Статья (подготовительная группа) по теме:
Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Литвинова Ирина Николаевна

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
iz_opyta_raboty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литвинова Ирина Николаевна

МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Воспитатель

Статья из опыта работы «Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий» 2011г

  Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В настоящее время в  любом детском учреждении заботятся о повышении качества образования. Создаются программы интенсивного развития детей, выявляется степень  их одаренности, т.е.  происходит воспитание главного стратегического потенциала общества. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача общества – помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учить только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного для каждого человека периода школьного детства.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Современные педагоги М.С. Аромштам, И.Ф.Шарыгин, А.Д. Александров, С.К.Буслова, Г.В.Утенбергенова отмечают большое значение геометрии для развития пространственного, логического мышления    и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.   Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: форма, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию геометрических  понятий.

В дошкольных образовательных учреждениях  знакомство с содержанием этих понятий и формирование элементарных математических представлений проводится без учета возможностей, способностей и интересов современных детей. В связи с этим появилось направление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же время развивающей деятельностью. Это  определило главную цель  по проблеме формирования элементарных геометрических представлений.

Главная цель: развитие геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

Задачи:

-помочь усвоить математические способы умственных действий в процессе               познавательной деятельности для формирования мыслительных процессов: памяти, воображения, произвольного внимания

- увлечь занятиями элементарной геометрией

- сформировать психологическую готовность ребенка к школе

- воспитать волевые качества личности и снизить уровень трудностей адаптационного периода в школе

Организация обучения элементарной геометрии основывается на следующей системе дидактических принципов:

1. принцип психологической готовности

2. принцип деятельности

3. принцип непрерывности

4. принцип целостного представления о мире

5.  принцип вариативности

6. принцип творчества

Геометрия является самым могущественным средством для развития умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать.

Галилео Галилей

        Еще в глубокой древности формирование геометрических представлений являлось важным разделом умственного воспитания. При распределении земельных наделов и вычислении пахотных площадей понадобилось умение измерять землю. Позже без нее оказалось невозможным искусство строительства и архитектуры. Древние египтяне считали занятия геометрией священными. У древних греков геометрия стала частью философских систем. А жители великих древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать элитой общества. Надпись на воротах знаменитой платоновской «Академии» гласила: «Не знающим геометрии – вход воспрещен!».

Чтобы выявить степень готовности дошкольников к восприятию материала по элементарной геометрии, доказать педагогическую целесообразность игровых занятий по предложенной проблеме с целью познавательного развития детей, определились следующие составляющие всей работы:

        1. Изучить научно-педагогическую литературу с целью овладения  методологией и практикой нововведения.

        2. Создать материально-педагогическую среду для реализации поставленной цели.

3. Разработать конспекты игровых занятий по элементарной геометрии.

4. Скоординировать проведение игровых занятий в базовом и дополнительном образовании.

5. Создать условия для ознакомления родителей с методами работы в данном направлении.

6. Произвести анализ и констатацию достигнутых результатов внедрения в педагогический процесс.

        7. Оформить документально опыт работы по теме.

На каждом этапе  выдвигались определенные цели, определялись активные формы и методы обучения. I этап – это создание максимальных возможностей для реализации поставленных задач.

1.Создать в группе, вместе с детьми и родителями,  экспериментальный центр по математике. В центр поместить: линейки, циркули, шаблоны, модели, схемы, таблицы, модули, объемные фигуры.

2.Подобрать программно –  методическое обеспечение, которое включает:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой
  • «Пространственная геометрия для малышей», М. Аромштам
  • «Путешествие в геометрию», В.Г. Житомирский
  • Подборка тематических физминуток, игр,
  • математических песенок, считалочек для дошкольников.
  • «Интеллектуальная мастерская» Береславский Л.Я.
  • «Математика в проблемных ситуациях» Смоленцева А.А.
  • «Логика для дошкольника» Тихомирова Л.Ф.
  • «Развиваем познавательные способности» Гаврина С.Е.
  • «Занимательная геометрия» Левик О.Н.
  • «Веселая геометрия»  Тимофеевский А.Б.
  • «Упражнения для выявления и развития интеллектуальных способностей детей» Поставнева Е.С.

                II этап – диагностика. Отследить умения детей   и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости,  помогает математическая диагностика. Первичная диагностика по определению знаний геометрических фигур показала, что у детей не сформированы образы этих фигур, и они не устанавливают связи между ними из-за отсутствия знаний. Итоговая диагностика, показала положительную динамику не только в знаниях программы по элементарной математике, но и результативность в решении поставленных  задач по ознакомлению с геометрическими понятиями. Дети знают все геометрические фигуры, научены соотносить названия фигуры с ее изображением, знают типы линий по форме и начертанию, плоские и объемные предметы, умеют читать графическую информацию. Анализ диагностик и наблюдение за деятельностью дошкольников помогли определить уровень их готовности к школьному обучению, дать рекомендации и советы родителям по выбору школьной программы для дальнейшего  обучения и развития их ребенка.

                Работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями ведется  по трем направлениям.

                1. Учебно – познавательное направление.

                Оно включает применение базовых методов активной педагогики – успех, удивление, уверенность и активные формы и методы обучения:

- традиционный (показ, объяснение, игра)

- интенсивный (схемы, таблицы)

- программный (опыты, эксперименты, проблемные ситуации)

                2.Коммуникативно-развивающее направление характеризуют игры математического содержания в деятельности детей, а так же: коллективное выполнение заданий и групповое.  Игры: «Какие фигуры спрятались?», «Что получится, если точки подружатся?», «Паучки и паутинка», «Мастерская объемных фигур».

                3. Социально-ориентационное направление подразумевает игры-занятия тематической направленности, на ориентировку в окружающем, экскурсии, путешествия. Например, «Где живет точка?», «Геометрические созвездия», «Путешествие в страну Геометрию».

        Первые шаги по стране геометрии интересные, увлекательные, понятные, опираются на уже приобретенные знания ребенка. Эти знания необходимо вписывать в сферу познавательных интересов на занятиях по рисованию, конструированию, развитию речи, окружающему миру, использовать в накоплении многообразного опыта и его переработке, трансформации в новые образы и идеи.  Геометрические знания и умения, дети используют на других занятиях и в разных видах деятельности.

        По данной теме разработан деятельностный блок работы с родителями. В него вошли:

  • конкурс математических плакатов;
  • консультации по данной теме;
  • «День геометрии»;
  • выставка детских работ;
  • памятки, буклеты;
  • открытые занятия для родителей;
  • встреча с учителями.

                Обучение элементарной геометрии дошкольников обеспечивает обогащение ума и души ребенка, улучшает показатели здоровья, помогает приобрести определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенок должен войти в наш сложный и противоречивый мир.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструиров...

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготов...

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами

 Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элемент...

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, полити...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

 Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...

Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взр...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работа по экологическому воспитанию....

"Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может р...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...