Конспект непосредственно образовательной деятельности по Коммуникации. Тема: Животные Камчатского леса.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Синельникова Яна Игоревна

В ходе непосредственно образовательной деятельности по Коммуникации, ребята учатся составлять описательные рассказы о диких животных Камчатки по опорной схеме. В конспекте продемонстрированы приёмы работы детей в малых подгруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivotnye_kamchaskogo_lesa.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по «Коммуникации»

 в подготовительной группе

Составление описательных рассказов по опорной схеме

Тема: «Животные Камчатского  леса»

                                             Воспитатель:

                                                                               1 квалификационной категории

                                              Синельникова

                             Яна

                                      Игоревна

Г.Петропавловск-Камчатский

2010 г

Программное содержание:

Образовательные задачи: упражнять детей составлять связный рассказ по схеме, используя полученные ранее знания и представления, тренировать в подборе определений, сравнений и названии действий животных, учить согласовывать окончания прилагательных и существительных в родительном  падеже, упражнять в подборе антонимов.

Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать и слышать воспитателя и своих сверстников, развивать внимание, усидчивость Словарная работа: обогащать словарь по теме за счет слов «рыскать», «выпуклые», «выискивать», «чуткие».

Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных Камчатских лесов, рассматривание демонстрационных пособий о животных (заяц, лиса, белка, волк, медведь, лось),  заучивание пословиц о животных и стихотворений о природе.

     Методические приемы:

  1. Словесные: художественное слово, вопросы к детям, напоминание, дополнение;
  2. Наглядные: рассматривание демонстрационных пособий с животными камчатских лесов, схема рассказа с условными символами;
  3.  Практические: работа в тройках, приём усложнения задания (закрывание части схемы), приём установления возможности самостоятельного выбора части выполнения задания, приём организации детей для выполнения задания с помощью сигнальных карточек.

Материал: картинки с дикими животными – заяц, лось, белка, лиса, медведь, волк, схема рассказа с символами, зашумленные картинки с изображениями диких животных, сигнальные карточки красного, желтого, синего цветов, цветные карандаши, береза, листочки берёзы с мордочками диких животных.

Последовательность работы:

(Дети заходят и становятся полукругом на ковре)

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются)

Ребята, сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок. Подумайте и вспомните, в какой телепередаче звучала эта музыка. Дети отвечают, что музыка из телепередачи «В мире животных».

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю поговорить о животных нашего родного края. Богат и разнообразен животный мир Камчатки. Сейчас мы будем называть диких животных, которые обитают в Камчатских лесах. Кто называет животного – занимает свое место.

(Дети называют животных и занимают свои места)

Воспитатель:

О животных в народе сложили много разных пословиц. Какие пословицы вы знаете?

Дети: 1. Лиса - всему лесу краса.

         2. Лиса – семерых волков проведет.

         3. Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

         4. Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

         5. Белку ловить – ножки отбить.

         6. Ежа без рукавиц не удержать.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

- заяц зимой белый, а летом ….

- рысь дикое животное, а кошка …

- белка зимой серая, а летом…

- заяц пушистый, а еж …

- еж маленький, а медведь …

- у лисы лисята, у волка …

- белка живет в дупле, а лиса…

-волк хищное животное, а заяц …

Воспитатель:

     Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем составлять рассказы о животных, которые обитают в нашем родном Камчатском крае. При составлении рассказа будем использовать схему. (Приложение)

Давайте вспомним последовательность нашего рассказа.

Сначала нужно сказать, как называется это животное. Затем описать его внешний вид, части тела. Дальше вы должны сказать -  чем питается это животное, где живет и как называют детенышей. И в самом конце рассказать о его повадках.

Итак,  Егор, с чего мы начнем наш рассказ? Ира, о чем будем говорить потом? (воспитатель закрепляет последовательность с детьми).

Ребята, вы много знаете о животных нашего родного края, и для того, чтобы каждый мог поучаствовать, я предлагаю составить рассказ небольшими группами. Первыми рассказ будут составлять Даша, Кирилл и Юля и Руслан. Даша и Кирилл расскажут о внешнем виде животного, Юля о том, чем питается и где живет это животное. Кирилл о детенышах и повадках. Ребята, на листочках нашей березки указано, о каком животном вы будете составлять рассказ. Даша, подходи к березке, выбирай любой листочек.

Воспитатель: Чья морда нарисована на листочке? (заячья, медвежья, волчья, лисья, лосиная, беличья). Начинайте  рассказ. Воспитатель анализирует и  дополняет рассказ.

