Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Оганджанян Элина Александровна

МБДОУ «Детский сад №1 «Тополек» ст. Незлобной»

 

 

 

 

 

 

Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

                                               составила:

                                                                          Дадаян Элина Александровна,

                                                                          воспитатель МБДОУ

                                                                          «Детский сад №1 «Тополек»         

                                                                           ст. Незлобной»

 

Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста

Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги!

Меня зовут Дадаян Элина Александровна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 1 «Тополек» ст. Незлобной».

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста».

Целью нашей работы в ходе мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов в развитии художественно-эстетических способностей детей и применение его в практической деятельности.

Нам предстоит решить следующие задачи:

1. Расширить представления педагогов о нетрадиционном методе  рисования: «хеппенинг»;

2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;

Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.

И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хепенинг.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг - игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В работе со своими малышами я использую различные виды хеппенинга:

- рисование пальчиками,

- рисование кулачком,

- рисование ладошкой,

- рисование на подносе (манка, цветной песок)

- рисование тычками, ватными палочками,

- оттиск печатками,

- рисование смятой бумагой.

Воспитатель может дополнить рисунок детей необходимыми элементами (глаза, клюв, бантик, лапки, ручки, и т.п.) для создания полного образа, вызывая у детей чувства радости, удовольствия, восторга, уверенности в себе.

При рисовании методом хепенинга кроме гуаши я использую пальчиковые краски, которые изготавливаю сама. Рецепт вы видите на экране. И вам предлагаю памятки с рецептом.

Рецепт пальчиковых красок:

2 стакана воды,

1,5 стакана муки,

0,5 стакана соли,

4 столовые ложки подсолнечного масла.

Все ингредиенты смешать блендером. Густоту регулировать мукой. Если ребёнок не тянет краски в рот, то соль можно не добавлять.

Для придания разных цветов, используются пищевые красители.

Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.

Для рисования использовать краски комнатной температуры, иначе не приятно будет трогать пальчиками холодные краски.

Сейчас я предлагаю вам попробовать метод хепенинга в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.

Сначала начнём рисовать пальцами. У вас на столах лежат силуэты разных предметов, листы бумаги. Вы можете их использовать по своему желанию.

Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии.

Можно рисовать пучком пальцев. Сложите пальцы в пучок, обмакните пальцы в краску и приложите к листу. Дополните изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.

Уважаемые коллеги на слайде вы видите работы моих воспитанников мы украшали платья, тарелку,  рисовали бусы, листья на деревьях, звёздочки на небе, снежинки)

Следующий способ рисования - рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать улитки, ракушки, розы, бананы, радугу и другое.

 Выберите способ рисования кулачком, закрытым или полураскрытым, обмакните кулачок в краску. Создайте образ, дополнив нужными элементами.

На слайде фото

Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Возьмите большой лист бумаги и попробуйте рисовать ладошкой.

А сейчас попробуем работу с тычками или ватными палочками (одной или пучком палочек). Для этого вы можете взять чистый лист или лист с изображением контура предмета. Рисование тычками  позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, салют, полянку из одуванчиков, травку, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.

Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. У вас на подносах насыпан слой манки. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.

Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Мой небольшой опыт работы по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста показал, что для развития художественно-творческих способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов.

Я разработала циклограмму использования видов хепенинга и подобрала примерную тематику, что позволяет систематически развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

А сейчас я хочу, что бы вы дали свою оценку мастер-классу. Я предлагаю вам отправить телеграмму, подумав над вопросами: Чем был полезен для вас мастер-класс? Что вам понравилось? Что будете использовать в своей работе? Что могли бы предложить вы? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Тополек» ст. Незлобной»

Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

                                               составила:

                                                                          Дадаян Элина Александровна,

                                                                          воспитатель МБДОУ

                                                                          «Детский сад №1 «Тополек»          

                                                                           ст. Незлобной»

Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста

Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги!

Меня зовут Дадаян Элина Александровна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 1 «Тополек» ст. Незлобной».

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста».

Целью нашей работы в ходе мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов в развитии художественно-эстетических способностей детей и применение его в практической деятельности.

