Комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации авторской программы.
методическая разработка (развитие речи) по теме

Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполнение этого требования в системе дошкольного образования, как первой ступени всей системы образования. Это требование имеет отношению и к построению образовательной среды для дошкольников с ЗПР, так как до настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, отсутствует комплексная модель коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование психологической готовности дошкольников с ЗПР к школьному обучению. Актуальность проблемы построения коррекционно-образовательной среды для дошкольников с ЗПР обусловлена также теоретической неразработанностью содержания коррекционно-педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологической основой для разработки адаптивной модели коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР послужили исследования в области специальной психологии, педагогики и логопедии. При разработке программы работы с такими детьми мы опирались на исследования Н. Ю. Боряковой, Е. А. Екжановой, Л. С. Марковой, Е. А.Медведевой, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, а также на результаты собственного пятилетнего опыта по построению коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_podhod_.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление  комплексного подхода к детям с ЗПР

в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Лейбо Т. В.,

учитель-логопед, дефектолог

 МБДОУ «Детский сад № 21» высшей категории

Процесс реорганизации всей системы образования требует разработки новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения детей. Особенно важно полноценное выполнение этого требования в системе дошкольного образования, как первой ступени всей системы образования. Это требование имеет отношению и к построению образовательной среды для дошкольников с ЗПР, так как до настоящего времени не разработана система коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, отсутствует комплексная модель коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование психологической готовности дошкольников с ЗПР к школьному обучению. Актуальность проблемы построения коррекционно-образовательной среды для дошкольников с ЗПР обусловлена также теоретической неразработанностью содержания коррекционно-педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Теоретико-методологической основой для разработки адаптивной модели коррекционного воспитания и обучения детей с ЗПР послужили исследования в области специальной психологии, педагогики и логопедии. При разработке программы работы с такими детьми мы опирались на исследования Н. Ю. Боряковой, Е. А. Екжановой, Л. С. Марковой, Е. А.Медведевой, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, а также на результаты собственного пятилетнего опыта по построению коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Наряду с этим с целью более полного учета существующего педагогического опыта нами проведен анализ существующих программ коррекционного обучения дошкольников с различными отклонениями в развитии, программно-методических материалов, разработанных под руководством разных авторов: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (разработанных коллективом авторов под руководством С. Г. Шевченко); «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» (разработанных авторским коллективом под руководством Т. Г. Неретиной), а также современных программ для детских садов общего типа: «Истоки», «Развитие», «Детство» и др., в том числе и «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Разрабатывая адаптивную модель коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ЗПР, мы ориентировались на положение о самоценности дошкольного возраста и поэтому максимально стремились использовать ведущие для детей этого возраста виды деятельности и сохранить эффективные и положительно себя зарекомендовавшие в системе дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. При этом мы учитывали современные нормативные требования к распределению нервно-психической нагрузки на детей в течение дня, недели, учебного года.

Основной целью работы коррекционных групп нашего учреждения является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер организма детей, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие первоначально направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а позже на формирование у детей определенного круга знаний и умений, необходимых для их успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Цель данной программы: обеспечить полноценное развитие и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, а также формирование у них в условиях дошкольного образовательного учреждения готовности к школьному обучению.

Обозначенная цель достигается решением следующих задач:

  1. созданием условий для охраны и укрепление здоровья детей с особыми образовательными потребностями;
  2. обеспечение социального развития детей, формирование у них адекватного отношения к окружающему миру во всем многообразии его проявлений с учетом возрастных особенностей их восприятия и способности к пониманию;
  3. осуществление коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей на основе комплексного воздействия на все сферы личности.

Психолого-педагогическая коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста организуется на основе следующих принципов: взаимодействия диагностики и коррекции, природосообразного подхода, «замещающего онтогенеза», личностно-ориентированного отношения к ребенку,  деятельностный принцип осуществления коррекции.

Цель, задачи и принципы организации жизни и деятельности детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении определяют методы, средства и технологии. С целью реализации данной программы используются следующие педагогические технологии: оздоровительные, личностно-ориентированные, игровые, резонансные, специальные технологии и программы.

Содержательно программа состоит из пяти блоков: диагностического, оздоровительного,  коррекционно-развивающего, развития речи, воспитательно-образовательного блока.

Цель диагностического блока: определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с целью построения адекватных индивидуальных маршрутов развития и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

     В диагностическом блоке предусматривается:

  1. изучение и проведение психолого-педагогических  исследований;
  2. длительное наблюдение за развитием ребенка;
  3. определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения. При этом каждый специалист изучает ту сферу личности ребенка, которая находится в рамках его профессиональной компетенции.  Традиционно течение года специалисты и воспитатели проводят обследование в три этапа (сентябрь, январь, май).

Итогом изучения ребенка являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: устанавливаются четкие цели коррекционно-развивающей работы, пути и сроки ее достижения; вырабатываются адекватные состоянию ребенку подходы со стороны всех взрослых; выделяются сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализируется ход развития и результаты педагогической работы.

Оздоровительный блок включает в себя следующее:

  1. проведение оздоровительных процедур;
  2. реализацию оздоровительных технологий с целью оздоровления детей и формирования у них умения применять доступные им по возрасту оздоровительные технологии.

Коррекционно-развивающий блок  включает:

  1. сенсорное развитие детей;
  2. развитие у них пространственного восприятия;
  3. развитие других психических функций;
  4. ознакомление с окружающей действительностью;
  5. ознакомление с художественной литературой;
  6. развитие элементарных математических представлени

Блок развития речи содержит:

  1. развитие фонетико-фонематической системы языка детей;
  2. обогащение словаря;
  3. формирование у них грамматической структуры речи;
  4. развитие связной речи и формирование навыков речевого общения;
  5. развитие навыков звукового анализа речи;
  6. обучение грамоте.

В воспитательно-образовательном блоке предусматривается:

  1. развитие у детей навыков самообслуживания;
  2. развитие умения играть;
  3. формирование умения строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

        Во втором разделе программы подробно раскрывается каждый блок с указанием основных программных элементов – цели, задач, методологической основы, календарно-тематического плана с методическим обоснованием организации воспитательно-образовательного процесса и методики проведения диагностических исследований.

       Третий раздел – это конкретизация содержания коррекционной работы с детьми разных возрастных групп. При этом каждый раздел выстроен по одному алгоритму, что придает программе целостность, структурную и логическую стройность и содержательную преемственность всех разделов и блоков программы.

        Программа предполагает  методическое обеспечение, которое включает: режимы дня, учебные планы, тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в старшей и подготовительной группах для детей с ЗПР.

       Программа применяется в нашем ДОУ в течение четырех лет, поэтому уже можно судить о результатах: из 14 выпускников группы коррекционно-развивающего воспитания и обучения 2007/2009 учебных годов сняты диагнозы у 13 детей, эти дети  успешно осваивают программу начального обучения в средних школах № 3, №10. Один ребенок учится по программе С(к)ОУ 7 вида в  школе № 9.  Из 13 воспитанников группы коррекционно-развивающего воспитания и обучения, которые стали учениками в 2010 году,   12 детей вполне подготовлены к обучению по школьной программе: усвоили буквы, умеют складывать слоги, понимают состав числа, освоили порядковый счет от 1 до 20 и умеют производить в уме простейшие счетные операции. Одному ребенку рекомендовано обучение и воспитание по программе С(к)ОУ 7 вида.

              МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Режим дня в старшей коррекционно-развивающей группе

Время

Содержание деятельности

7.00-8.00

Прием детей, осмотр, игры, индивидуальные занятия с детьми

8.00-8.20

Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика

8.00-8.20

Подготовка к завтраку. Воспитание культурно-гигиенических навыков

8.30-8.55

Завтрак

8.55-9.00

Подготовка к занятиям

9.00-10.35

Подгрупповые занятия (включая перерывы)

10.35-11.00

Свободная деятельность детей, игра

11.00-12.20

Подготовка к прогулке, прогулка

12.20-12.50

Подготовка к обеду, обед

12.50-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

15.00-15.20

Подъем. Закаливающие и гигиенические процедуры

15.20-15.30

Полдник

15.30-16.00

Свободная деятельность. Индивидуальная работа по заданиям специалистов

16.00-16.30

«Коррекционный час» воспитателя

16.30-17.15

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

Индивидуальные и подгрупповые занятия у психолога, дефектолога, логопеда проводятся с 10.35 до 12.20 и с 15.30 до  16.30.

Режим дня в подготовительной коррекционно-развивающей группе

Время

 Содержание деятельности

7.00-8.00

Прием детей, осмотр, игры, индивидуальные занятия с детьми.

8.00-8.20

Утренняя гигиеническая, дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

8.20-8.30

Подготовка к завтраку. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

8.30-8.55

Завтрак.

8.55-9.00

Подготовка к занятиям.

9.00-10.50

Фронтальные занятия (включая перерывы).

10.50-11.05

Свободная деятельность детей, игра.

11.05-12.30

Подготовка к прогулке, прогулка.

12.30-13.00

Подготовка к обеду, обед.

13.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00-15.20

Подъем. Закаливающие и гигиенические процедуры.

15.20-15.30

Полдник.

15.30-16.00

Свободная деятельность, игры. Индивидуальная работа по заданиям специалистов.

16.00-16.30

«Коррекционный час» воспитателя.

16.30-17.15

Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой.

Индивидуальные и подгрупповые занятия у психолога, дефектолога, логопеда проводятся с 10.50 до 12.30 и с 15.30 до 16.30.


Учебный план в старшей коррекционной группе для детей с ЗПР

№ п/п

Виды занятий и работ
в повседневной жизни

Кол-во
в неделю

Ответственный
специалист

1.

Ознакомление с окружающим миром

1

дефектолог

2.

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

1

логопед

3.

Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте

2

логопед

4.

Сенсомоторное развитие

1

дефектолог

5.

Развитие элементарных математических представлений

1

воспитатель

6.

Обучение игре

в сводной деятельности

воспитатель

7.

Ознакомление с художественной литературой

в свободной деятельности

воспитатель

8.

Изобразительная деятельность

2

воспитатель

9.

Лепка / ручной труд

1

воспитатель

10.

Аппликация / конструирование

1

воспитатель

11.

Музыка

2

музыкальный руководитель

12.

Физкультура

3

физ. инструктор

13.

Психо-коррекционное развитие

1

психолог

14.

Социальное развитие

1

воспитатель


Учебный план в подготовительной коррекционной группе для детей с ЗПР

№ п/п

Виды занятий и работа в повседневной жизни

Кол-во
занятий

Ответственный
специалист

1.

Ознакомление с окружающим

1

дефектолог

2.

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи

1

 логопед

3.

Подготовка к обучению грамоте

2

логопед

4.

Развитие графо-моторных навыков

1

дефектолог

5.

Коррекционно-развивающее занятие

1

дефектолог

6.

Психо-коррекционное занятие

1

психолог

7.

Математика

2

воспитатель

8.

Ознакомление с художественной литературой

в свободной деятельности

воспитатель

9.

Изобразительная деятельность

2

воспитатель

10.

Лепка / ручной труд

1

воспитатель

11.

Аппликация / конструирование

1

воспитатель

12

Музыкальное занятие

2

Музыкальный руководитель

13

Физкультурное занятие

2

Физ. инструктор

14.

Социальное развитие

в свободной деятельности

воспитатель


Тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в старшей коррекционно-развивающей группе.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Октябрь

1

Детский сад. Профессии работников детского сада.

2

Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

3

Огород. Овощи.

4

Сад. Фрукты.

Ноябрь

1

Игрушки.

2

Посуда.

3

Одежда.

4

Обувь.

Декабрь

1

Зима. Зимние игры и забавы.

2

Зимующие птицы.

3

Дикие животные зимой.

4

Новый год.

Январь

1

Зимние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа.

2

Продукты питания.

3

Я и мое тело.

4

Профессии.

Февраль

1

Моя семья.

2

Наш город.

3

Транспорт в городе.

4

Страна. Наша армия.

Март

1

Весна. Приметы весны.

2

8 марта.

3

Дикие животные весной.

4

Весенние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа.

Апрель

1

Перелетные птицы.

2

Космос.

3

Домашние животные.

4

Рыбы.

Май

1

Весенние работы в саду и огороде.

2

Насекомые.

3

Домашние птицы.

4

Лето.

Тематическое планирование познавательного и речевого развития дошкольников в подготовительной коррекционно-развивающей группе.

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Сентябрь

4

Ранняя осень. Деревья. Кустарники.

Октябрь

1

Дары осени (овощи, фрукты, грибы, ягоды)

2

От зерна до булочки.

3

Продукты питания.

4

Перелетные птицы.

Ноябрь

1

Поздняя осень. Я и мое настроение.

2

Домашние животные и их детеныши.

3

Дикие животные и их детеныши.

4

Одежда, обувь, головные уборы.

Декабрь

1

Зима. Зимняя одежда и обувь.

2

Зимующие птицы.

3

Дикие животные зимой.

4

Новый год.

Январь

1

Зимние каникулы у детей, проводится только индивидуальная работа.

2

Начало года. Календарь.

3

Мой дом. Моя семья.

4

Мебель. Бытовые приборы.

Февраль

1

Профессии.

2

Инструменты.

3

Наша Родина – Россия. Столица России – Москва.

4

День защитника Отечества. Родной город.

Март

1

Ранняя весна. Первые весенние цветы. Мамин праздник.

2

Посуда. Материал, из которого изготовлена посуда.

3

Домашние птицы.

4

Весенние каникулы, поводится только индивидуальная работа.

Апрель

1

Середина весны. Прилет птиц.

2

Планета Земля. Космос.

3

Транспорт.

4

Труд людей весной.

Май

1

Животные морей и океанов.

2

Насекомые.

3

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

4

Цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...

Инклюзивный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются аспекты особенностей развития детей с нарушением зрения....

Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация

Адаптированные и индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и их реализация...

«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

    Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»       Образование детей с ограниченн...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...