(Хорошо, ребята. Рассказ у вас получился четкий, яркий. Вы правильно соблюдали всю последовательность рассказа).

Ребята, сейчас мы узнаем, кто же будет следующим составлять рассказ. У вас на столе и у меня в коробочке лежат разноцветные кружки. Внимание, сейчас будут рассказ составлять те ребята, у которых на столе кружки красного цвета. Выходите.

Теперь я предлагаю вам посоветоваться, договориться и самим выбрать, кто начнет рассказ, кто продолжит, а кто закончит. Решайте. Егор, подходи к березке, выбирай листочек. Чья мордочка у тебя на листочке?

(Воспитатель анализирует рассказы. Молодцы, ребята, хороший рассказ у вас получился. Вы использовали слова-определения, слова-предметы, слова-действия, и немного дополняет рассказ своей информацией)

Следующим будут составлять рассказ ребята, у которых кружок синего цвета. Выходите.

Ребята, сейчас Саша назначит кто начнет рассказ, кто закончит, а кто продолжит. Саша, подходи к березке. Чья мордочка у тебя на листочке?

(Воспитатель анализирует рассказы. Хорошо, ребята, справились с заданием. Рассказы у вас получились полные, четкие, законченные)

Физкульминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой-лосихой топал лосенок (идут)

За мамой-лисицей крался лисенок (крадутся)

За мамой-ежихой катился ежонок (приседают)

За мамой-медведицей шел медвежонок (вперевалку)

За мамою-белкой скакали бельчата (скачут)

За мамой-зайчихой – косые зайчата (скачут)

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят (хлопают)

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны, сейчас пойдет составлять рассказ тот, у кого желтый кружок. Оля, выходи.

Оля, а тебе мы немного усложним задание. Я закрою часть схемы и ты должна самостоятельно вспомнить и составить рассказ о следующем животном. Походи к березке, выбирай листочек. Чья морда у тебя на листочке? Начинай рассказ.

(анализ рассказа)

Далее два ребенка составляют индивидуальные рассказы наподобие этого, только закрывается другая часть схемы.

Молодцы, ребята. Рассказы о животных родного края получились удачные, четкие, яркие, полные. Мы научились составлять рассказы по схеме, использовали в рассказе слова-определения, слова-предметы, слова-действия. А сейчас пододвиньте к себе тарелочки и цветные карандаши. Мы с вами поиграем в игру «Обведи правильно». Слушайте внимательно  задание. У вас на листочках нарисованы животные. Первый ряд по контуру должен обвести дикое животное, второй ряд всеядное, а третий ряд травоядное. Выполняйте.

Ира, какое животное ты обвела? Почему? Юля, почему ты обвела медведя?

Воспитатель: молодцы, ребята, все справились с заданием. Обведенных животных мы с вами будем использовать на коллективной  аппликации «Дикие животные Камчатки».

Ребята, скажите, всегда ли человек друг животным, растениям, природе?

Дети: нет, не всегда.

Воспитатель: что мы можем сделать, чтобы сохранить природу?

Дети: не рвать цветы, не ломать деревья, не истреблять животных, не разорять муравейники, не выбрасывать мусор.

Воспитатель: правильно, ребята.  Мы должны научиться хранить и беречь наш общий дом – природу.

Егор, Маша и Настя приготовили для вас стихотворение. Ребята, выходите.

Дети:             Давайте, люди дружить друг с другом,

                      Как птицы с небом, как травы с лугом!

                      Как ветер с морем, поля с дождями

                      Как дружит солнце сов семи нами!

                      Давайте, люди к тому стремиться,

                      Чтоб нас любили и зверь и птица

                      И доверяли повсюду нам

                      как самым верным своим друзьям

                      Давайте, люди беречь планету –

                      Во всей Вселенной похожей нету

                      Во всей Вселенной на всех одна

                      Что будет делать без нас она?

Воспитатель: Ребята, занятие наше закончилось. Всем спасибо.

Примерные рассказы детей:

1.Это заяц.

2. Заяц небольшое животное. У зайца длинные уши, чтобы хорошо слышать, вытянутая мордочка, чтобы  чуять все запахи. Большие глаза  расположены далеко друг от друга, поэтому зайца иногда называют косым. Задние ноги намного длиннее и сильнее передних, поэтому заяц передвигается прыжками. Хвост у него короткий, чтобы не мешал бегать. Заяц летом серый, а зимой белый.

3. Заяц травоядное животное. Питается травой, корой деревьев, морковкой, заячьей  капустой.

4. Норки у зайца нет. Под любым кустом заяц может устроить себе жилище.