Нам предстоит решить следующие задачи:

1. Расширить представления педагогов о нетрадиционном методе  рисования: «хеппенинг»;

2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;

Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.

Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.

И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хепенинг.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг - игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В работе со своими малышами я использую различные виды хеппенинга:

- рисование пальчиками,

- рисование кулачком,

- рисование ладошкой,

- рисование на подносе (манка, цветной песок)

- рисование тычками, ватными палочками,

- оттиск печатками,

- рисование смятой бумагой.

Воспитатель может дополнить рисунок детей необходимыми элементами (глаза, клюв, бантик, лапки, ручки, и т.п.) для создания полного образа, вызывая у детей чувства радости, удовольствия, восторга, уверенности в себе.

При рисовании методом хепенинга кроме гуаши я использую пальчиковые краски, которые изготавливаю сама. Рецепт вы видите на экране. И вам предлагаю памятки с рецептом.

Рецепт пальчиковых красок:

2 стакана воды,

1,5 стакана муки,

0,5 стакана соли,

4 столовые ложки подсолнечного масла.

Все ингредиенты смешать блендером. Густоту регулировать мукой. Если ребёнок не тянет краски в рот, то соль можно не добавлять.

Для придания разных цветов, используются пищевые красители.

Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.

Для рисования использовать краски комнатной температуры, иначе не приятно будет трогать пальчиками холодные краски.

Сейчас я предлагаю вам попробовать метод хепенинга в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.

Сначала начнём рисовать пальцами. У вас на столах лежат силуэты разных предметов, листы бумаги. Вы можете их использовать по своему желанию.

Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии.

Можно рисовать пучком пальцев. Сложите пальцы в пучок, обмакните пальцы в краску и приложите к листу. Дополните изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.

Уважаемые коллеги на слайде вы видите работы моих воспитанников мы украшали платья, тарелку,  рисовали бусы, листья на деревьях, звёздочки на небе, снежинки)

Следующий способ рисования - рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать улитки, ракушки, розы, бананы, радугу и другое.

 Выберите способ рисования кулачком, закрытым или полураскрытым, обмакните кулачок в краску. Создайте образ, дополнив нужными элементами.

На слайде фото

Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

Возьмите большой лист бумаги и попробуйте рисовать ладошкой.

А сейчас попробуем работу с тычками или ватными палочками (одной или пучком палочек). Для этого вы можете взять чистый лист или лист с изображением контура предмета. Рисование тычками  позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, салют, полянку из одуванчиков, травку, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.

Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. У вас на подносах насыпан слой манки. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.

Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Мой небольшой опыт работы по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста показал, что для развития художественно-творческих способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов.

Я разработала циклограмму использования видов хепенинга и подобрала примерную тематику, что позволяет систематически развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

А сейчас я хочу, что бы вы дали свою оценку мастер-классу. Я предлагаю вам отправить телеграмму, подумав над вопросами: Чем был полезен для вас мастер-класс? Что вам понравилось? Что будете использовать в своей работе? Что могли бы предложить вы? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование пластилинографии

Обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФГОС ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности.Поощрение твор...

Интеллектуальный продукт "Айрис-фолдинг как средство развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

У большинства современных детей, отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук, что влияет на эмо­циональное благополучие ребенка, на его самооценку.Среди инновационных техно...

Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования

Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по  Федеративным государственным образовательным стандартам  дошкольного обра...

Мастер-класс для родителей «Хэппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

С родителями 1-й младшей группы 20.11.2019г. был проведён мастер-класс на тему:«Хэппенинг как оптимальное средство развитияхудожественно - эстетических способностей детей раннего дошкольног...

Статья. Тема: "Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста"

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в ...

Статья на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей в раннем возрасте»

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии  художников, но не контролируемые им полностью. Другими словами, это игрова...

Статья "Хеппенинг - нетрадиционный метод рисования как средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста"

В статье раскрываются особенности нетрадиционной техники рисования "хеппенинг", рассказывается об опыте использования данной техники в работе с детьми раннего возраста....