Семинар – практикум «Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тулинова Екатерина Сергеевна

 Материал  открытого семинара-практикума, который проводился  с воспитателями разных детских садов, что бы показать как я применяю  разлиные  виды арт-терапии в работе с детьми и как воспитатели могут использовать  эти методы в своей работе.

Семинар состоит из 2 частей :

-теоретическая часть

-практическая часть (занятие по песочной терапии,  техника эбру, оригами )

Фото семинара на моей странице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_seminar-prakikum.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад №11 "Лесная сказка"

 Семинар – практикум
«Использование Арт – терапии для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

(применения методов арт–терапии, адаптированных для решения задач воспитания экологической культуры дошкольников)

Подготовила педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №11 «Лесная сказка»

 Тулинова Екатерина Сергеевна

г.Балабаново

2019г.

Введение

«Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии,творчества».

В. А. Сухомлинский

        Арт-терапия – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

        Арт-терапия – дословно обозначает: терапия искусством. Это один из методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, в том числе и ребёнка.

Виды арт-терапии для дошкольников:

  • Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
  • Цветотерапия - способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
  • Песочная терапия - сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
  • Фототерапия - использование фотоматериалов и слайдов в работе;
  • Игротерапия - метод коррекции посредством игры;
  • Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
  • Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
  • Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

Актуальность

        Ребенок - это маленький первооткрыватель. Он растет, развивается, постоянно исследует окружающий мир, узнает новое. Ребенок на месте не сидит. Ему все ново, интересно и важно. У каждого малыша свой отдельный мир, со своими переживаниями, чувствами, эмоциями, страхами. Каждый ребенок по-своему воспринимает информацию, чем ярче и интереснее впечатления детей, тем богаче воображение.

     Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми.

        Этот метод обладает широкими возможностями в коррекционной и развивающей работе с дошкольниками. Использование разных технологий арт – терапии в работе с дошкольниками является эффективным способом развития мелкой моторики. Это оказывает непосредственное влияние на развитие мышления, так как «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Арт – терапию можно использовать как основной метод, а также в качестве вспомогательного метода. Методы арт-терапии в работе с детьми доступны, эффективны и гармонично вписываются в разнообразные виды деятельности дошкольников.

        В научно–педагогической интерпретации арт–терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье средствами художественной деятельности, как отдельной личности, так и всего коллектива в целом. 

        По словам известного психотерапевта В.В. Макарова, арт–терапия полностью соответствует все возрастающей потребности современного человека в мягком, экологическом подходе к его проблемам. Многочисленные зарубежные и отечественные исследования отмечают, что арт–терапия не имеет противопоказаний. Арт–терапия дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал воспитанников. «Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен»

        Немаловажным является и то, что арт – терапия является средством невербального обращения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, кому сложно выразить свои мысли в словах.

        Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Арт-терапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

        Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. 

        Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. Посредством искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает об окружающем мире.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

  • Развивать познавательную и речевую активность
  • Использовать ресурсы арт-терапии для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.
  • Расширить кругозор детей, прививать любовь  и бережное отношение ко всему живому.
  • Стимулировать креативность, оригинальность мышления.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Гармонизировать эмоциональное состояние.

        Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:

- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.

- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.

- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Новизна 

        Арт-терапия – относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно-эстетической и т.д.)

        Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентоспособной:

  • Во-первых, это то, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.
  • Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.
  • В-третьих, арт-терапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах;

        Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику.

Технология педагогического опыта

        Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы.

        В своей работе я использую разнообразные виды арт-терапии экологического содержания, которые  направленны на поиск путей взаимодействия ребенка с природным и внутренним миром.

        Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, я  ставлю своей целью научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Планируя  работу,  исхожу из того, что «основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве»

        В своей работе я использую  различные методы изотерапии (рисование сыпучими материалами, изображение методом тычка, оттиск печатями, пластилиногафия, акварисование др.) Каждый из этих методов - это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. 

        В то же время достаточно широкое применение в моей практике нашли такие методы, как:

        Игротерапия.  Игротерапию использую в форме «терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром». Детям предлагаю  большой выбор сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, игр снимающих барьеры в общении, игры, направленные на развитие способности управлять своим эмоциональным состоянием. Многие игры являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи. Одна и таких игр «Угадай животное». Перед началом игры мы с детьми договариваемся о теме, например: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и т.д. Все играющие, кроме ведущего, знают название животного. Ведущий  ребенок, он вправе задавать уточняющие вопросы, игроки могут отвечать только односложно : «да» или «нет».

        Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек, изображающих различных животных, птиц, насекомых. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов о природе, и при этом сопровождают свои действия речью.

        Сказкотерапия – это процесс объективизации проблемных ситуаций. В наших волшебных сказках на главного героя «сыпется» много испытаний. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки, поведение в природе, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Таким образом, формируются первые представления о природоохранной деятельности, понимание необходимости ответственного отношения к природе.

Занятия основаны на следующих принципах:

        1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

        2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение

        3. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в “трудных” конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

        4. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

        5. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

        6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников процесса.

        Каждое занятие строится по единому принципу:

1. Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

2. Ритуалы вхождения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

3. Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

4. Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

5. Ритуал прощания, ритуалы выхода.

        Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

        Вывод

        С моей точки зрения, арт–терапия – это очень эффективная технология развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. В результате проводимой работы дети стали более глубоко воспринимать все краски окружающего мира, чувствовать гармонию, видеть красоту, уметь сопереживать и созидать. Арт–технологии экологической направленности способствуют нравственному оздоровлению дошкольников, формированию положительного отношения к себе, преодолению эмоциональной закрепощенности, неуверенности в себе, своих возможностях, достижению гармонии с собой и окружающим миром.

Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт- технологии, дает большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

        Поэтому, на мой взгляд, необходимо использовать данный вид терапии, для обеспечения познавательного развития детей.

 Практическая часть

1.Часть. Песочная терапия.

Цель: Познакомить детей с техникой  песочной терапии.

Задачи:

- формировать элементарные представления о растительном и животном мире морей и океанов; коммуникативные навыки, умение вербально и не вербально общаться, фантазировать;

- расширять знания детей о море как о сложной экосистеме со своими законами и условиями для существования всех его жителей;

- способствовать интенсивному и гармоничному развитию познавательных интересов  детей, преодолению эмоциональной замкнутости, неуверенности в себе, снижению физического и психоэмоционального напряжения;

- развивать творческое воображение, умение перевоплощаться, входить в образ морских жителей в играх и релаксационных упражнениях; устойчивость и концентрацию внимания, вербальную память, логическое мышление, мелкую моторику руки, цветовосприятие, самостоятельность, инициативность, тактильно-кинетические ощущения; умение получать удовольствие от процесса и результатов своей деятельности;

- создать условия для реализации познавательной и социальной активности детей

- закрепить правила обращения с песком;

- воспитывать экологически целесообразное поведение, любовь к природе, интерес к предлагаемой деятельности, умение замечать красоту, любоваться ею, желание воспроизводить свои впечатления нетрадиционными средствами.

        Материалы: деревянный ящик «Песочнца» 50х70, дно окрашенно в синий цвет символизирующий море или  деревянная песочница с электрической  подсветкой,  мелкий песок, камни, ракушки,  звездочки, цветочки, морская раковина, кукла морская царевна, подносы, отдоразовые тарелочки,  музыка для сопровождения процесса, песок, влажные салфетки.

        Альтернативные  варианты песка: Манная крупа, пшено, гречка, рис.

 

        Правила  использования песка:

-  работать с песком надо предварительно с чистыми руками;

- песок время от времени следует очищать (просеевать);

- необходимо  кварцевание песка при постоянном использовании 1 раз в неделю;

-  нельзя использовать острые, не безопасные предметы.

Форма работы: Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Структура занятия:

1. Вход в песочницу (ритуал) - Поздороваться с песком

2.  Правила работы  с песком (дети должны проговорить в слух, правила работы обговариваются при каждом занятии)

3. Основная часть занятиях (задания, упражнения, игры)

4.  Рефлексия

5.  Заключительная часть  (ритуал выходы)

        Повествование должно идти обязательно от сказочного персонажа. Это может быть  сказочная фея, песочный человек, волшебница, морская царевна или сам песочек.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру….Подобно богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу

Занятие

«Путешествие к Морской Царевне»

        

        Психолог: Здравствуйте ребята! Я  очень рада видеть вас.  Я предлагаю вам сегодня отправиться  в волшебный подводный мир. В глубинах подводного царства живет морская царевна,  эта  царевна  – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. Вы хотите отправиться в путешествие? Но чтобы попасть в ее волшебный мир, нам надо  произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?  

( Ответы детей)

        Психолог: Сейчас я произнесу заклинание, которое перенесет нас в волшебный мир:

 Скорее закройте глазки,

Скажу я : раз, два, три.

Очутитесь вы в сказке.

Всем доброго пути!  (Звучит музыка)

        Вот мы и и попали  с вами в  подводное  царство. Посмотрите как здесь пусто и тоскливо - один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, он может слышать  и  говорить. Нужно быть  вежливыми,  когда мы приходим к кому-то в гости, прежде всего, что мы делаем? (Здороваемся).