5. У зайца детеныши – зайчата.

6. Заяц может запутывать следы, передвигаться большими прыжками, менять цвет шкурки, спасаться и отбиваться от врагов.

1.Это белка.

2. Белка небольшой зверек. Глаза у белки круглые, выпуклые, уши большие. Задние ноги длиннее и толще передних, поэтому передвигается белка прыжками. Длинный пушистый хвост, как парашют, помогает зверьку плавно приземляться. Известно всем, что, хвост у белки, как руль у машины, куда нужно, туда и повернешь. Держаться на стволе дерева белке помогают острые сильно загнутые коготки. Ими зверек цепляется за кору. Зимой белка серая, а летом рыжая.

3. Белка травоядное животное. Питается ягодами, грибами, орехами.

4. Живет белка в дупле.

5. Детенышей белки называют бельчата.

6. Белка может прыгать, скакать с ветки на ветку, лазать по деревьям, запасать корм.  

  1. Это волк.
  2. Волк – крупный зверь. Голова у него большая, тяжелая. Уши небольшие, но очень чуткие. Глаза желтого цвета.  У волка острые крупные зубы.  Грудь  широкая, ноги длинные и сильные. Хвост пушистый, свисает вниз. Цвет шерсти  - серый с черными и рыжими волосками.
  3. Волк – хищное животное. Охотится на зайцев, мышей, кабанов, оленей.
  4. Жилище волка и волчицы называют логово. Зимой волки собираются в стаи. В каждой стае есть вожак – самый сильный и крупный волк.
  5. Детеныши у волчицы – волчата.
  6. Волк может нападать, охотится, догонять свою добычу, рыскать в поисках пищи.
  1. Это -  бурый медведь.
  2. Медведь крупный зверь. У него  голова большая,  глаза маленькие. Уши  небольшие, а нос большой, чуткий. Медведь им часто шевелит, принюхивается. Ноги толстые сильные. У медведя большие острые слегка загнутые когти.  Шерсть густая, коричневого цвета. На подошвах шерсти нет совсем, там голая кожа.
  3. Медведь – всеядное животное. Питается ягодами, травой, насекомыми, рыбой, иногда нападает на кабанов, оленей, лосей.
  4. Жилище медведя называется берлога. Там медведь спит всю зиму.
  5. В берлоге у медведицы рождаются детеныши – медвежата.
  6. Медведь может ловить рыбу, спать, сосать лапу, взбираться на деревья.
  1. Это лиса.
  2. Лиса похожа на маленькую стройную собаку с заостренной мордой. Уши большие, глаза маленькие. Пушистый хвост как руль помогает ей делать резкие повороты, когда она гоняется за добычей. У лисы зимой шерсть становится очень густой и теплой, но цвета не меняет.
  3. Лиса – хищное животное. Охотится на полевых мышей, кроликов, белок.
  4. Живет лиса в норе. Лисы живут парами.
  5. Детеныши у лисы – лисята.
  6. Лиса может хитрить, ловить, выманивать добычу, хвостом следы заметать
  1. Это – лось.
  2. Лось – крупное животное, ростом выше человека. На  голове у этого зверя большие уши и выпуклые глаза. Шея у лося короткая, толстая. У лося есть рога, а у лосихи нет. В конце зимы лось сбрасывает старые рога, а потом у него отрастают новые. Длинные ноги у зверя заканчиваются раздвоенными копытами. Хвост у лося короткий. Шерсть зимой длинная, густая, а летом редкая, короткая. Цвет шерсти – коричневый.
  3. Лось – травоядное животное. Питается травой, листьями деревьев, кустарников, корой деревьев, ветками.
  4. Свое жилище лось устраивает в глухой чаще, зарослях кустарников, молодых деревьев. Зимой лоси живут группами, а летом по одиночке.
  5. Детеныши у лосихи – лосята.
  6. Лось может сбрасывать рога, пастись, отыскивать корм.

Последующая работа:

  1. Работа в краеведческих журналах: «Зашумленные картинки» (Обвести по контуру карандаша хищное, травоядной или всеядное животное, обитающее в Камчатском лесу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные"

Вашему вниманию предлагается  конспект непосредственно образовательной деятельности область коммуникация в средней логопедической группе на тему "Дикие животные". В конспекте представлен материал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности область «Коммуникация» тема: «Зимушка – зима»

Тема: «Зимушка - зима».Форма работы: непосредственно образовательная деятельность в области «Коммуникация» обучение грамоте.Цель:- обучающая: продолжать  учить воспитанник...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область "Коммуникация" Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Задачи:Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных...