Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

 

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш].

 

Задачи:

 

- учить детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу,

  начатую взрослым;

 

- развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки,

  умение дифференцировать звуки [с],[ш], речевое дыхание, зрительное и

  слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;

 

- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

 

- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ   взрослого, 

  соблюдать правила коллективной игры;

 

- расширять  словарный запас детей за счет  прилагательных  и  глаголов,

  вводить в активный словарь антонимы (толстый  –  тонкий,   высокий –

  низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

 

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,

  слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);

 

- воспитывать у детей чувство товарищества, желание придти друзьям на

  помощь.

 

 

Предварительная работа:

 

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

 

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

 

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям

  обувью.

 

 

 

 

 

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1. Организационный момент:

Дети с воспитателем входят в зал.

 

Воспитатель:

 

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(дети здороваются)

 

- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.

(дети вместе с воспитателем встают в круг)

 

2. Постановка цели:

 

Воспитатель:

(Берет в руки игрушку Колобок)

 

- У меня в руках Колобок.

 

- Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку.

 

- Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.

( Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти ему на помощь.)

 

- Молодцы, ребятки,  очень  много сказок вы знаете!

 

- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

 

3. Сюрпризный момент:

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

 

Воспитатель:      (загадочным голосом):              

На неведомых дорожках,

Где растет дремучий лес,

Избушка там на курьих ножках

Стоит до самых до небес.

Кто в избушечке живет,

Песню звонкую поет?

Там бабушка Яга –

Костяная нога!

Баба-Яга

Ох, и скучно же старушке

Жить одной в такой глуши,

Когда вокруг одни лягушки

И растут лишь камыши!

Ах вы, мои ладненькие,

Ах вы, мои складненькие!

Не забыли вы старушку,

Заглянули к ней в избушку.

Всех вас очень я люблю,

Сказку вам я покажу!

 

Воспитатель:

 

- А какую сказку, назови?

 

Баба-Яга:

 

-  Ишь, какие хитренькие!

                     Если загадки отгадаете,

                 Названье сказки вы узнаете.

 

- Слушайте внимательно:

Мылу на замену

Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри:

Полетели …     (пузыри)

 

- Как вы догадались?  

(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

 

- Правильно, это пузыри. (Отдает воспитателю баночку мыльных пузырей).

 

- Слушайте еще одну загадку:

 

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.       (лапти)

 

- Почему вы так думаете?

(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

 

- Молодцы, это лапти, держите отгадку.     (отдает воспитателю лапти).

 

- А вот и последняя загадка::

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

                  Ей нашлось другое дело.     (солома)

 

- Как догадались, что это солома?

(Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

 

- Правильно, это солома.

 

- Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому.

 

- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.

(отдает колосья).

 

- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.


- А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

 

4. Основная часть:

 

Воспитатель:

 

- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

 

- Дети, понравилась вам сказка?

(Понравилась).

 

- Давайте вспомним, кто пошел  дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

 

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

 

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

 

- Что сказал Лапоть Пузырю?  (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).

 

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

 

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил).

 

- Правильно, Пузырь струсил.

 

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

 

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

 

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

 

- Конечно, она смелая.

 

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

 

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

 

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

 

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

 

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

 

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

 

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям).

 

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

 

Баба-Яга:

 

- Пожалуйста.

 

5. Физминутка:

 

Воспитатель:

 

- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

 

                (Дети,  взявшись за руки  стоят на месте и  произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

 

(Дети пятятся назад проговаривая)

С-С-С-С-С

 

                                 (Дети, стоя на месте,  произносят слова.)

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой!

 

                       (Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

 

6. Игра «Подбери словечко»

 

Воспитатель:

- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

 

- Поиграем в игру «Подбери словечко».

- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

(Воспитатель, произнося фразу, показывает на  героя сказки).

 

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)

 

- Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)

 

- Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)

 

- Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)

 

- Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

 

7. Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

 

Баба-Яга:

 

- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!

 

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

 

- Давайте придумаем другой конец.

