«Смотрю, сочиняю, рассказываю».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Развитие творческого мышления и активной речи при составлении рассказов по серии картинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней группе.

Тема занятия: «Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Мышка на прогулке»».

Цель занятия: развитие связной речи путём овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи занятия:

Обучающие:

  1. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, рассуждать над их содержанием; выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.
  2. Упражнять в подборе слов близких по значению; в образовании окончаний имён прилагательных.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику.
  1. Развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, помогать друг другу в случае затруднений; следить за повествованием, вовремя вступать для продолжения рассказа.
  2. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.

Оборудование и материалы к занятию: игрушки – ворона, ёжик, белочка, зайчик, три мышки; красный воздушный шарик; красный бантик; набор сюжетных картинок «Мышка на прогулке», предметные картинки с изображением домашних и диких животных.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочерёдно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочерёдно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

И друг другу помогать.

Поднимают руки вверх.

II. Приветствие.

– Дорогие ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Ответы: С хорошим, весёлым.

– Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением.

Дети: Здравствуйте!

– Садитесь, пожалуйста, на свои места.

– Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришли наши очень маленькие друзья. Это мышки, они что-то говорят, давайте их послушаем. Они решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете им помочь.

На лесной опушке

В маленькой избушке

Жили три малышки,

Три сестрички – мышки.

Очень дружно мышки жили,

Меж собой они дружили.

Но в один прекрасный день

Пронеслась над домом тень.

Погулять пошла малышка

И с тех пор пропала мышка.

Что случилось с бедной мышкой,

Вы узнайте ребятишки!

– Мышки просят нас им помочь найти их пропавшую сестричку. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь мышкам? (выслушать ответы детей) Тогда предлагаю вам превратиться в настоящих сыщиков и отыскать мышку. Но прежде чем отправляться в путь, мы должны узнать, кого мы ищем, определить приметы – какая она мышка?

Дети: Маленькая, серенькая, шустрая. У неё острые зубки, маленькие ушки и длинный хвостик.

– Молодцы, ребята! Вы правильно смогли описать все приметы мышки. Но у нашей мышки есть ещё одна особая примета. Мышка очень любила наряжаться, у неё на хвостике был надет красивый красный бантик. Теперь мы  с вами знаем, кого нам надо искать, и можно начинать поиски.

III. Физминутка «Вышли мыши как-то раз…»

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

IV. Ворона

– Перед нами избушка, в ней живёт ворона. Она всюду летает, много знает. Может она нам поможет.

– Ворона, скажи, пожалуйста, ты мышку не видела?

– Видела, она у меня в гостях была, чай пила, своё фото оставила.

– Можно мы его возьмём, мы её ищем, она нам так нужна.

– Берите, только сначала разберите эти фото (дикие животные отдельно, домашние животные отдельно).

Физминутка «Вышли мыши как-то раз…»

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Ёжик

– Ёжик, скажи, пожалуйста, ты мышку не видел?

– Видел, заходила ко мне в гости, загадки загадывала. Попробуйте теперь и вы их отгадать. Если справитесь, загадки отгадаете, отдам вам её фото.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.(Мышь)

Кто за стенкою шуршит,

Тонким голосом пищит.

Сыр от них не утаишь

Это маленькая …(Мышь)

Я большой, но пустой,

Взлечу в небо над землёй.

И не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружный

И зовусь я …   (Шар воздушный)

Ёжик отдаёт картинку (фото). Дети её рассматривают и отправляются на поиски дальше.

Физминутка «Мы весёлые «Веснушки …»»

Мы весёлые «Веснушки»

Ищем Мышкину подружку.

Раз, два, три, четыре, пять

Продолжаем путь опять.

Белочка.

– Ты по веткам скачешь  высоко, видишь с веток очень далеко. Подскажи нам, ты мышку не встречала?

– Встречала, она меня научила чистоговорке, если вы её повторите, подарю вам её фото (проговаривают чистоговорку, передавая друг другу волшебную шишку).

Мышка мыла лапки с мылом,

Мышка мыло уронила.

Дети получают фото, рассматривают.

Физминутка «Мы шагаем по дорожке …»

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И неслышно так идём,

Скоро мышку мы найдём!

Зайчик.

– Зайчишка, у тебя длинные ушки, быстрые лапки, по полям, по лесам ловко ты скачешь. Скажи, пожалуйста, не встречал ли ты мышку?

– Встречал, мышка меня научила стихи рассказывать пальчиками. Фото своё оставила.

– Можно мы его возьмём?

– Берите, только сначала пусть девочки и мальчики мне стихи расскажут пальчиками.

Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением.

Мышка мылом мыла лапки,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был наверно.

Безымянный тёрла пастой,

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла.

Зайчик отдаёт картинку (фото). Получилась картинка, дети её рассматривают.

– Ребята, мы собрали все фото нашей мышки. Посмотрите, а ведь у нас получилась история о её приключениях. Давайте попробуем её рассказать.

– С чего начинают истории, с каких слов? (Ответы детей)

Далее идёт составление рассказа по картинкам.

