Развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Токарева Анжела Дмитриевна

В данном материале представлен цикл занятий с детьми младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_dlya_sen_kom.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие занятия для детей  младшего дошкольного возраста

в сенсорной комнате

Занятие №1
 «Знакомство с волшебной комнатой»

 Цели:
 - развивать когнитивную сферу детей;
 - активизировать произвольное внимание, умственные способности;
 - развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику;
 - формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо - моторную координацию;
 - развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
 - закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
 - развивать коммуникативные навыки;
 - формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов;
 - формировать навыки саморегуляции.
 Материалы и оборудование: напольные тактильные дорожки; сухой бассейн; балансировочная доска; мячики-веселки; аквалампа; растение-фонтан; куб «Твизлер»; запутанные спиральки; центр тактильности;  центр спокойных игр; центр, развивающий активность; проектор направленного света; зеркальный шар; легкие квадраты; мягкое напольное покрытие; аудиокассета.

                                               Ход занятия 

Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие»:

 -  Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»
 2.
 -    А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. ( Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)
 -  А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
 - Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. ( Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)
 - Что чувствуют ваши ножки?
 - А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.
 3.
 - Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)
 - Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.
 - Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).
 (Через несколько минут дети меняются местами.)
 4.
 - Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.
 5.
 - Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?
 6.
 - А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?
 (По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)
 7.
 - Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)
 - Что это?
 -  Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.
 - А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)
 (Далее педагог предлагает подбросить платочки несколько раз. Включая аквалампу.)
 8. Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?
 - Какого цвета шарики?
 (Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)
 - Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?
 - Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)
 9.
 - Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!
 Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).
 (Звучит релаксационная  музыка.)
 - Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)
 - Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
                                      Дышится легко и свободно.
                                      Мы спокойно отдыхаем,
                                      Сном волшебным засыпаем.
                                      Дышится легко, ровно, глубоко.
                                      Дышится легко, ровно, глубоко.
  
 -  Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
 Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
 10. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».
 - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»
 Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, - и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

                                              


Занятие № 2
            Игра «Помощь друзей»

Цели:
 - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
 - развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
 - развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
 - стимуляция поисковой и творческой активности;
 - создание положительного эмоционального настроя.
 Материалы и оборудование: подсветка «веселки»; растение – фонтан; центр спокойных игр; двойная спиралька; центр тактильности; сухой бассейн; игра «Легкие квадраты».

                                                 Ход занятия 

                                       Ритуал начала занятия.

Игра «Приветствие».  
 -  Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!
 - Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)
 - Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.
 3.
 - Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?
 - Твой герой злой или добрый?
 - А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?
 - Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)
 4.
 - Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками.  (Двойная и одинарная спиралька.) Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.
 5.
 - Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр).  По  очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.
 6. Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
 - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
 - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
 - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
 - Вот и закончилась наша игра.
 7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
 - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

                                           

Занятие № 3

Цели:
 -  развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания;
 - развитие конструкторских способностей;
 - продолжение развития глазомера;
 - развитие координации «глаза - рука»;
 - закрепление знания цветов спектра;
 - снятие эмоционального напряжения;
 - развитие воображения.
 Материалы и оборудование: игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»; аквалампа; мягкое напольное покрытие; напольные тактильные квадраты; подсветка «веселки».

                                          Ход занятия 

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».
 2.
 - Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)
 3.
 - Подойдите  к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».
 4.
 - Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).
 5.
 - Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.
  6.
 - Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.
 7.
 - Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.
 Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
 Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
 8. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
 - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»
                                          
   

                                               Занятие № 4
                                  «Давайте представим…»

 Цели:
 - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
 - продолжение обучения умению определять свое настроение;
 - обучение способам поднятия настроения;
 - развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости;
 - саморегуляция психического состояния.
 Материалы и оборудование: зеркало; колпаки клоунов; мягкое напольное покрытие; аквалампа.

                                             Ход занятия

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».  
                  -  Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.
                            - Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.
       3. Далее психолог читает стихотворение:
                                     Бывает чувства у зверей,
                                     У рыбок, птичек и людей.
                                     Влияет, без сомнения,
                                     На всех нас настроение.
                                     Кто веселится?
                                     Кто грустит?
                                     Кто испугался?
                                     Кто сердит?
                                     Рассеет все сомнения
                                     Хорошее настроение.
  
        4.
                               - А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.
       5.
 -  Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».
 (Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)
 - Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.
 - Спящий человек похож на выключенную машину.
 - Тело устает за день, и ему нужен отдых.
 - Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!
 - Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.
 - А теперь вы  - упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?
 - А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!
 - Тянемся вверх, как жирафы.
 - Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.
 - А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.
 - А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.
 - Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!
 6. Ритуал окончания  занятия.

                                                 

Занятие № 5 
       «Будьте внимательны!»

Цели:
 - продолжение развития психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;
 - формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической;
 - развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи;
 - развитие координации «глаз – рука»;
 - продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения.
 Материалы и оборудование: напольные тактильные квадраты; центр спокойных игр; куб «Твизлер»; балансировочная доска; аквалампа; игра «Легкие квадраты»; напольное мягкое покрытие.

                                                Ход занятия   

Ритуал начала занятия.

Приветствие «веселок».  
 - Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.
 ( Звучит аудиозапись «Голоса леса».)
           3.
 - Выходим  с  вами на полянку. (Центр спокойных игр.)
 - Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)
          4.
 - А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.
 Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.
         5.
 - Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.
         6.
 - А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним. (Упражнение «Танец шарика».)
         7. Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:
 - Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для среднего дошкольного возраста "Радость"

Конспект корреционно-развивающего  занятие для детей среднего дошкольного возраста по теме "Радость"....

программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...

программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...

Психологическое коррекционное развивающее занятие с детьми дошкольного возраста (психогимнастика) по теме: "ЦИРК".

Цели работы: Устранение неэффективного психологического напряжения; формирование положительного образа Я и самооценки.Задачи: 1. Отреагирование актуальных состояний;2. Снятие эмоционального напряжения...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ ДОУ

Комплекс игр,направленных на релаксацию, развитие слуха, воображения и повышения коммуникации....

доклад на районном методическом объединении: "Работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате"

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необход...

Занятия с детьми младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате учреждения

Тематическое планирование занятий с детьми младшего дошкольного возраста, не посещающими ДОУ, в сенсорной комнате учреждения...