Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
материал по развитию речи на тему

Овсянникова Зоя Александровна

В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc230 КБ

Предварительный просмотр:

«C чем сравнить язык в устах человека?

Это ключ сокровищницы: когда дверь заперта, никто не может знать, что там - драгоценные камни или ненужный хлам». Муслихаддин Саади

        

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.  Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи, стало основной целью моей работы. К трем годам, при правильном развитии, ребенок осваивает все основные грамматические критерии языка разговорной речи, уже владеет теми средствами, которые необходимы для его полноценного общения. Начиная работу со средней группы, с целью развития навыков общения, поставила такие задачи:

  1. Формировать монологическую речь через умение составлять творческие рассказы по описанию игрушек, предметных и сюжетных картинок, с использованием карточек-схем и мнемотехники;
  2. Вызывать у детей коммуникативную потребность и стремление к общению друг  с другом через инсценирование сказок;

Эффективная работа- это плановая работа, и в первый же год был  составлен перспективный план (приложение №1).

Начала свою работу с предметных картинок, которые располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета.

Также  я использовала  опыт работы Волчковой В.Н. – эта работа проводилась по карточкам-схемам. (приложение №3).  Проведены занятия по темам «Я и мой папа», «Моя любимая мама», «Моя семья». С помощью карточек-схем учила детей средней группы начинать рассказ с названия предмета, а затем последовательно описывать его. Вначале брала самые простые картинки с изображением машины, самолета, кукол…

В дальнейшем ввела ситуацию письменной речи, сделала «книжку-раскладушку» (приложение №4) наклеила на странички более сложные предметные картинки, в конце этой книжки приклеила карман. Я записывала то, что диктовал ребенок и, считаю, что получились неплохие рассказы. Ребята старались составить интересные рассказы, т.к знали, что их будут читать родители. Обучение детей рассказыванию по сюжетной картине, является одним из направлений работы по формированию монологической связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ связный с интерпретацией действия, поэтому я брала картины из серии «Мы играем», «Времена года», осень, зима, весна с использованием мнемотаблиц.

 В своей работе использовала новый метод- метод мнемотехники (приложение №2). Мнемотехника – в переводе «искусство запоминания» - сегодня становится все более актуальной, она заметно облегчает детям овладеть связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными, она обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе.

В работе с мнемотаблицами я вводила цветовые обозначения времен года, осень -желтая, зима - голубая, весна – зеленая. При этом знакомила детей с условными обозначениями, характерными для каждого времени года, например дождь -                , снег -         , солнце -           , дерево -        , и т.д. Они помогли научить детей составлять описательные рассказы о явлениях природы.

В работе с сюжетной картиной объясняла, что рассказы можно начинать со слов: «»однажды»,  «как - то раз»,  если картина отображала времена года, начинаем со слов: «Наступила…»Часто в своей работе использовала книгу Гусаровой В.Н. «Беседы по картинкам времена года» - что позволяло поговорить с детьми, на самые разные темы, а в затруднительных случаях здесь помогали вопросы-подсказки.

На занятиях и в свободное время составляли с детьми рассказы по теме «Игрушки». Для текстов – описаний – использовалась лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета, здесь тоже использовала мнемотаблицу или карточки-схемы.

В день «Открытых дверей» по этой теме провела занятие для родителей и получила хорошие отзывы, как  о занятии, так и о работе  с детьми.

На данном этапе работы дети должны уже овладеть коммуникативными умениями, т.к.необходимо активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы и отвечать на них. С этой целью систематически проводила словесные игры и игровые упражнения:

  1. «клубочек» (дети стоят в кругу, воспитатель, держа клубок в руке, может задать любой вопрос ребенку. Например: Как тебя зовут? Что ты любишь? И т.д. ребенок ловит клубок, отвечает на вопрос, а затем свой вопрос задает следующему».
  2. «Продолжи предложение» (например: мама улыбнулась, потому что …. или я умею…)
  3. «Нанизываем бусы» (ведется диалог между 2-3 детьми, 1 ребенок ведущий, диктует какую геометрическую фигуру и какого цвета нанизывать, а другой выполняет и говорит, что он сделал).

Несомненно, интересными были диалоги с включением загадок, включала в беседу малые фольклорные формы пословицы, поговорки, короткие стихи. Систематически инсценировали сказки, начинали с самых простых «Колобок», «Репка», а затем усложнили, стали обыгрывать более сложные сказки т.к. «Жихарка», «Заюшкина избушка». В конце года для педагогов провела итоговое занятие под названием «Приглашение в цирк», куда частью включила составление описательного рассказа по игрушке,  а, чтобы увидеть развитие диалогической речи, инсценировала сказку «Гуси-лебеди».

Для того, чтобы увидеть результаты работы за год- провела диагностику (приложение №5) по связной речи и отметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом года на 22 %.

Если в начале года из 17 детей:

  1. Сформированы знания у 8 детей – 47%
  2. На стадии формирования 3 детей – 18%
  3. Не сформированы знания у 6 детей – 37%,

То в конце года из 18 проверенных детей:

  1. Сформированы знания у 13 детей – 73%
  2. На стадии формирования 2 детей – 13%
  3. Не сформированы знания у 3 детей – 15%

Продолжая работу над этой темой я поняла, что самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста, научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Поэтому в старшей группе работа усложнилась и к методам мнемотехники и карточек-схем добавить метод моделирования и интервьюирования.

Я поставила такие задачи:

  1. Развивать монологическую речь с использованием моделирования.
  2. Обогащать словарный запас детей с помощью интервьюирования.

Для решения поставленных задач, я так же, составила перспективный план (приложение №6). Возвращаясь к опыту Волчковой В.Н., который я использовала в средней группе, продолжала картотеку схем и метод мнемотехники с усложнением.

Я оформила сюжетные картинки в виде книги с рассказами детей (приложение №7). Это помогло определить запас слов, умение строить фразы кратко или развернуто.

Серьезные затруднения при составлении рассказа на наглядной основе привели меня к применению обучения наглядному моделированию. Использование моделирования позволило детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию,сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами.

Обучая детей составлению рассказов по сюжетным картинкам, я использовала наглядные схемы-модели в качестве плана речевого высказывания  (приложение №7).

Ребенок знает с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, и как его завершить. На начальных этапах использовала иллюстрированное панно, опорные картинки, а затем заменяла иллюстрации схемами-моделями, которые помогали самостоятельному рассказыванию.

Перед тем, как пересказать текст сказки или рассказа, я читала текст вне занятия с установкой на внимательное прослушивание текста. Затем:

  1. обсуждали проблемные ситуации текста;
  2. выделяли главные мысли;
  3. проводила словарную работу с объяснением малознакомых слов.

На занятии читала текст, а дети самостоятельно  раскладывали схемы – модели, затем пересказывали его с использованием модели. Так были проведены занятия по пересказыванию сказки «Лиса и Журавль», по предложенному сюжету «Сережа и щенок», «Птицы весной». При пересказе сказки «Заюшкина избушка», предложила детям использовать моделирования заместители – круги разного цвета. Договорились, каждый заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставила перед детьми проблемные вопросы.

- Для зайца, круг белый. Почему?

- Лиса – какой круг. Почему? (оранжевый)

- Волк – какой круг. Почему?

Для петушка выбрали красный круг, т.к. вспомнили стихотворение, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки.

Остались два круга голубого и коричнего цвета. Для чего?  - остались две избушки: лубяная – коричнего цвета, ледяная – голубого цвета. Таким образом, дети сами составили сказку, заменив её персонажи на геометрические фигуры. Овладение приемами моделировании значительно сократило время обучения.

В своей работе по развитию диалогической речи, часто применяла нетрадиционный метод – это метод интервьюирования. Этот метод позволяет отойти от традиционной модели занятия. При обучении диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответственной формы. Данный метод  позволяет:

  1. развивать личностные качества детей;
  2. учит быть активным и самостоятельным собеседником;
  3. развивает культуру общения и речь;
  4. овладевает связным, описательным и последовательным рассказом;

Цель предлагаемых  заданий -  развитие диалогической формы речи с включением второго ребенка в речевую деятельность. Как только дети  начали понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложнила за счет введения рисунков, условных  знаков:

- что сначала – что дальше – чем закончился диалог  (приложение №8).

В ходе предварительной беседы по схеме ведения диалога в форме интервью, ребенок знает  с чего «корреспондент» должен начать диалог, какой следующий вопрос будет задавать. Так были составлены схемы связного высказывания по лексическим темам: «Транспорт», «Зимние развлечения»,  «Интервью с осеннего леса». Такое построение во много раз увеличивает эффективность занятий за счет включения  игрового приема  и метода интервьюирования.

Кроме этого большое внимание продолжала уделять сказкам, инсценированиям, дети инсценировали  сказки  в свободное от занятий время, почти на каждый детский праздник были включены инсценировки. Эффективная работа над инсценированием сказок позволила занять третье место в районном конкурсе «Театральная весна».

Я думаю, что это тоже показывает результат моей работы, ведь дети в ходе показа сказки общались  друг с другом, вели диалог, беседу. Контакт со сверстниками  приносит  детям ни с чем ни сравнимую радость.

Только друг с другом они могут быть наравне, а, значит,  диалогическая речь выступает, как основная форма полноценного общения.

В старшей группе провела ряд открытых занятий для педагогов. На занятиях включала как составление рассказов с использованием мнемотехники  и моделирования  «Весна идет», «Зимние развлечения», так и инсценирования  сказок и рассказов «Учимся вежливости» отрывок из рассказа «Волшебное слово»,  «Красная шапочка».

В конце года также отследила результаты  через диагностику (приложения № 9) и отметила что уровень монологической и диалогической речи повысился еще на 14% из 18 обследованных детей:

  1. Знания сформированы 15 детей- 87%
  2. На стадии формирования у 3 детей – 13%
  3. Не сформированных нет-0%

Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке к школе, поэтому в подготовительной группе я поставила такие задачи.

  1. Продолжать развивать монологическую речь детей с использованием метода моделирования.
  2. Обучать детей составлению логических рассказов по серии картинок с использованием технологии Т.Р.И.З.

Решая эти задачи, я продумывала организацию речевой среды детей, через опосредованные способы познания мира. Так же, как и в средней и старшей группах составила перспективный план (Приложения № 10). Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом ребенок должен не только самостоятельно разложить  картинки в логической последовательности, но и составить по ним связанный рассказ на данную тему.

Детям в этом возрасте целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных с личным опытом детей, сказочными ситуациями из литературных произведений, не знакомых детям. Если детям предложить знакомую тему, они не будут  самостоятельно искать причинно-следственные связи, а станут вспоминать тексты из сказок или рассказов.

Последовательность обучению составлению рассказов по серии картинок предлагает предварительную подготовку и этапы игровых  упражнений с  последующей  проверкой качества сформированного навыка. Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из жизни.  

Цель  таких бесед -  научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий,  устанавливать  причинно-следственные связи и  видеть результат. Так, мной были  проведены такие игры и упражнения: «Назови действия героя, и догадайся, зачем он это сделал?». Я предлагала поочередно брать картинки, называть героя, его действия  обсуждала: с какой целью он действовал именно так, а не иначе. Здесь используется логическая цепочка:

Объект- действие-цель действия.

И возможен такой диалог:

-Какие действия мальчика изображенным на картинке?

- Для чего он это делает?

- Найди схему игры «Что сначала, что потом.»

Ребенок по моей просьбе еще раз называет основную цель действий героя и оценивает  результа. Например: «Сережа хотел слепить снеговика и это у него хорошо получилось».

В работе по серии картинок я так же применяла схему мнемотехники и моделирования,  что обеспечило детям  последовательном рассказывании картинок и составления рассказа (Приложение № 11)

В дальнейшем проводила игру по названию без сюжетных картинок, а использовала только схему этапов. Дети вспоминали, в какие игры они играли с картинками, и какие действия при этом выполняли, а это значит, что они последовательно рассказывали, что изображено на схемах, то есть повторяли правила игры. Так же старалась  учить детей работать с серией картинок,  в форме  игр «Режиссеры фильма» применяла игровой метод-   расшифровать «Секретное письмо». Названия игр разные, но цель у них одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках. Таким образом, я формировала у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для цепного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

В конце учебного года провела итоговое занятие по развитию речи « К нам весна пришла», где частью было включено составление рассказов по серии картинок.  И здесь уже ребята могли показать результаты приобретенного опыта, они высказывали свои мнения, исправляли ошибки, и, конечно же, составляли логически связные рассказы с помощью «помощников-  мнемотехники и моделирования.

 Провела для педагогов «мастер-класс» по теме: «Составь рассказ» - где педагоги тоже работали со схемой, обсуждали, разбирали проблемную ситуацию и составляли логически верные версии по серии картинок.

Мы стремимся развивать у детей умение не просто общаться, создавая уместные речевые жанры, но и умение эффективно общаться. Важно, чтобы наши выпускники владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были

настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на уже приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям   школьной жизни, и,следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться. Чтобы проверить уровень знаний по решению поставленных задач провела диагностирование и получила такие результаты. Знания повысились с предыдущей группой еще на 8%. Был протестирован 21 ребенок.

  1. Сформированы знания у 20 детей – 95%
  2. На стадии формирования 1 детей – 5%

Этот ребенок пришел поздно в детский сад и плохо говорил по-русски.

Так же, свой результат работы я сравнила с результатом выпустившейся годом раньше подготовительной группы и  отметила, что мой опыт работы показал лучший результат на 7%.

Считаю, что с поставленными  задачами я справилась. Со своим творческим отчетом я выступила на педагогическом совете, где он был одобрен и предложен к распространению. Многие педагоги нашего детского сада используют в своей работе (практике) наработанный мной опыт.

Диагностика

(Средняя группа)

  1. Опиши игрушку  с помощью карточки – схемы.
  2. Составь рассказ по сюжетной картинке с использованием мнемотехники.
  3. Словесная игра «Продолжи предложение».
  4. Игра – драматизация по сказке «Колобок».

Диагностика

(старшая группа)

  1. Составь рассказ при помощи карточки – схемы.
  2. Расскажи любимую сказку, пользуясь схемой моделирования.
  3. Составь рассказ о предметной картинке.
  4. Возьми интервью у водителя автобуса с использованием схемы.
  5. Драматизация сказки «Красная шапочка».

Диагностика

(подготовительная группа)

  1. Составь рассказ по сюжетной картинке с помощью схемы.
  2. Составь рассказ по серии картинок (схема).
  3. Расскажи сказку по ролям.
  4. Словесная игра «кто знает, тот дальше продолжает».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников

В данной  программе отражены цели, задачи, формы работы  по  формированию  коммуникативной  компетентности дошкольников....

Развитие коммуникативной компетентности дошкольника

Рекомендации по работе с дошкольниками...

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

Опыт работы по формированию речевого творчества детей, как средства коммуникативной компетентности дошкольников.

Данный материал полезен воспитателям детского сада. Это методическая разработка с использованием ТРИЗ технологии по развитию речи....

Опыт работы по теме: "Развитие коммуникативной компетентности дошкольников логопатов".

Главной задачей ДОУ становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Эт...