Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников
картотека (старшая группа) на тему

Третьякова Наталья Георгиевна

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_ustanovlenie_prichinno.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей...
• Дети стояли, открыв рот от изумления...
• Вода в чашке стала мутной...
• Внезапно в комнате погас свет...
• Пение птиц внезапно прекратилось...
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула...

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»

• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .

Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Продолжи предложения»

• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Игра «Невероятные фантазии»

• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?

Игра «Понимание назначения»

• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?

Игра «Состав предметов и явлений»

• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.

2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь.

3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок.

4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.

5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.

6. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.

7. Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.

8. Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.

9. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают.

10. Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.

11. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.

12. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.

13. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы.

14. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше.

Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях

1. Большинство птиц строят себе гнезда.

Гнезда защищают и яйца, и птенцов.

2. В пасти больших акул зубы в шесть рядов и острые, как пила.

Большие акулы очень опасны.

3. Арбузы растут в жарких странах.

Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.

4. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.

Муравьи помогают сохранять леса.

5. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.

Крот живет под землей.

6. Сорока черная, а по бокам у нее крылышки белые.

Сороку называют белобокой.

7. У дятла липкий язык большой длины.

Муравьи часто прилипают к нему.

8. Летучие мыши зимуют в пещерах, тесно прижавшись друг к другу.

В тесноте летучим мышам теплее.

9. Перед едой енот моет добычу.

Енота прозвали полоскуном.

10. Медвежата рождаются зимой и до весны сидят в берлоге. Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть.

11. В глубине моря царит темнота.

В глубине моря плавают светящиеся рыбы.

12. Многие люди выращивают в квартире герань.

Герань оздоравливает воздух и улучшает сон.

13. Стрижи ловят насекомых на лету.

У стрижей большой рот.

14. Древесина лиственницы очень долговечна.

Древесина лиственницы не гниет.

15. С помощью носа животные чувствуют запахи еды и своих врагов.

Носы помогают животным жить.

16. Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.

Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу.

17. Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.

С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не покорившихся злу и судьбе.

18. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.

Крапива – полезное для человека растение.

19. Комары погубили многих путешественников.

Комар – распространитель малярии и желтой лихорадки.

20. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.

Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.

21. Грибы полезны лесу.

Грибы ускоряют разрушение уже отмирающих деревьев.

22. Еноты моют свою пищу.

Енотам нравится намоченная еда.

23. Рис – очень важный продукт.

Рис используется не только в пищу, но и для приготовления крахмала, клея, пудры.

24. Птицам не надо много учиться.

Многие повадки птиц являются врожденными.

25. Многие доктора рекомендуют пациентам играть в шашки.

Шашки – это игра, которая может сказывать лечебное воздействие.

26. Дятел – лесной доктор.

С помощью длинного носа дятел достает из-под коры вредных насекомых.

27. У жирафа огромный рост.

Жираф легко достает листья с больших деревьев.

28. Керамика – одно из самых древних искусств на земле.

Археологи во время раскопок находят глиняные черепки, сделанные еще в доисторические времена.

29. Чай не трава.

Чай делают из листьев чайного дерева.

30. Задолго до землетрясения змеи и ящерицы спешат выползти из нор.

Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли.

31. Бананы срезают зелеными.

Созревшие бананы быстро портятся.

32. Кабан клыками подсекает дерево, как топором.

Кабана зовут секачом.

33. Павлин распускает перья и расхаживает с гордым видом.

В народе появилось выражение: «Самодовольный как павлин».

34. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком.

Этих зверей называют млекопитающими.

35. Вороны наносят огромный урон урожаю.

Фермеры выставляют пугала, удерживающие ворон на расстоянии.

Приложение I.13

Упражнения на установление закономерности подбора слов

1. Клапан – флейта

кастрюля – посуда

футбол – спорт

варежки – руки

смычок – скрипка

роза – цветок

шарф – шея

струна – гитара

валенки – ноги

Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу

1. Остаться без еды – голодать

остаться без денег – обнищать

остаться с носом – проиграть

2. Смести пыль – вытереть

смести все со стола – съесть

смести все на своем пути – разгромить

3. Попасть в дом – зайти

попасть по руке – ударить

попасть в яблочко – угадать

4. Держать курс – направляться

держать спину прямо – не сутулиться

держать пари – спорить

5. Водить машину – управлять

водить в школу – провожать

водить за нос – обманывать

6. Вешать картину – прикреплять

вешать игрушки на елку – украшать

вешать лапшу на уши – обманывать

7. Подставить стул – придвинуть

подставить число в выражение – заменить

подставить друга – предать

8. Заливает луга – затопляет

Заливает бак – наполняет

Крепко заливает – врет

9. Идти вперед – продвигаться

идти назад – возвращаться

идти на дно – погибать

10. Болтать яйца – смешивать

болтать ногами – шевелить

болтать языком – разговаривать

11. Засыпать банку – наполнять

засыпать в яму – заваливать

засыпать вопросами – спрашивать

12. Заглянуть в окно – посмотреть

заглянуть в гости – зайти

заглянуть в душу – узнать

13. Защитить ребенка – оградить, обезопасить

защитить от холода – утеплить

защитить мнение – отстоять

14. Бросить мяч – кинуть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование действия установления причинно-следственных связей у дошкольников

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста на занятиях по окружающему миру (экологическое воспитание) и в повседневной жизни....

Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.)

Словесные игры на установление причинно-следственных связей (Еременко Е.А.)...

Консультация: Игры на установление причинно-следственных связей

В консультации содержится полезная информация для родителей  имеющих детей с ЗПР. Игры должны проводится систематически в свободное от занятий время, на прогулке, по дороге из детского сада, в ав...

Игры по установлению причинно-следственных связей для детей 5–6 лет

Игры и упражненияна установление причинно- следственных связейдля детей старшего дошкольного возрастаИгра «Почему это произошло?»Цель: Научить детей находить причи...

Игры на установление причинно-следственных связей.

Целью игр является необходимость научить детей определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей....

Игры по установлению причинно-следственных связей для детей. Игра «Почему это произошло?»

Цель: Научить детей находить причину событий.Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование - кто из детей назовет больше большее количество при...