КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА
план-конспект по развитию речи по теме

Одина Галина Владимировна

 

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ ЗИМНЕГО ПРАЗДНИКА – ДЕДА МОРОЗА, СНЕГУРОЧКИ, ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ ВСТРЕЧИ НОВОГО ГОДА И РОЖДЕСТВА

Петрушка и его друзья.

Цель. Обогатить детей яркими впечатлениями новогоднего праздника; расширить ориентировку в окружающем мире; активизировать речевые навыки, используя слова: «елка», «огоньки», «Петрушка», «Праздник», «друзья». Усилить сенсорные стороны информации при рассматривании елочных игрушек (цвет, форма, величина); радостные эмоции в игре со взрослым: мотивационное понимание ситуации праздника. Побуждать подпевать и выполнить простейшие танцевальные движения.

Материал.

1. Искусственная елка (высотой 40-50 см); набор игрушек; гирлянда цветных минилампочек.

2. Кукла-перчатка Петрушка.

3.Заводные игрушки (по выбору воспитателя): танцующая собачка; мишка, стоящий на задних лапах и играющий на балалаечке; пингвин, машущий крыльями; клюющие петушок и курочка; зайчик, играющий на барабане; котик, едущий на машине; поющая козочка и т.п.

4.        Магнитофонные записи новогодних и народных мелодий.

5.        Детский стол (желательно дидактический, на вращающейся основе). Елка, наряженная и оформленная гирляндой заранее, укреплена на

детском столе. Заводные игрушки и Петрушка демонстрируются поочередно в процессе действия. Детей рассаживают на расстоянии 1-1,5 м от композиции.

        

При м е ч а н и е : В занятии принимают участие двое взрослых - один

ведет действие, второй находится среди детей, опекает их, чтобы исключить неожиданные ситуации. Время действия - 8-10 минут.

Желательно использовать заводные игрушки, которые дети уже видели.

Петрушка «действует» вначале на расстоянии; в зависимости от эмоционального отношения детей кукла постепенно «приближается».

Демонстрируя кукольный персонаж, воспитатель надевает на руку сначала цветной нарукавник, а затем Петрушку - перчатку.

В ходе занятия ширма не используется.

Ход занятия

Часть 1. Ёлочка.

Воспитатель (вращая стол, привлекает внимание к елке, украшенной игрушками). Посмотрите, как танцует елочка.

Останавливает стол, приглашает детей подойти поближе, дает возможность рассмотреть игрушки. Постепенно вводит малышей в игровое

действие.

Наши ладушки -ладошки       Дети поглаживают ладонью правой руки левую, Мягонькие, как у кошки        как  бы гладя кошку

Наши лапки - лапушки         Дети поднимают ладошки, поворачивают Белы,

как у заюшки         их влево - вправо, как бы светя «фонариками».

Наши ручки - птички                  Дети взмахивают руками - «птичками».

Как воробьи, синички!                  Прикладывают их к голове.

«К-ш-ш» полетели. На головку сели.

Ладушки запели!

Часть 2. Петрушка.

Рассадив детей, педагог надевает на руку куклу - перчатку. Петрушка «оживает»: здоровается, обращаясь к детям, восхищается украшенной елкой; называет каждого по имени, отмечает красивый наряд; говорит, что любит детей и потому пришел к ним в гости. Сев на детский стул перед малышами, воспитатель просит Петрушку продемонстрировать свой наряд. Однако Петрушка начинает проказничать: «забирается» на колени, садится, поворачивается влево - вправо и только затем, пристав, показывает свой наряд. Педагог, обращаясь к малышам, отмечает: какая красивая рубашка с поясом на кукле и, главное, яркий колпачок. Петрушка продолжает проказничать: прячется то за одно, то за другое плечо взрослого, щекочет его по уху, целует в щечку и Т.П.

Эта сценка требует от педагога артистизма, умения вести разговор как за себя, так и за Петрушку, эмоционального реагирования на происходящее. Называя действия куклы (Петрушка сел, спрятался, протягивает руку), педагог предлагает детям (по желанию) подойти к Петрушке, подержать его за руку, поговорить с ним. Петрушка изъявляет желание поплясать для ребят. Звучит музыка. Кукла пляшет на столе, перед елкой. Дети хлопают в ладоши.

Часть 3.Петрушкины друзья.

