Занятие по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зима!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Казакова Елена Михайловна

В занятии используются мнемоквадраты для составления рассказа о зиме.

Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о признаках зимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей - подготовительной группе

Из познавательного цикла «Зима»

Тема: «Здравствуй, зима!».

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы.

Задачи:

1.        Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
  2. Уточнить признаки зимы.
  3. Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,
  4. Подбирать однокоренные слова.
  5. Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме,
  6. Активизировать словарь по данной теме.
  7. Обогащать словарь с помощью прилагательных.
  8. Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.

2.        Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
  2.  Развивать фантазию, память, внимание.
  3.  Графические навыки.

3.        Bocпитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, а именно:

загадка, художественное слово, вопрос - ответ, рисование, логоритмическое упражнение «Снежная баба», составление рассказа по схеме, словесные игры «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко», поощрение -снежинки.

Оборудование: снежинки, схемы - карточки, мяч, листочки с пунктирным изображением  снеговика.

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.

  1. Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на  занятии.


 Кто, угадай-ка.

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки.

Над миром пушинки?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме. За правильный ответ-  снежинка. (Приготовить.)

- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит"," береги нос в  большой мороз"? (ответы детей).
- А какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей).

-Хорошо, молодцы. А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, на звук  С. Кто слово называет, тот садится на стульчик {снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад).

2.        Воспитатель: Вы придумали много зимних слов. Скажите, пожалуйста, какая она, зима?
Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.

Воспитатель: Молодцы. А теперь придумаем предложения о зиме. Каждое предложение начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце». (Приготовить картинки- схемы для подсказки в случае затруднения).

Дети: «Зимой много снега».

«Зимой очень холодно».

«Зимой замерзают речки».

«Зимой дети и взрослые одеваются тепло».

«Зимой спит в берлоге медведь».

«Зимой деревья спят под снежными шубами».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще  зима-  время веселых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете? (Приготовить картинки- схемы для подсказки в случае затруднения).

Дети: снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах, на сноуборде,  игра в хоккей. Можно лепить снежную бабу, когда тепло.

Воспитатель: - А поиграть хотите? П\ и «Снежная баба».

Сегодня из снежного                          идут по кругу, катят перед собой

мокрого кома          воображаемый ком.

Мы снежную бабу слепили у дома. ………. «рисуют» руками в воздухе три круга,

              начиная с маленького.

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет,                          грозят указательным пальцем сначала правой

никто не пройдет.          руки, потом - левой.

Знакома она уже всей детворе……..   идут по кругу, взявшись за руки.

А Жучка все лает:                говорит ребёнок, сидящий в центре круга

«чужой во дворе!»

Воспитатель: Вы, наверное, тоже лепили снежную бабу. Давайте её нарисуем. У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик, начиная с серединки,  с нижнего комка. Затем обвести ведерко, дорисовать глазки- угольки и нос- морковку. Старайтесь не выезжать за контур. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы. У вас получились весёлые друзья.

Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».

Снег- снежок, ветер-…, мороз-…,  сугроб -…, холод -…, лёд -…, снежинка -…., зима -…, метель -…. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Зммой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом \ и «Доскажи словечко»).

Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)

 С неба всё скользят пушинки-

Серебристые... (снежинки.)

На поселки, на лужок

Всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее… (снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка-

Эта девочка-... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой... (снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (снег.)

3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?

(Дети рассказывают о зиме, используя  схемы).

А теперь давайте посчитаем, у кого сколько снежинок накопилось (подсчет снежинок). Молодцы, вас можно назвать «Знатоками зимы», я вас с этим поздравляю!

02.2011 г. Казакова Е. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.Составление описательного рассказа по теме"Одежда" с опорой на мнемотабли...

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством эстетического восприятия. Познавательно-исследовательская деятельность, ориентирована ...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пересказ рассказа «Воробей» по И.В.Тургеневу....