Конфликт поколений в современной семье.
статья по теме

Супоненко Татьяна Игоревна

Конфликты внутри семьи неизбежны, а межпоколенные конфликты всегда заслуживают разнообразного анализа их сущности, специфики, причин, форм проявления, последствий, урегулирования и профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_pokoleniy_v_sovremennoy_seme.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт поколений в современной семье.

Конфликты возникли вместе с появлением первых человеческих сообществ, явившись                     их логическим следствием. Феномен конфликта занимает одно из важнейших мест                     в жизни общества и человека. Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей закономерности. И от этой закономерности возникают всевозможные конфликты.

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью                            их решения.

Конфликты внутри семьи неизбежны, а межпоколенные конфликты всегда заслуживают разнообразного анализа их сущности, специфики, причин, форм проявления, последствий, урегулирования и профилактики. Актуально это и для современных российских семей, для социальной работы с ними. Также имеет огромное значение для исследования социальной структуры современного российского общества и социальных процессов, происходящих в сфере взаимодействия поколений. Проблемной ситуацией является усиление межпоколенных конфликтов в семье.

Исследование проблемы межпоколенного взаимодействия весьма актуально, так как генерационная структура нашего общества устроена таким образом, что мы находимся,                и всегда будем находиться в тесном контакте с представителями различных поколений.             В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, стоя в очереди и так далее, мы постоянно вступаем во взаимодействия с другими людьми, носящие разнообразный характер. Проблема межпоколенных взаимодействий вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества. Эта тема всегда была «обоюдоострой» для каждой из взаимодействующих сторон. Сменялись поколения, дети становились отцами,       а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но и разгоралось с новой силой. Межпоколенные взаимодействия являются одним из существенных факторов развития                и функционирования общества. Особенно усилилась роль межпоколенных взаимодействий в условиях системного кризиса, в связи с изменением демографической ситуации в России и с изменением иерархии ценностей молодого поколения.

Конфликт между поколениями неотъемлемая часть детско-родительского взаимодействия, так как столкновение противоположно направленных потребностей, мотивов, целей, интересов, позиций, мнений субъектов этого взаимодействия неизбежно. Конфликты                   в семье многократно становились предметом исследований в различных научных областях: в социологии (А.И. Антонов, В.М. Медведков, В.А. Сысенко, 1981, 1989);                          в психотерапии (Ю.Е. Алешина, 1994; А.Я. Варга, 2001; В.В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер, 2000); в социальной психологии (А.Н. Обозова, 1983; Т.М. Трапезникова, Н.В. Гришина, 1995, 2000; Г.Н. Тимченко, А.Н. Харитонов, 2002 и др.). В центре внимания исследований, в основном, оказывается супружеский конфликт, а детско-родительский остается                     на периферии исследовательских интересов. Между тем сегодня мы имеем многочисленные результаты психоаналитических исследований, в рамках которых изучались особенности межличностного конфликта в системе «родитель–ребенок»,                        его факторы и влияние на последующее развития его участников (З. Фрейд, 1900, 1917, 1938; А. Фрейд, 1960; Д. Боулби, 1940, 1956; Д. Винникот, 1965 и др.).

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы,     ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”1 . Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов. Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта” считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде.

Первые теории межпоколенных конфликтов имели глобальный характер. Американский социолог Л. Фойер в книге, посвященной студенческому движению, писал, что “конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается                    на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба”. Л. Фойер утверждал,                         что “история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями”.

Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному. Одни авторы, включая Фойера, полагают, что в основе всех межпоколенных конфликтов лежит извечное соперничество между отцом и сыном (“Эдипов комплекс”). Другие авторы пошли еще дальше, основатель этологии К. Лоренц утверждал, что “вражда между поколениями” имеет этологические корни. Современное состояние общества, по его словам, это массовый невроз, обусловленный тем, что у современного человека нарушены механизмы, ответственные за поддержание равновесия между удовольствиями и заботами. Трудности и препятствия, вынуждавшие человека предпринимать необходимые для выживания,                  но неприятные усилия, исчезли. Отсюда - гедонизм, требование немедленного удовлетворения всех желаний, нетерпеливость и леность, которым всегда сопутствуют эмоциональное и духовное оскудение. А поскольку эти черты особенно распространены              у молодежи, обществу угрожает прерывание культурной традиции. Молодые люди “испытывают архаическое инстинктивное удовольствие от племенной войны, направленной против родительского поколения. Ненависть, которую они питают к нам - старшему поколению, - сродни национальной ненависти, самой разрушительной из всех эмоций. Она исключает всякую коммуникацию, что делает ее “слепой” и создает угрозу эскалации вражды”.

Другой подход предлагал французский психоаналитик Ж. Мандель противопоставляет классическому “конфликту”, описанному Фрейдом (“Эдипов комплекс”), идею “Кризиса поколений”. Если “конфликт поколений”, связанный с Эдиповым комплексом”, состоял                   в том, что подросток стремился занять в обществе место своего отца и вообще старших, “социальных отцов”, то “кризис поколений” означает, что юноша не соперничает с отцом, чтобы в конечном счете идентифицироваться с ним, а полностью отвергает                                  его как образец, отказываясь от своего социально-культурного наследства. Это происходит, прежде всего по тому, что современное общество и существующая в нем власть больше не переживается в бессознательном как образ Отца - наставника, покровителя и воплощения ценностей, а напоминает, скорее, архаический образ всемогущей Матери в обществе и семье. Современные теоретические взгляды                            на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.

Развивающие теории включают психоаналитическую теорию и теорию когнитивного развития.