Петрушка знакомит детей со своими друзьями. Заводные игрушки поочередно «выступают» перед зрителями. Педагог активизирует детей, просит назвать «артистов», отметить, их внешние особенности. (Посмотрите, какая красивая собачка! А что у нее на шее? Правильно, бантик. Какого он цвета?)

Часть 4. Заключительная.

Композиция медленно раскручивается, включается музыка. Педагог побуждает детей похлопать в ладоши, потанцевать. На елке вспыхивают огоньки. Далее игра разворачивается ситуативно.

Зайки играют

Цель. Эмоционально обогатить детей впечатлениями рождественских, новогодних торжеств. Продолжать формировать представления о зиме: «Много снега, холодно; к праздник елку украшают, дети и взрослые надевают красивые платья, поют и танцуют, приглашают гостей, веселятся. Так встречают Рождество, Новый год. Эти праздники бывают только зимой. Вместе с людьми веселятся и пушистые обитатели леса - зайцы, лисы, белки».

Активизировать детей, создавая радостное настроение, желание и изображать любимых персонажей. Сочетать визуальные методы воздействия (красочность, сюрпризность. широкую наглядность) с поэтическим, песенным и танцевальным фольклором.

Материал.

  1. Искусственная полиэтиленовая елка (высотой 40-50 см); набор игрушек; электрическая гирлянда минилампочек.
  2. Игрушки: зайцы (мягкая, резиновая или полиэтиленовая игрушка, величиной не более 10-12 см) - 2-3 штуки; лиса (игрушка-кукла из набора «Кукольный театр»).

     3.  Детский стол, покрытый белой тканью, - имитация снега. Желательно использовать круглый дидактический стол на вращающейся основе.

Подготовка

Елка украшена заранее гирляндой мини-лампочками и некоторыми игрушками, так, чтобы остальные игрушки дети могли повесить на елку сами. Композиция, составленная на столе, должна создавать настроение радости и веселья.

Ход занятия.

Часть 1. Новогодняя елка.

Воспитатель, приглашая малышей посмотреть на красавицу елку, просит их сказать, какими игрушками она украшена. Прежде чем дети повесят оставшиеся шарики, фонарики, воспитатель предлагает им рассмотреть предметы, отметить особенности (большой или маленький красный шарик; красный или синий фонарик).

Часть 2. Знакомство с зайчатами.

Воспитатель (рассадив детей перед композицией полукругом). Мне сказали, что елочкой-красавицей придут полюбоваться лесные звери. А вот кто неизвестно.

На «полянку» выскакивают один за другим три зайчика.

Воспитатель. Кто же прискакал на полянку? Правильно, зайцы. Они хотят на елочку посмотреть и с вами познакомиться. Да еще просят: если вы увидите лису, обязательно предупредите их, чтобы успеть спрятаться. А пока прочитаем зайчикам знакомые нам потешки (например, «Ай баиньки-баиньки, прибегали заиньки» или «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять»).

Засиделись мы с вами немного, да и зайчикам захотелось поиграть.

Образуем круг. Я буду читать веселые потешки, а вы их будете разыгрывать.

Зайка беленький сидит         Дети прикладывают указательные пальцы к

И ушами шевелит,                 голове, как бы шевелят «ушами».

Вот так! Вот так!

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                 Дети хлопают в ладоши.

Надо лапочки согреть,

Вот так! Вот так!

Надо лапочки согреть.

Зайка хочет поиграть.                 Дети подпрыгивают.

Зайка хочет поскакать,

Вот так! Вот так!

Зайка хочет поскакать.

Часть 3. Встреча с лисой.

Воспитатель (предлагает детям вновь сесть на стулья перед елкой).

Пожалуйста, посмотрите, не идет лиса? Ведь за это время пока

Зайчишки - трусишки         Чу!  (Пауза)

На полянке плясали,         Бегите прочь!

Вокруг елки скакали.         Лиса идет!

С ребятами играли,

Прячет зайчат под елку, накрывает белой тканью.

Зайки спрятались под елочку, в снежок, чтобы их лиса не заметила, не увидела. Незаметно для детей педагог надевает на руку куклу-лисичку персонаж кукольного театра. Вначале из-за елки появляется только нос, затем вся игрушка. Разыгрываемая сценка поиска зайчат требует от педагога определенной артистичности. Ведя с детьми диалог от своего имени, от имени лисы, взрослый добивается игрового взаимодействия.

