усилий семьи и педагогов, высокой мотивации к познавательной деятельности.

Результаты работы ГКП

- Успешная адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Активная позиция родителей по отношению к процессу адаптации детей.

- Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.

- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

- Высокий уровень развития детей раннего возраста (эмоциональной сферы; игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной, художественно-эстетической, двигательной, самостоятельной и др. деятельности).

- Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам всестороннего развития детей. Активное участие родителей в жизни детей и детского сада: участие в различных детских выставках, конкурсах, праздниках и др.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект программы «Адаптация к дошкольному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение  все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новою социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В этот адаптационный период необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

 Дети раннего возраста впечатлительны и эмоциональны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными , так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подрожать их действиям.

Проведение занятий с детьми осуществляется сразу по приходу детей в детский сад. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной бостоновой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок при поддержки взрослого человека.  

Пояснительная записка:

Цикл занятий составлен автором в процессе практической работы в группе по адаптации детей для 2 – 4 лет в ГБОУ Школа №933.

Цель и занятия – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяется основные задачи занятий:

Задачи:

  • Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

Параллельно с решение основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,  агрессии;
  • Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • Развитие чувства ритма, общения и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие игровых навыков, произвольности поведения.

 Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации ( да и пополнение в группы вновь поступивших детей может продолжаться на протяжении только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: песенки, стишки, «ладушки».  Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладушки и топанье ногами, объединяет детей, задают положительный эмоциональный настрой. В играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

  Как правило, занятие начинаются с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другими задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.

   В основной частью занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться со сверстниками.

Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятия. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом.

    Каждое занятие проводятся в 2 – 3 этапа. В основу занятий входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю 10 – 20 минут. Каждое из занятий повторяется по 4 – 5 раз, чтобы дети запомнили слова потеши и песенки, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легчи. Они выполняют их с большим интересом и радостью. На первых занятиях разучивается с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводится совместно с родителями.

  Родители приглашаются на занятие из следующих соображений:

  • Совместные занятия являются своеобразным «мастер классом» для родителей, так как на них показывается новые средства и способы общения с детьми;
  • Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению с родителями.

  Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, различных ситуациях, отмечает понравившиеся детьми и использует их в своей работе.

Примерное тематическое планирование занятий с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению

1 – я младшая группа

№ П/П

Тема

Цель занятия

Наименование форм работа, упражнений.

Кол

Во

часов

1

«Божья коровка»

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета);
  • Развитие внимания, речи и воображения.  

Приветствие.

Упражнение: «Рассмотри и посчитай»

Потешка: «Божья коровка»

Дыхательное упражнение:

 Произносим звук «А»,звук «У».

Стих: «Мы вокруг себя кружились..»

Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза).

Игра: «Больше, меньше».

Рисование: «Божью коровку».

Завершения занятия.  

3

2

 «Листопад»

  • Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
  • Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки».

Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза)

Писхогимнастика: «Листопад, листопад».

Рисование: «Листопад»

Завершения занятия.

2

3

Мячик

  • Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • Повышения эмоционального тонуса;
  • Развитие чувства ритма, координации движений;
  • Развитие ориентации в пространстве;
  • Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Упражнение: «Цвет, форма, величина» .

Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч».

Завершения занятия.

3

4

Прогулка в осенний лес.

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;
  • Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие памяти, речи и воображения.

Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…»

Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…»

Завершения занятия.

2

5

 Веселый  петрушка.

  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик);
  • Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие восприятия, речи и воображения.

Приветствие.

Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тябя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза).

Завершения занятия.

2

6

Новый год

  • Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  • Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • Отработка быстроты реакции;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Приветствие. Стих: «В нашей группе..»,Танец: «Дети по лесу гуляли…»,Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование.

Завершение занятия.  

3

7

«Друг веселый»

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие ориентации в собственном теле;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия

2

8

Зайка

  • Создание положительного эмоционального настроения в группе;
  • Развитие умения подрожать движениям взрослого;
  • Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком.

Завершение занятия

2

9

Мыльные пузыри

  • Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  • Снижения импульсивности, повышенной двигательной  активности;
  • Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие.

Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки»»упражнение:»Надувайся пузырь..»,Задание физ-минутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение  мячом.

Завершение занятия

3

10

Музыканты

  • Создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Сплочение группы;
  • Развитие образности слухового восприятия;
  • Развитие слуховой и зрительной памяти;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимания, речи воображения.

Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод..

Завершение занятия

2

11

мамин день

  • Оптимизация детско – родительских отношений;
  • Отношения доброго отношения к маме;
  • Развитие двигательных навыков;
  • Развитие восприятия, внимания и речи.

Приветствие .Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка»

Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик».  

Завершение занятия

2

12

Мишка

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха.
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимание, речи и воображения.

Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра  «У медведя во бору..».Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда».

Завершение занятия

2

13

Непослушные мышата

  • Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Приветствие. Игра: «Не послушные мышата».Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..»  Игра: «Машки спят», «Мышки и часы».Упражнение «Это..»

 Завершение занятия.

3

14

Колобок

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Снятие страхов перед сказочными героями;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  • Развитие пространственного представлений;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка».Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия.

2

15

Котята

  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие стремления сопереживать, помогать.
  • Снятие мышечного напряжения;
  • Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  • Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
  • Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия

Всего часов:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)

В настоящее время проблема получения дошкольного образования  волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы...

Группа кратковременного пребывания в системе работы ГБОУ школы №37 структурного подразделения детский сад №2696 (из опыта работы педагога-психолога Бондаренко С.Б.)

Реализация современных требований социальных заказчиков в системе дошкольного образования обусловила введение новых организационных форм, в частности создания групп кратковременного пребывания (ГКП) в...

Экологический проект «Мы и природа». Из опыта работы группы кратковременного пребывания «Учусь плавать».

Что такое экологический проект.     Большую роль в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природе. В ...

Выступление на районном семинаре с докладом по теме "Из опыта работы группы кратковременного пребывания в д.Юильск с «кочующим» педагогом». Презентация к статье.

Открытие группы кратковременного пребывания  с «кочующим» педагогом является еще одним шагом на пути обеспечения доступности дошкольного образования  для детей, ведущих с родителями кочевой ...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Адаптационная группа кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (из опыта работы).

В материален представлен текст выступления на ГМО раннего развития "Адаптационная группа кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (из опыта работы), в рамках проекта ДОУ....

1. Приказ № 650- О Об открытии групп кратковременного пребывания на базе дошкольных групп Лицея им. Г.Ф. Атякшева 2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ план работы с детьми в группе кратковременного пребывания

1. Документ подтверждает моё участие в работе групп кратковременного пребывания.2. Составила перспективный план работы учителя-логопеда  и разработала конспекты логоритмических занятий в группе к...