        Ритуал входа в работе с песком

        Упражнение «Здравствуй, песок!»

Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Психолог:

- А теперь давайте поздороваемся с песочком.

- Здравствуй песочек!

- Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он?  Теперь перевернем ручки обратной стороной , и почувствуем какой он  (сухой или мокрый, теплый или холодный).

- Давайте согреем его: наберем в руки песка и пропустим его между ладонями.

- Потрите песочек между ладонями. Каким он стал теперь?

- Послушайте, он с нами здоровается. Слышите? Он говорит очень тихим голоском, шепчет нам.

- Наберите песочек в кулачек и потихоньку высыпайте его. Вот как он с нами разговаривает - с-с-с-с-с!

-Давайте развеселим песочек, пощекочем его сначала пальчиком одной руки, затем, другой. А теперь пощекочем двумя руками.

-Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

- Слышите, как песочек смеется? Ему это понравилось.

Психолог:  Значит, мы, как вежливые дети, поздоровались с песочком. А теперь, необходимо узнать правила игры с песком, как с ним обращаться.

 Правила работы с песком

  •   Чистые руки
  •  С песком следует обращаться очень аккуратно.
  •  Берем песок, закатив рукава.
  •  Упражнения выполняем не спеша, все движения с песком выполняем осторожно.
  •  Песком нельзя друг в друга бросать.
  •  Играть с песком можно только в песочнице.
  •  Не одна песчитка не должна покинуть своего дома (отряхиваем руки над песочницей)
  •  После игры с песком, следует тщательно вымыть руки с мылом.

Психолог: - Ребята, вы все правила запомнили, обещаете их соблюдать?

Ответы: - Да.

Упражнение: «Встреча с Морской царевной»

(Звучит музыка, появляется морская царевна).

Психолог:

-Дети, посмотрите, кто же это?

- Так это же морская царевна. И она приглашает нас в свое царство, но сначала, предлагает выполнить задание, продолжить следующие предложения:

- рыбы покрыты чешуей, а люди … (кожей)

- рыбы дышат жабрами, а люди…(легкими)

- у рыбы хвост и плавники, а у людей… (руки и ноги)

- с помощью плавников и хвоста рыбы плавают, а люди передвигаются с помощью … (ног)

- без воды морские обитатели не проживут, а люди смогут прожить без воды?(нет)

- зачем людям вода? (пить, стирать, мыться, готовить пищу и т.д.

- в море песок мокрый, а в пустыне … (сухой)

Психолог:  Спасибо, Морская Царица довольна вашими ответами.

Психолог: Посмотрите какое чудо приготовила  для вас Морская Царевна.

Психолог обращаем внимание детей на  большую раковину Чихориус Рамосус

Психолог: Это морская раковина давайте рассмотрим ее внимательно,  какой она необычной формы? (показывает)  она  как-будто закручивается, такая раковина  обитает в  Черном Море, а моллюск. который в ней живет, называется Чихориус.  Говорят что  ракушки умеют хранить тайны,  если приложить  ее к уху и  закрыть глаза, то мы услышим шум моря (Звучит музыка).

  «Ракушка»

Была ракушка в иле.
Была ракушка в тине.
Но мы ее отмыли
В прохладном море синем.
«Спасибо!» - тихо в ушки
Шептала нам ракушка,
А мы в ответ ракушке:

«Пожалуйста, подружка!»

        Психолог: Как закручивается  ракушка в  по спирали? Давайте попробуем нарисовать сначала в воздухе.  А теперь нарисуем  пальчиком на  нашем песочке  спираль  на примере нашей раковины (Звучит Музыка).

Упражнение:   « Укрась ракушку»

        Психолог снимает  ткань, под ней лежат  различные декоративные материалы. Психолог обращает внимание детей на разноцветные камушки  и разнообраный декоративный материал.

        Посмотрите  какими  сокровищами  обладают морские глубины: это и  разноцветные камушки и звездочки и ракушки.

         Психолог раздает тарелочки с декоративными предметами.

        Перед вами лежат тарелочки  с различными материалами.   Исползуя их украсте свою раковину. Дети выполняют задание.

Психолог:  Молодцы все правильно выполнили.

Море синее запело

Море  громко зашумело

Закрутило замело

Все что было все смело ( Громкая музыка)

Проводим рукой по песку и стираем нашу раковину

Психолог:  Море наше зашумело и все  смыло, мы выполнили с вами  задание  давайте   теперь аккуратно сложим с камушки, ракушки, цветочки обратно в тарелочку.