Сценка заканчивается тем, что лиса, никем не полакомившись, уходит восвояси, а зайчата, поблагодарив детей за помощь, пускаются в пляс.

Часть 4. Игра с зайчиками.

Воспитатель, расставив зайчат вокруг елки, начинает медленно вращать стол влево и вправо. На елке зажигаются огоньки. Создается впечатление, что зайчата двигаются вокруг елки. Эта сценка должна быть ярко обыграна; желательно, чтобы малыши эмоционально восприняли красочность зрелища.

Прекратив вращение, педагог привлекает внимание детей к танцующим и

поющим зайчатам:

Заинька, попляши,         Заинька,поклонись,

Беленький, попляши.         Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк попляши.         Вот так, вот сяк поклонись!

Призывает детей похлопать в ладоши, подпеть им.

Если у детей сохраняется интерес к игровому действию, можно повторить третью часть занятия.

Часть 5. Угощение.

Дети благодарят зайчат за веселую пляску. Педагог предлагает угостить

зверей морковкой  и самим попробовать. (Блюдо с угощением

приготавливается заранее).

Далее игровые действия вокруг елки могут разворачиваться ситуативно.

Катание на «тройках».

Цель. Используя игровую ситуацию, познакомить детей с традицией зимнего катания на «тройках». Привнести настроение раскрепощенности, праздничности, балагурства, вытекающих из имитации быстрой езды на лошадях, юмористичности потешек и песенок, зимнего веселья. Развивать воображение; подвести к пониманию юмористичности сценок, их игровой условности, фантастической ситуации.

Материал.

1.        Лошадки - каталки (1-3 штуки).

2.        Дуга (из физкультурного набора). З. Колокольчик.

3.        Яркая лента (длиной 3-3,5 м, шириной 3-4 см).

4.        Музыкальные и шумовые инструменты (триола, бубен, по гремушки с колокольчиками, кастаньеты и пр.).

6. Хохломские детские стулья, ложки; фартучки, шапки, платки.

Подготовка. Лошадки каталки расставляются «веером»; поверх их головок устанавливается дуга, украшенная бантами, укрепленная на двух детских стульях. От дуги отходят две ленты-«вожжи», украшенные бубенчиками с яркими нитями и маленьким колокольчиком. К конструкции примыкают «сани» - набор хохломских детских стульев (по количеству детей), - обязательно связанные, повернутые сиденьем друг к другу. Проход между стульями покрывается узкой ковровой дорожкой, зрительно соединяющей всю конструкцию. В конце рядов - стул-облучок (или табурет) для воспитателя. «Управляет» «тройкой» взрослый.

Ход занятия.

Часть 1. Сборы на прогулку.

Воспитатель. Мы сегодня с вами совершим прогулку на «тройке».

(Показывает на сани, запряженные лошадками; привлекает внимание к дуге).

        

Зима - зимушка пришла,         Малых ребят

Коней в сани запрягла,          В сани усадила,

В путь-дорожку вывела,         Вдоль дороги покатила!

Лед на речке вымела,

(Песенка исполняется речитативом или на мотив любой русской народной

песни - «Валенки», «Ехал на ярмарку»).

Однако прогулка у нас праздничная. Поэтому предлагаю вам надеть на себя нарядные фартучки, шапочки, платочки, завязать ленты. Не забудем взять в дорогу музыкальные инструменты: бубен, погремушки, хохломские ложки, гармонику, балалайку.

Часть 2. Езда на «тройке».

Дети рассаживаются друг против друга. Педагог, продолжая напевать песенку, привлекает детей к действию - подпевать или подыгрывать на ложках, музыкальных инструментах.

Воспитатель (весело). Поехали! Цок цок! Едем, едем! А вы, пожалуйста, для ритма постукивайте ножками - то левой, то правой.

Педагог, имитируя цоканье копыт, быструю или медленную езду, побуждает детей к веселью, радостному общению.

Ну и сани - самокаты!               Санки сами летят.

Разукрашены богато!                Сами ехать хотят.

Санный путь у двора.                Ехать хотят сами

Санкам ехать пора!                    Расписные сани!

Держитесь крепче!                    Впереди канавка!

Едем - едем по ровной дорожке. Все прямо и прямо.

На одной ножке.                       А потом вдруг- В ямку!