Психоаналитическая теория утверждает, что конфликты с родителями и отчуждения                  от родителей являются полезной для здоровья необходимостью поддержки становления личности, перестройки отношений и уменьшения тревожности. Личность, развивающаяся в семье, характеризуется отношениями любви и поддержки родителями. По мере созревания личности, семейные отношения разрушаются, конфликты гарантируются,                   и личность отдаляется и устанавливает альтернативные отношения со сверстниками, которые занимают место тесных связей с родителями.

Когнитивно-развивающая теория утверждает, что конфликты являются результатами интеллектуальной зрелости, побуждающей к пересмотру понимания себя и отношений. Конфликты являются механизмом, при помощи которого дети и подростки овладевают новыми познавательными структурами, развивая новые взгляды, и значительно изменяя модели поведения с родителями и сверстниками.

В обществе растет потребность в установлении механизма защиты от последствий межпоколенного конфликта. Данную функцию может успешно выполнять социальная работа. Ее основной целью будет урегулирование и предупреждение конфликтов поколений и направление их отношений к взаимовыгодному сотрудничеству. Задачей социальной работы, в частности, станет профилактика социально неприемлемых форм проявления внутрисемейного конфликта поколений и смягчение их негативных последствий.

Конфликт поколений – это проблема не новая, так как проблема «отцов и детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества. У современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт родителей. Базовые жизненные ценности и образцы поведения, как правило, дети перенимают у своих родителей. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. По исследованиям западных ученых подростки в большинстве своем                   все еще направляемы родителями и разделяют их ценности . Многие родители забывают, что слова ничему не учат. Работы по социальной теории научения А. Бандуры показывают, что поступки взрослых и подаваемые ими ролевые примеры гораздо сильнее влияют на поведение подростков, чем любые слова. Об этом же говорит социолог                  В.А. Сысенко: "Не следует забывать того обстоятельства, что юноши и девушки наследуют от родителей не только темперамент, характер, но также стиль поведения, общения, формы ответных реакций. Здесь действуют законы социального наследования". Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не часто приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать родителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.            В семье проходит первичная социализация индивида. Именно в семье ребёнок подготавливается к самостоятельной жизни в обществе.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия                                  и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению                    у личности образа своего “Я”.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются                    у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные                    в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка                       к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей.

Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю не трудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано                 с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся                      с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что "все мужчины плохие". Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать,                   что он сам хороший? Женщина может иметь весьма одностороннее представление о том, что из себя представляют мужчины. И это усложняет ее взаимоотношения с ними. В то же время мать невольно может взвалить на старшего сына роль мужа, лишая его таким образом сыновней позиции. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей, а так же причинами конфликтов семье. Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины, что негативно влияет                                       на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни                            в частности. В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки                  и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения,                          и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях.        Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает                        не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых                  и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет                                к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы                         его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.

Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А.С. Спиваковская,                А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек,                                       Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнянц, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила                           3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.

А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.                         В переходном возрасте, когда своё «Я» ощущается уже не как детское, а начинается подготовка к взрослой, самостоятельной жизни, конфликт интересов родителей и детей усиливается и нередко доходит до противостояния. Впрочем, в гармоничных семьях конфликты разрешаются безболезненно, и родители с детьми становятся во многом единомышленниками. Нужно учесть, что критическое отношение к позиции родителей не всегда играет отрицательную роль, так как конфликт мнений приводит к пересмотру позиций родителей, что помогает детям лучше адаптироваться в новых условиях, изменившихся в течение одного поколения. Но тут уже нужна мудрость родителей, которые должны не давить на детей, навязывая собственные нормы, а обосновывать их                  и обсуждать, и постараться с высоты своего жизненного опыта понять своих детей. Для этого родители должны «идти в ногу со временем», понимать интересы молодого поколения, с уважением относиться к новым веяниям в обществе и культуре, ведь каждое поколение обогащает культуру, пересматривая достижения предыдущих поколений. Без этого прогресс может остановиться. Конфликт поколений, обеспечивающий поступательное движение общества, в гармоничной семье приводит не к противостоянию, а к взаимному уважению позиций «отцов» и «детей». В дисгармоничных же семьях родители навязывают детям свои часто устаревшие понятия, не вписывающиеся                           в изменившиеся условия жизни нового поколения, давя на детей и вынуждая их противопоставлять родительским понятиям - свои. Для этого им приходится часто для усиления своих позиций «перегибать в противоположную сторону» и переходить                         в непримиримую оппозицию даже в незначительных вопросах. Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии: - нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется); - деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности                 и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем); - распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты). Чем меньше родители будут «пенять» на гены и чем больше будут видеть в поведении детей собственные ошибки, тем больше вероятность создать душевно близкие взаимоотношения с детьми и избежать «острых углов» в конфликте поколений, правда, лишь в условиях гармоничного брака. К тому же в гармоничных семьях у родителей больше возможностей уделять внимание детям и жертвовать супружескими интересами ради интересов детей. Ведь потребности у счастливых супругов довольно скромные – основное-то у них уже есть. А достигнутая семейная гармония позволит передавать стереотипы счастливого супружества из поколения в поколение. Родителям необходимо пересматривать свое отношение в жизни и к своим детям, не требовать от них слишком много и показывая хоть какой- то пример для подражания. При этом дети, в свою очередь, не должны сдерживать этот конфликт и не выплескивать его в более зрелом возрасте, необходимо решать проблемы, прибегая к помощи родителей и получая от них как советы, так и помощь,                         в любом возрасте по мере их возникновения. В этом случая конфликт поколений в семьях живущий в современном обществе, так называемый конфликт “отцов и детей” не будет такой глобальной проблемой. Из проблемы он перейдет в обыкновенную стадию взросления любого подростка, которая безболезненно и для него и для его родителей будет способствовать формированию его, полноценной здоровой личностью, как равноценного члена семьи и общества в целом.

Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.