(Дети аккуратно складывают  все материалы  обратно в  тарелочку)

Упражнение «Морские обитатели»

Психолог: А теперь давайте разровняем аккуратно песочек. Морская  Царевна придумала для вас задание,  вам нужно будет внимательно послушать  и отгадать загадку, но не кричать в слух, а нарисовать ответ на песочке. Давайте послушаем загадку:

На меня взглянуть вам стоит

Существо я непростое

Чтоб по дну я ползать мог

Восемь я имею ног (Ответ: осминог )

Дети рисуют ответы на песке

Психолог: А каких подводных жителей  вы знаете? Дети перечисляют кто может водится в   морях и океанах?(Ответы детей)

Психолог: Действительно, в волшебном мире подводного царства живут  удивительные рыбы, осьминоги, раки  и другие обитатели, а морское дно украшают зеленые и бурые водоросли,  кораллы, разноцветные камни.

Заключительное упражнение.

Создание в песочнице картины «Подводное царство»

Психолог: Давайте  попробуем создать  подводное царство, такое каким вы его себе представляете, украсив его различными камнями, ракушками и  мелкими игрушками. (Все выполняют задание)

Психолого: Какие красивые подводные миры у вас получились молодцы. 

Психолог: Вы все помните правила работы с песком?  Ни одна песчинка не  должна покинуть своего дома, поэтому давайте над песочницей аккуратно отряхнем ручки

Рефлексия

Психолог: Ну, а нам пришла пора прощаться с нашим чудесным подводным миром, мы сегодня с вами очень многое узнали, расскажите   что вам сегодня понравилось. (Ответы детей)

 Ритуал выхода

Психолог: Морская Царевна прощается  с нами, и благодарит за вежливость и участие. А теперь давайте попрощаемся с волшебным  песком.

        Протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:  «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»

2 Часть. Изотерапия.

Техника  акварисование  Эбру.

        Эбру – это технология рисования по поверхности воды. Рисунок наносится красками, которые не растворяются в воде, а остаются на поверхности. Затем краски смешиваются между собой при помощи кисти (или палочки) и образуют причудливые и неповторимые узоры. Далее на рисунок накладывают бумагу или ткань, осторожно снимают и высушивают. И рисунок готов.

Материал:  Акриловые краски разведенные в палитре, очень тонкие кисти,  стаканчики с водой,  одноразовые тарелки, молоко,  плотные листы бумаги, влажные салфетки.

Процесс работы:  В  тарелку с молоком  опускается кисть с краской. Чем дольше держать кисть в молоке, тем больше  краска распространяется по поверхности молока,  чем меньше  держать кисть с  краской, тем меньше краски остается на поверхности. Таким образом можно создавать  разнообразные узоры, регулируя количество краски. Можно  попробовать  создать  узоры,  для этого чистой кисточкой можно очень медленно водить по поверхности молока постепенно  смешивая краски. Далее создавшийся рисунок на поверхности молока,   переводим на лист бумаги. Кладем на поверхность и поднимаем. Созданный нами рисукок остается  на бумаге.

3 Часть. Оригами Бабочка

        Оригами − это японское искусство складывания фигурок из бумаги, пришедшее к нам из Японии. Есть разные техники оригами, но классическая фигурка делается из одного листа бумаги, который был сложен без ножниц и клея. Многих людей, особенно детей, всегда очаровывало искусство оригами − оно поражает количеством вещей, которые могут быть созданы из одного листка бумаги. Это занятие очень полезно с точки зрения психологии. Оригами способно развить воображение, логику, внимательность и пространственное мышление.

        Арт-терапия часто поощряет методы искусства для творческого самовыражения, когда создается что-то уникальное, без следования каким-то определенным правилам.

Психолог:   Для начала мне бы хотелось рассказать вам притчу:

        "Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая”? А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках!

«Бабочка — это символ любви, счастья и благополучия».

Психолог: Поэтому я предлагаю вам сделать ее своими руками способом оригами и пусть любовь, счастье и благополучие  будут всегда присутствовать свами.(Педагоги выполняют задание).

 Заключение:

Подведение итогов.

        На этом наш практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера

В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

План работы по самообразованию на тему: «Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка.       Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочн...

Практикум для педагогов на тему: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

laquo;Удивительные свойства магнита» (с использованием технологии лепбук)Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-и...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.Задачи:Закрепить знания о психических процессах.Расширить знания о методах и приемах, позволяющих развивать познавательную сферу детей...

«Песочная терапия в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста»

Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице....

«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...