В старом лапоточке                   Бух

По рытвинам, по кочкам.        Дети, поднявшись со стульев,

                      приседают на корточки.

В процессе езды на «тройке», стараясь встряхнуть дугу так, чтобы зазвенел колокольчик. педагог «рисует» картины, как возникающие перед путешественниками: хмурый лес, замерзшая речка подо льдом, горки. деревенька, поля, покрытые снегом.

Далее сюжет может разворачиваться по замыслу детей, например, заехал, и гости к бабушке Арине; погулять по зимнему лесу, поплясать и поиграть веселую мелодию для лесных обитателей. Заметим: игру такого плана можно разворачивать в любое время. Все зависит от педагога, от того, как он продумает сюрпризность действа, в котором будет участвовать персонажи любимых сказок.

Часть З. Возвращение домой.

Как бы ни разворачивался сюжет, игра всегда должна заканчиваться возвращением домой. Законченность сюжета соответствует логике поведения. С психологической точки зрения, последнее обстоятельство необходимо ребенку.

        

В гостях у Маши.

Цель. С помощью иллюстраций, игрушек, игровых пособий познакомить детей с народными традициями встречи Рождества, Нового года. Создать у малышей настроение радостного сопереживания по поводу ожидаемого праздника. Эмоционально обогатить яркими впечатлениями. Развивать речь посредством повтора знакомых потешек.

Материал.         I

  1. Иллюстрации к потешкам «Наша хозяюшка сметлива была», «Пошла Маша на базар», «Как по снегу, по метели», «Из-за леса, из-за гор», «Стала Маша гостей приглашать», «Стала Маша гостей угощать», «Наша Маша маленька» (см. Небылицы в лицах. М., 1989; Наша Маша М., 1991; Припевочки. М., 1989, выпущенные издательством «Малыш»).
  2. Маленькая искусственная елочка (высотой 40-50 см), набор елочных украшений, гирлянда мини-лампочек.
  3. Набор игрушек дымковских мастеров (<<молодица», «балалаечник», «гармонист», «ряженые» и др.).
  4. Предметы прикладного народного творчества: шкатулка «сундучок» длиной 25-30 см., фарточки, ленты, косынки, хохломские расписные ложки.

     5.  Магнитофонные записи русских народных плясовых мелодий.

Подготовка. Стол, на котором укреплена елка, драпируется белой тканью - имитация снега. Гирлянда и игрушки развешиваются на елке заранее. Набор иллюстраций (по книгам) раскладывается в определенной последовательности, соответственно игровым действиям

Ход занятия.

Часть 1. Беседа о зиме и наступающих праздниках.

Непринужденная беседа о зиме, ее признаках плавно подводится к теме Нового года чтением потешки:

Уж ты, зимушка-зима,           Собирайся, народ

Ты с морозами пришла,         Праздник в гости идет -

Ветер воет, вьюга вьет.          Новый год у ворот!

Вдоль по улице метет! Рассматриванием иллюстраций.

Часть 2. Подготовка к празднику.

Дети рассматривают иллюстрацию, на которой изображена Маша, готовящаяся к празднику.

Воспитатель:

Наша хозяюшка сметлива была.    Крошки под окном,

Всем в избе работушку                   По столу котище

К празднику дала:                        Лапою скребет,

Чашечку собачка                          Половичку курочка

Моет языком.                                Веничком метет.

Мышка собирает

Вы обратили внимание, как готовиться к празднику Маша? Она и пироги печет, и готовиться елку нарядить. Может, мы поможем ей?

Дети наряжают елку, которая укреплена на столе, рядом - набор игрушек.

Часть 3. Подарки.

Воспитатель. Вы знаете, что на праздник Нового года люди обычно преподносят друг другу подарки. Вот и Маша.

Пошла Маша на базар.                Братьям - соколам

Принесла домой товар:               По козловым сапогам;

Родной матушке платок,             Сестрицам - лебедицам

Посередочке цветок;                    По пуховым рукавицам;

Батюшке - кушачок.                    Дорогим подружкам

Бабушке - гребешок.                   -Конфеты и игрушки!

Дедушке - поясок.

Тетушке - туесок;

Маша всем купила подарки: и маме - матушке, и папе - батюшке, и бабушке, и дедушке, и ... Может, вы мне напомните? Я еще раз прочту, эту потешку. (Ответы).

Просмотр иллюстраций.