V. Составление детьми  рассказа по серии сюжетных картинок.

«Мышка-путешественница»

Жила-была маленькая Мышка. Как-то раз пошла Мышка погулять на свою любимую полянку. Прибежав на неё, она увидела (нашла) красный воздушный шарик. Мышка очень обрадовалась своей находке. И подумала: «А что если надуть этот шарик?» Так она и сделала. Мышка очень старалась, и шарик становился всё больше и больше. Мышка так увлеклась этим занятием, что даже не заметила, как оторвалась от земли, и вместе с шариком поднялась в воздух. Она нисколько не испугалась, а даже очень обрадовалась. Летая на воздушном шарике, Мышка увидела свою любимую полянку. Мышка была очень рада своему маленькому путешествию.

– А сейчас давайте мы позовём наших мышек-малышек и расскажем им, что же случилось с их сестричкой (1-2 человека ещё раз рассказывают рассказ).

– Ребята, посмотрите, а вот и наша пропавшая мышка вернулась. Живая и невредимая (в группу на воздушном шарике залетает мышка).

– Спасибо, ребятки, что вы нашли нашу сестричку.

– Чтобы вы, мышки, не скучали, наши дети расскажут вам стихотворения.

Чтение детьми стихотворений.

Я мышку пожалела

От котика спасла.

В квартиру тёте Тоне

Тихонько отнесла.

А что потом случилось,

Не верится, друзья.

Ревела тётя Тоня,

При мышке в три ручья.

Я тётю пожалела,

Я мышку унесла.

В квартиру тёте Соне

Тихонько отнесла.

А что потом случилось,

Не расскажу, друзья.

Живёт теперь на воле

Малышка без меня.

А в нашей кладовке

Мышка живёт.

Весь год она сыр

Из кладовки крадёт.

А кошке Анфиске

Её не поймать.

Как мышку увидит,

Бежит под кровать.

Остались от сыра

Лишь дырки, да хвостик.

И мышка теперь

Не заходит к нам в гости.

Мышка – маленький зверёк.

Знаешь, где она живёт?

Может, рядышком с тобой?

Может, прямо за стеной?

Мышка очень любит сыр

И мороженное – пломбир.

Она с кухни тащит всё,

В норочку свою несёт.

Так что, если потеряешь

Что-то вкусненькое ты,

То, малыш, не сомневаясь,

К мышке в гости загляни.

В уголке сидела мышка,

Грызла сладкую коврижку,

Запивала молоком,

Заедала крендельком.

Взял я толстую тетрадь,

Чтобы мышь нарисовать,

Но тотчас она сбежала –

Где ты, мышка?

Не видать!

Подожду её немножко,

Не придёт – примусь за кошку.

                 

– Ребята, какие вы молодцы, не испугались трудностей! Поэтому прошли все испытания и помогли малышкам-мышкам найти их сестричку.

– Вам понравилось? (Ответы детей) Давайте скажем мышкам: «До свидания!». А нам пора возвращаться в наш любимый детский сад! Давайте закроем глазки и снова окажемся в детском саду (дети закрывают глазки).

 – Вот мы и дома!

VI. Итог занятия.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии? Где были? Что делали?

- О ком мы сегодня составляли рассказ? (о мышке)

 – Что мы с вами узнали о мышке?

Ответы детей.

– Что вам понравилось на занятии? (быть сыщиками, помогать мышкам искать потерявшуюся сестричку, составлять рассказ по картинкам)

Воспитатель: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Теперь наше занятие закончено (оценка деятельности детей на занятии).



Предварительный просмотр:

Открытое занятие в средней группе.

Тема занятия: «Идём на помощь сказке».

Цель занятия: развитие связной речи путём овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи:

1) Познакомить с приёмами составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа; научить располагать картинки в заданной последовательности; научить исправлять деформированный сюжет путём перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля.

2) Расширять активный словарь ребёнка за счёт имён прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, больше, меньше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи имена существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе: развитие слухового внимания – повышение внимания к речи взрослого.

3) Сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок.

4) Развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации; умение вслушиваться в речь взрослого, развивать память.

Оборудование и материалы к занятию: игрушка – ёжик, конверт, сундук, набор сюжетных картинок сказки «Теремок», шапочки сказочных персонажей, теремок, декорация леса, угощение детям.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, у нас сегодня на занятии гости. Поздоровайтесь.

Я очень рада видеть вас всех сегодня такими красивыми. Молодцы! А с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

Ответы: С хорошим, весёлым.

– Покажите  мне ваше хорошее настроение и поделитесь своим хорошим настроением друг с другом, гостями.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в лес. Но в это путешествие с нами хочет отправиться ещё один гость. Хотите узнать кто это? Тогда отгадайте загадку:

Шуба – иголки,

Свернётся – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж).

– Правильно, это Ёжик. Какие слова вам помогли догадаться?

– Ребята, я с Ёжиком приглашаю вас в лес. Пойдёмте с нами. Но путь туда далёк, и чтобы наши ножки не устали, давайте поедем на поезде!

Физкультминутка «Мы по лесу прогуляемся». Координация речи с движением.

Воспитатель приглашает детей отправиться в лес и выполняет движения вместе с ними.

Мы по лесу прогуляемся

И немножко отдохнём.

(дети шагают за воспитателем)

Встанем, глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд.

(развели руки в стороны, вперёд.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали (встали, потянулись на мысочках).

Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (шагаем)

– Смотрите, ребятки, теремочек стоит! Кто же в нём живёт?.. Кто-кто в теремочке живёт? (стучит) Кто-кто в невысоком живёт? Никто не отвечает…(воспитатель заглядывает в теремок)

– Ребята, давайте  с вами посмотрим что там? Ой, да здесь сундучок, он не простой, волшебный! Хотите узнать, что в нём лежит?

Воспитатель открывает сундучок и достаёт конверт, на котором изображён Теремок, показывает конверт детям.

– Ребята, скажите что это? (письмо)

– Как вы думаете, кто прислал нам письмо?

– Хотите узнать, что там внутри? Тогда попробуйте отгадать загадку.

Он не заперт на замок,

Это домик - … (теремок)

– Давайте проверим правильно это или нет? (воспитатель открывает конверт)

– Правильно, это сказка «Теремок»!

Воспитатель вынимает  из конверта иллюстрации сказки «Теремок» и по неосторожности роняет картинки на столы. Картинки при падении перепутались.

– Ой, ребятки, что же я наделала! Картинки наши разлетелись и сказка перепуталась. Если вы друзья Ёжику, давайте поможем ему составить сказку правильно.  Дети садятся на стульчики за столы.

Восстановление картинного плана с проговариванием. Дети по очереди восстанавливают картинный ряд, проговаривая соответствующие части сказки.  Остальные дети, по необходимости, дополняют или исправляют их ответы.

Физкультминутка «Звериная зарядка». Координация речи с движением.

Раз – присядка,

Два – прыжок.

Это заичья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движения бёдрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперёд)

И легонечко подпрыгнуть (лёгкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый

(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –

Начинаем всё сначала!

(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

– Вы сегодня все такие молодцы! Ёжику очень понравилось как вы все дружно справились с таким сложным заданием и помогли ему в правильном порядке восстановить сказку. А хотите поиграть в сказку?

Театрализация сказки «Теремок». Дети в роли сказочных героев.

– Молодцы, ребята! Хорошо занимались, играли.

– Ой, что-то наш Ёжик профыркал. Сейчас послушаю.

Воспитатель подходит к Ёжику и прислушивается.

– Он сказал мне, что ему очень понравилось как вы сегодня занимались, помогали ему. Он хочет вам за это подарить угощения.

Воспитатель открывает сундук и достаёт угощения.

– Вот  и закончилось наше путешествие в сказочный лес. Вам понравилось в сказке? Но нам пора возвращаться в детский сад. А Ёжику давайте скажем: «До свидания!».

Дети строятся «паравозиком», уходят, садиться на стульчики.

– Ребята, вы все были молодцы, хорошо занимались.

– Что вам понравилось  на занятии?

– О ком мы сегодня составляли рассказ?

– Что мы о них узнали?

– Кто первый увидел теремок? (мышка)

– Кто ещё прибегал к теремку? (лягушка, петушок, зайчик, лиса, волк, медведь)

– Кто сломал теремок? Почему? (медведь; потому что медведь большой)

Воспитатель положительно оценивает деятельность каждого ребёнка.

– Ребята, нам пора уходить в группу. Давайте с вами попрощаемся с нашими гостями. Скажем им: «До свидания!».

Прощание с гостями. Уход в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе на лучший физкультурный уголок и смотр-конкурс на лучший уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами. В Положении четко оговариваются цели и задачи смотра, сроки, критерии оценки физкультурных  уголков. Материал о смотре  со...

положение о смотре-конкурсе на лучший уголок физкультуры и смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок

Материал предназначен для работы старших воспитателей с педагогами.  В содержании Положения цели и задачи, сроки проведения, критерии оценки. В материале по смотру также  содержатся цель, со...

Буклет к Учебно-методическому комплекту "Смотри-Запоминай- Рассказывай"

Буклет к авторскому Учебно-методическому комплекту "Смотри-Запоминай- Рассказывай" содержит информацию по специфике данного комплекта, цели его использования, направления работы по нему и це...

Мультфильмы - смотреть или не смотреть?

Уже не секрет, что современные мультфильмы, особенно заграничного производства, содержат в себе много негатива и отрицательно сказываются на поведении детей. В чем же заключается этот негатив....

Книга сказок "Лепим, сочиняем, рассказываем"

Совместное творчество педагога, детей и родителей, по составлению сказок по вылепленным из соленого теста предметов....

Консультация для родителей: «Мультфильмы –смотреть или не смотреть?»

Что такое мультфильмы? Рисованные истории, которые на время занимают ребенка? И да, и нет. По силе воздействия мультики можно сравнить с мощным психологическим оружием. Но вот добрым или злым?Как узна...

Рисуем и рассказываем или рассказываем и рисуем.

Детям дошкольного возраста сложно излагать свои мысли, они затрудняются даже пересказать короткое содержание сюжета, так как удержать главную мысль поой сложно даже взрослому....