Часть 4. Приглашение на праздник.

Воспитатель. На праздник Нового года приглашают гостей - родных и друзей. Так поступает и Маша:

Приезжайте, бабушка,           Приезжайте, Иван с Аленушкой,

Приезжайте, дедушка,          Степан с МатренушкоЙ.

Матушка и батюшка.            Сергей с Палашей.

Тетушка и дядюшка.             Емеля с Уляшей,

 Братцы и сестрицы,              А Никигушка - ну, пожалуйста!

Подружки - матрешки!

Кого пригласила Маша? (Ответы).

Часть 5. Приезд гостей.

Воспитатель. И все принимают приглашения. Вот послушайте:

И шумят, и гремят,  Чу! По снегу, по метели

Колокольчики звенят!         К Маше саночки летели,

В первых санках - матушка.

В других санках - батюшка,

В третьих санках - тетушка.

Посмотрите, как это выглядит на картинках. (Дети рассматривают иллюстрации) ,

А еще к Маше едут

Из-за леса, из-за гор...         Наша Маша выбегала.

Дедушка Егор,                   Дорогих гостей встречала.

Сам на лошадке,                   Ворота им открывала.

Жена на коровке,         В нову горенку вела.

Дети па телятках.         Всех у елки собрала,

Внуки на козлятках.         Всем подарки раздала.

Посмотрите на картинку, где дедушка Егор едет из-за леса, из-за гор.

(Дети рассматривают иллюстрации)

А кто мне скажет, кому и какие подарки приготовила и подарила Маша?

Повторите чтение второй части фольклорного текста. Синхронно тексту из коробки (или с подноса) извлекаются дымковские игрушки и расставляются вокруг елки.

Часть 6. Угощение.

Воспитатель. Итак, на праздник к Маше приехало много гостей. Стала

Маша угощать, пироги предлагать:

        Бабушке - пирог с капустой,         Тетушке - с лучком,

        Дедушке - с картошкой.         Дедушке - с яичком,

        Матушке - с малинкой.         Сестрицам - с медком.

        Батюшке - с ветчинкой.         Братцам - с сахарком!

Маша не забыла и о своих помощниках - собачке, кошечке, мышке и курочке. «Угостила котика сметанкой, собачку - баранкой, курочку - кашкой, а мышку - малышку - сдобной пышкой! И всем было очень вкусно!» Кто скажет, что они делали, как они помогали Маше? (Ответы).

Часть 7. Игры у елки

Воспитатель, (переключает внимание детей на игрушки, стоящие вокруг елки).

У ж ты зимушка - зима.

Ты с морозами пришла,

Становись в хоровод

-На пороге Новый год!

Педагог медленно вращает стол, на котором установлена вся композиция.

Создается впечатление, что фигурки, стоящие вокруг елки, ведут хоровод.

Может, образует хоровод вокруг стола? (Включается магнитофонная запись

плясовой мелодии).

А теперь подыграем музыкантам на ложках так, чтобы танцоры наши пустились и пляс.

Чтобы усилить впечатление праздника, на елке под счет «Один, два, три» загораются огоньки.

Часть 8. Подарок для Маши.

Воспитатель. У стали? Тогда немного отдохнем. (Дети рассаживаются на стульях). А я вам расскажу, как гости Машу отблагодарили, «сундучок ей подарили». (На середину стола выдвигается шкатулка). «В сундучке была шубка аленька с опушкой бобровой».

Часть 9 . Угощение.

Воспитатель (открывает сундучок). Пожалуйста, посмотрите, что лежит в сундучке. Угощайтесь! «Всем подарки принесет щедрый, добрый Новый год».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства и изобразительная деятельность детей старшего возраста. тема: «Июль – макушка лета. Сенокос».

В ходе данного занятия дети знакомятся с жанровыми произведениями А. Пластова и М. Кустодиева "Сенокос" (в сравнении); с манерой письма каждого из этих художников; с музыкальными произведениями П.И. Ч...

занятие по ознакомлению детей с здоровым образом жизни

в игровой сказочной форме дети знакомятся с правилами сохранения своего здоровья...

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)

познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Олимпийские зимние виды спорта»

Расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта....

Конспект логопедического занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой «Праздник «День Победы.»

Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне.Коррекционно-образовательные задачи:- закреплять и систематизировать знания о Великой Отечественной войне;- уточнять и активизир...