 

Воспитатель:

 

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

 

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

 

- Послушай, бабушка, стихотворение о дружбе, которое сейчас прочитают дети.

 

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей.

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

 

Друг хороший нас утешит,

Успокоит в горький час,

Доброй шуткою потешит,

Рассмешить сумеет нас.

 

Друг в беде всегда поможет,

Если грянет вдруг беда,

Все для нас он сделать может,

Не покинет никогда.

 

Воспитатель:                  Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

 

Все вместе:

Без друзей нам не прожить.

 

 

- Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!

 

8. Итог занятия.

 

Воспитатель:

 

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

 («Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

 

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

 

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

 

Баба-Яга:

 

- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня.

- За это вручаю вам подарочек «Волшебную книгу сказок».

 

- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.

 

- До новых встреч!

(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).

 

Воспитатель:

 

- Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.

(Дети прощаются и выходят из зала.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел: 1. Знакомство с художественной литературой.

               2. Развитие речи. Звуковая культура речи.

Тема:  1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш].

Задачи:

- учить детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу,

  начатую взрослым;

- развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки,

  умение дифференцировать звуки [с],[ш], речевое дыхание, зрительное и

  слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;

- развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ   взрослого,  

  соблюдать правила коллективной игры;

- расширять  словарный запас детей за счет  прилагательных  и  глаголов,

  вводить в активный словарь антонимы (толстый  –  тонкий,   высокий –

  низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

- вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого,

  слушать ответы других детей, не прерывать говорящего);

- воспитывать у детей чувство товарищества, желание придти друзьям на

  помощь.

Предварительная работа:

- рассматривание лаптей, колосьев, соломы, мыльных пузырей;

- надувание мыльных пузырей детьми с целью развития длительного выдоха;

- рассказ воспитателя о том, что на Руси лапти служили бедным людям

  обувью.

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель:

- Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

(дети здороваются)

- Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.

(дети вместе с воспитателем встают в круг)

2. Постановка цели:

Воспитатель:

(Берет в руки игрушку Колобок)

- У меня в руках Колобок.

- Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку.

- Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.

( Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит других детей придти ему на помощь.)

- Молодцы, ребятки,  очень  много сказок вы знаете!

- А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.

(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом)

3. Сюрпризный момент:

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

Воспитатель:      (загадочным голосом):             

На неведомых дорожках,

Где растет дремучий лес,

Избушка там на курьих ножках

Стоит до самых до небес.

Кто в избушечке живет,

Песню звонкую поет?

Там бабушка Яга –

Костяная нога!

Баба-Яга

Ох, и скучно же старушке

Жить одной в такой глуши,

Когда вокруг одни лягушки

И растут лишь камыши!

Ах вы, мои ладненькие,

Ах вы, мои складненькие!

Не забыли вы старушку,

Заглянули к ней в избушку.

Всех вас очень я люблю,

Сказку вам я покажу!

Воспитатель:

- А какую сказку, назови?

Баба-Яга:

-  Ишь, какие хитренькие!

                     Если загадки отгадаете,

                 Названье сказки вы узнаете.

- Слушайте внимательно:

Мылу на замену

Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри:

Полетели …     (пузыри)

- Как вы догадались?  

(Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

- Правильно, это пузыри. (Отдает воспитателю баночку мыльных пузырей).

- Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси:

«Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.       (лапти)

- Почему вы так думаете?

(Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

- Молодцы, это лапти, держите отгадку.     (отдает воспитателю лапти).

- А вот и последняя загадка::

Летом в полюшке росла.

Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела,

                  Ей нашлось другое дело.     (солома)

- Как догадались, что это солома?

(Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

- Правильно, это солома.

- Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому.

- Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка.

(отдает колосья).

- Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали.


- А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

4. Основная часть:

Воспитатель:

- Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается.

(Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

- Дети, понравилась вам сказка?

(Понравилась).

- Давайте вспомним, кто пошел  дрова рубить?

(Пузырь, Соломинка и Лапоть).

- Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

(Они пошли рубить дрова в лес).

- Что помешало им идти дальше?

(Им помешала речка).

- Что сказал Лапоть Пузырю?  (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).

- Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

(Нет, не согласился).

- Как вы думаете, почему он не согласился?

(Он струсил).

- Правильно, Пузырь струсил.

- Что же предложил Пузырь?

(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

- Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря?

(Соломинка согласилась).

- Почему она согласилась?

(Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

- Конечно, она смелая.

- Кто первым пошел по Соломинке?

(Первым пошел Лапоть).

- Что случилось с Соломинкой?

(Соломинка переломилась).

- Почему она переломилась?

(Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

- Что произошло с Лаптем?

(Лапоть упал в воду).

- Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

(Пузырь начал смеяться).

- Что стало с Пузырем?

(Пузырь лопнул).

- Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям).

- Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

- Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

Баба-Яга:

- Пожалуйста.

5. Физминутка:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

- Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

                (Дети,  взявшись за руки  стоят на месте и  произносят слова.)

Раздувайся пузырь,

Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь,

Да не лопайся!

(Дети пятятся назад проговаривая)

С-С-С-С-С

                                 (Дети, стоя на месте,  произносят слова.)

Пузырь лопнул-

Ой, ой, ой

А ведь был такой большой!

                       (Дети медленно начинают сходиться в центр круга)

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

6. Игра «Подбери словечко»

Воспитатель:

- Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики.

- Поиграем в игру «Подбери словечко».

- Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

(Воспитатель, произнося фразу, показывает на  героя сказки).

- Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)

- Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)

- Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)

- Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)

- Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

7. Развитие творческого воображения.

Упражнение «Придумай другой конец сказки».

Баба-Яга:

- Молодцы-то вы, ребятки, молодцы!

- Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки.

- Очень уж грустно она закончилась.

- Давайте придумаем другой конец.

Воспитатель:

- Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

( Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

- Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

- Послушай, бабушка, стихотворение о дружбе, которое сейчас прочитают дети.

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей.

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Друг хороший нас утешит,

Успокоит в горький час,

Доброй шуткою потешит,

Рассмешить сумеет нас.

Друг в беде всегда поможет,

Если грянет вдруг беда,

Все для нас он сделать может,

Не покинет никогда.

Воспитатель:                  Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Все вместе:

Без друзей нам не прожить.

- Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!

8. Итог занятия.

Воспитатель:

- Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

 («Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

- Кто из героев понравился больше всех и почему?

- Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Баба-Яга:

- Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня.

- За это вручаю вам подарочек «Волшебную книгу сказок».

- Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться.

- До новых встреч!

(Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки», Баба-Яга исчезает в домике).

Воспитатель:

- Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.

(Дети прощаются и выходят из зала.)



Предварительный просмотр:

                   АНАЛИЗ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   УЧРЕЖДЕНИЯ

                                      за 2010 – 2011 учебный год

     Основной задачей ДОУ, как и городской «Программы развития образования», является охрана жизни и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости. Уровень заболеваемости, по сравнению с  2009-2010 учебным годом, нам удалось удержать в пределах 9%, несмотря на увеличение количества детей со II и III группой здоровья.  

     На основании проведенной сравнительной диагностики можно отметить, что уровень физического развития выпускников 2010-2011 учебного года  по сравнению с выпускниками 2009-2010 учебного года выявил более высокие показатели развития детей.

     Выпускники (18 человек) 2009-2010 учебного года имели показатели развития:

     - 89 % (16 человек) – оптимальный;

     - 11 % (2 человека) – допустимый.

     Выпускники (21 человек) 2010-2011 учебного года:

     - у всех детей, в количестве 21 человека, выявлен оптимальный уровень подготовленности к школьному обучению.

     Посещаемость детей остаётся на уровне 70%, в виду неоправданных пропусков.

     В каждой возрастной группе ведётся «Паспорт здоровья детей», в который входят сведения:

- о семье (психологический климат, вредные привычки родителей);

- психологические характеристики состояния ребёнка;

- физическое развитие (вес, рост, осанка);

- группа здоровья;

- состояние здоровья (хронические, простудные, инфекционные заболевания);

- уровень сформированности культурно-гигиенических навыков;

- уровень двигательных способностей.

     Это даёт возможность грамотно планировать работу с детьми по физическому воспитанию, индивидуально подходить к закаливанию детей, а также строить работу с родителями по данному вопросу. С целью повышения качества работы по физическому воспитанию проведены мероприятия:

-  «Праздник здоровья и красоты», «Зимняя олимпиада», «Фестиваль здоровья»;

- педчас «Валеология. Понятие здоровье», Шачнева И.В.;

- консультация детского врача-педиатра Бушкиной Т.В. на тему «Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа»;

- просмотр открытого мероприятия по проведению закаливающих процедур в I младшей группе, педагог Петрова Л.Г.;

- анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание», которое дало возможность выяснить, что родителей волнует проблема физического воспитания детей: 50 % родителей имеют спортивное оборудование дома, соблюдают режим дня детей в выходные дни, 70 % - закаливают организм, посещают спортивные секции;

- спортивный зал пополнен оборудованием: султанчики, обручи для гимнастических упражнений, флажки, мячи резиновые среднего размера;

- дооборудована спортивная площадка на территории детского сада.

     ДОУ является учреждением комбинированного вида, поэтому одним из приоритетных направлений деятельности учреждения – развитие и коррекция речи.

     Коррекционную работу в ДОУ ведёт учитель-логопед: Емельянова Наталья Владимировна, благодаря систематической, целенаправленной работе по коррекции речевых нарушений у детей, произошло повышение уровня развития речи детей к моменту перехода в школу. По результатам диагностирования 4 детей,  выпускников логопедической группы, один из которых имеет диагноз ЗПР (Аполонова Карина), установлено:   

    - 100 % (4 человека) - оптимальный уровень развития;

результаты диагностики 2010-2011 учебного года по разделу «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» следующие:

    - 93 % (19 человек) – оптимальный уровень;

    - 7 % (2 человека) – допустимый уровень,

что выше результатов прошлого 2009-2010 учебного года:

     - 88 % (12 человек) – имели оптимальный уровень;

     - 12 % (6 человек) – допустимый уровень.

     Учителем-логопедом был подготовлен и проведен семинар-практикум для воспитателей ДОУ и родителей логопедической группы на тему «Влияние арттерапии и мелкой моторики на речевое развитие дошкольников».

     Речевое развитие неотъемлемая часть познавательной деятельности детей. Одна из задач ДОУ в 2010 – 2011 учебном году звучит так:

Совершенствовать методы и приемы воспитания у дошкольников эмоционально-эстетического отношения к окружающему посредством художественной литературы. С целью повышения работы по данному направлению были проведены следующие мероприятия:

- Городское методическое объединение для воспитателей «Развитие речи детей 4-5 лет» в феврале 2011 года, проведенное на высоком уровне, по оценке участников;

- Семинар-практикум «Знакомство детей с книжной графикой», который подготовила и провела преподаватель изодеятельности Шкиркова Л.Л.;

- Консультация для воспитателей «Детская книга и специфика возраста»;

- Просмотр открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе внутри ДОУ;

- Педсовет «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой».

     Анализ работы ДОУ по разделу «Ребёнок и окружающий мир» показал достаточно высокие результаты:

    -  все дети выпускной в школу группы 2010-2011 учебного года, в количестве 21 человека, имеют оптимальный уровень развития по данному разделу,

а выпускники (18 человек) 2009-2010 учебного года показали:

     - 91 % (14 человек) - оптимальный уровень развития;

     - 9 % (4 человека) – допустимый, ввиду того, что у одного ребенка (Захарова Кирилла) имелся диагноз ЗПР, который был снят к концу учебного года.  

     

      Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Анализ игровой деятельности за 2009-2010 учебный год показал, что  18 человек выпускной в школу группы имели результаты:

     - 86 % (11 человек) - оптимальный уровень развития;

     - 14 % (7 человек) – допустимый уровень. 

     Результаты развития детей выпускной в школу группы (21 человека) 2010-2011 учебного года свидетельствуют о том, что все дети имеют оптимальный уровень развития по игровой деятельности, допустимого уровня нет.

     Сравнивая результаты диагностики видно, что игровая деятельность на достаточно высоком уровне. Но, несмотря на достаточно хорошие результаты, педагогам следует обратить внимание на умение детей совместно распределять роли, считаться с интересами друг друга.

     Дошкольное образовательное учреждение ежегодно участвует в городском экологическом марафоне, в рамках которого проведены следующие мероприятия:

- игра-путешествие «В лес с Незнайкой» в средней группе;

- занятие в старшей группе «О чем рассказала Капелька?»;

- посадка семян цветов на рассаду детьми  младшей группы;

- природоохранная акция «Птичья столовая», в рамках  которой руками детей подготовительной к школе группы совместно с родителями были изготовлены скворечники и кормушки для птиц;

- экологический праздник «Мы – друзья природы».

     С целью повышения уровня знаний педагогов ДОУ в апреле 2011 года проведен педчас на тему «Воспитание любознательности средствами природы», который провела воспитатель Рудакова Т.В.

     Результаты диагностики подтверждают, что дети имеют достаточно высокие знания по разделу «Природное окружение. Экологическое воспитание»:

в 2009-2010 учебном году 18 человек выпускной в школу группы имели:

     - 90  % (15 человек) – оптимальный уровень развития;

     - 10 % (3 человека) – допустимый,

в 2010-2011 учебном году 21 человек выпускной группы, показали:

     - 94 % (20 человек) – оптимальный уровень развития;

     - 6 % (1 человек) – допустимый уровень,

что на 4 % выше показателей прошлого учебного года.

     «Городской программой развития образования» предусмотрена такая задача: создать многоаспектовый подход к знакомству детей с культурой, природой, историей Отечества, поэтому еще одним направлением ДОУ является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Педагогический коллектив продолжает работу по реализации долгосрочного межгруппового проекта «Родина моя – бескрайняя Россия». Ежегодно методический кабинет  пополняется методической и художественной литературой, дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию детей, разработками комплексных занятий.

     Большую работу проводят воспитатели по ознакомлению детей с родным городом, с историей, культурой, природой России. Разработаны конспекты интегрированных занятий во взаимосвязи с другими видами деятельности:

- изодеятельностью;

- музыкальным воспитанием.

     Для улучшения качества работы по данному направлению зам. зав. по ВМР Колушкиной Е.В. проведена деловая игра с педагогами ДОУ на тему «История города в патриотическом воспитании детей».

     Результаты диагностики 18 детей выпускной в школу группы за 2009-2010 учебный год по разделу «Ознакомление с окружающим» свидетельствуют о достаточно высоких результатах уровня развития детей:

     - 91 % (14 человек) – оптимальный;

     - 9 % (4 человека) – допустимый.

     Диагностика детей-выпускников 2010-2011 учебного года в количестве 21 человека показала еще более высокие результаты развития детей:

    - все дети имеют оптимальный уровень развития.

     Каждый год наше ДОУ участвует в патриотическом фестивале «Милый город сердцу дорог». В сентябре 2010 г. дети нашего дошкольного учреждения выступали в микрорайоне Ивановские дворики.

     

     Три года подряд коллектив ДОУ принимает участие в Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве».

     Музыкальным руководителем Ивановой И.Е. было подготовлено выступление детей для участников конференции. Дети приветствовали гостей весёлыми стихами, забавными песнями, с элементами инсценирования, которые сопровождались показом слайдов. Коллектив за участие в конференции был отмечен благодарственными письмами.

     Введение в штат преподавателя по изодеятельности дало повышение эффективности работы по данному направлению.  Результаты диагностики 18 детей-выпускников 2009-2010 учебного года:

     - 93 % (14 человек) – имеют оптимальный уровень развития;

     - 7 % (4 человека) – допустимый уровень.

     Диагностирование 21 человека 2010-2011 учебного года показали:

     - 92 % (19 человек) – оптимальный уровень;

     - 8 % (2 человека) – допустимый уровень,

что свидетельствует о систематической, целенаправленной работе, творческому подходу к своему делу педагога по изодеятельности.

     Так как художественно-эстетическое направление является приоритетным в ДОУ, педагогами I квалификационной категории художественно-эстетического направления: Шкирковой Л.Л (преподаватель изодеятельности) и Ивановой И.Е. (музыкальный руководитель) ведется работа над пополнением и апробацией рабочей программы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников через интегративное взаимодействие музыки и изобразительного искусства» по формированию основ музыкально-художественной культуры дошкольников.

     Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в конкурсах детского рисунка:

- В 2009-2010 учебном году в конкурсе «Разноцветные ладошки» в номинации «Взрослые и дети» награждены грамотой за 3 место;

- В 2010-2011 учебном году отмечены дипломом 3 степени лауреата городского конкурса «Первые шаги» в номинации «Коллективные работы».  

     В ДОУ функционируют кружки дополнительного образования:

- «Школа волшебной кисточки», руководителем которого является воспитатель по изодеятельности Шкиркова Л.Л.;

- «Умелые руки»  – руководитель зам.зав. по ВМР Колушкина Е. В.

     Один раз в квартал оформляется выставка детских работ данных кружков для родителей  и воспитанников.

 

     «Программа воспитания и обучения в детском саду» определяет основные формы организации труда и их усложнение по мере взросления детей.

     К подготовительной группе у детей сформировано положительное отношение к труду, умение выполнять работу самостоятельно, определять последовательность действий, распределять обязанности, подбирать оборудование для труда, помогать взрослым, оказывая им посильную помощь, а также уважать труд других людей. Диагностические данные свидетельствуют о повышении результатов по сравнению с 2009-2010 учебным годом (18 человек):

     - 94 % (16 человек) – имеют оптимальный уровень развития;

     - 6 % (2 человека) – допустимый уровень,

2010-2011 учебный год показал, что все дети выпускной в школу группы, в количестве 21 человека имеют оптимальный уровень подготовленности по данному разделу. Несмотря на высокие показатели воспитателям предложено обратить внимание на следующие критерии:

- развивать навыки детей шить изделие швом «вперед иголку».

     В деятельности ДОУ важное значение имеет работа с родителями. Седьмой год в ДОУ работает клуб «Моя семья» и шестой год клуб «Посиделки». В работе клубов запланировано по два заседания, на встречах с родителями рассматриваются актуальные проблемы воспитания детей, родители делятся своим опытом рукоделия, кулинарии, знакомятся с культурой и традициями воспитания детей на Руси. В 2010-2011 учебном году темами работы клуба «Моя семья» были следующие:

- «Наказание: польза или вред?»,

- «Какая Вы мама?».

     В клубе «Посиделки» был проведен «Праздник чая», «В каждой семье свои традиции».

     Проведено анкетирование родителей по проблеме удовлетворённости деятельностью ДОУ. Результаты анкетирования свидетельствуют следующее:

- 96% родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребёнку всестороннее развитие способностей, признают авторитет воспитателя, прислушиваются к его мнению и реализуют советы по воспитанию ребёнка.

     Родители выразили желание, чтобы в ДОУ был психолог, но т.к. по штатному расписанию выделено всего 0,25 ставки психолога, то найти специалиста трудно.

      Создан банк данных «Социологическая карта семьи», что дает возможность просчитать количество полных и неполных семей, их социальный статус и правильно планировать свою работу с родителями.

 

     Все запланированные мероприятий на год проведены в полном объеме:

  1. Педсоветы:

- «Валеологическое содержание работы в ДОУ»;

- «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»;

- «Родитель – спонсор, заказчик, партнер?»;

  1. Педчасы:

- «Валеология. Понятие здоровье»;

- «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка»;

- «Воспитание любознательности средствами природы»;

  1. Открытые просмотры:

- Закаливающие мероприятия в I младшей группе;

- Занятие по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой;

- Родительское собрание в подготовительной группе с присутствием учителя начальных классов «Лицея-Серпухов»;

  1.  Консультации:

- «Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа»;

- «Детская книга и специфика возраста»;

- «Технология подготовки и проведения родительских собраний»;

- «Компенсирующая работа с детьми в летний оздоровительный период»;

  1.  Семинары-практикумы:

- «Знакомство детей с книжной графикой»;

- Влияние арттерапии и мелкой моторики на речевое развитие дошкольников»;

  1.  Деловая игра:

- «История города в патриотическом воспитании детей»;

  1.  Смотры-конкурсы:

- «Готовность групп к новому учебному году»;

- «Создание в группе условий для воспитания ребенка валеологически культурным»;

- «Лучший книжный уголок»;

- «Лучшая кормушки для птиц»;

- «Уголок для родителей»;

- «Воспитатель ДОУ»;

- «Лучший цветник», в которых принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители воспитанников оказывали посильную помощь.

     Учитывая, что дети проводят в детском саду значительную часть времени, коллектив ДОУ большое значение придаёт организации развивающей среды, созданию благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических  условий:

- зимний сад;

- мини-музей;

- картинная галерея репродукций художников;

- оснащены групповые уголки детской литературой, дидактическими играми, развивающими игрушками;

- приобретены для I  младшей группы шкаф в уголок природы, в старшую группу – стенка в художественно-речевую зону;

- оборудованы прогулочные площадки;

- оборудована спортивная площадка на территории ДОУ;

- созданы условия для проведения музыкальных и физкультурных занятий в музыкально-спортивном зале;

- постоянно обновляется и пополняется  оборудование для физкультурных и музыкальных занятий;

- приобретены и оформлены стенды «Моя малая Родина», «Логопедическая работа в ДОУ», «Методическая работа», «Музыкальное воспитание»;

- приобретена видеотехника, музыкальный центр, мультимедиа.

     В 2010 – 2011 учебном году намеченные мероприятия по приобретению:

- дидактического стола «Вода-песок»;

- элементов для сенсорной комнаты и совмещение их с зимним садом, реализованы не были, в виду недостаточности финансирования. В 2011 – 2012 учебном году планируется изыскать возможности (привлечение спонсорских средств) по их приобретению.

     Анализ решения приоритетных задач, стоявших перед коллективом ДОУ в 2010 – 2011 учебном году и результаты диагностики детей выпускной в школу группы, дают возможность считать работу детского сада успешной.

     Выпускники ДОУ своими результатами обучения в школе подтверждают стабильность и успешность работы детского сада. По выпускникам (18 человек) 2009 – 2010 учебного года имеются следующие данные:

- на «хорошо» и «отлично» учатся – 14 человек;

- на «удовлетворительно» - 4 человека.

     Решая задачу повышения качества воспитательно-образовательного процесса определить следующие задачи на 2011 – 2012 учебный год:

  1. Продолжать охранять жизнь и здоровье детей, снижать заболеваемость, через развитие здоровьесберегающей среды.

 

  1. Совершенствовать методы и приёмы работы по социально-нравственному воспитанию, через ознакомление дошкольников с трудом взрослых.

  1. Способствовать эмоциональной отзывчивости детей на произведения искусства, посредством классической музыки и изобразительного искусства.

  1. Использовать разнообразные формы работы с родителями для воспитания правильной разговорной речи в общении с детьми и окружающими.



Предварительный просмотр:

                                                ПЕДСОВЕТ

             

Тема: «Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации

           детей».

Цель: Определить понятия: «социальное развитие», «патриотическое

          воспитание», «гражданское воспитание», «нравственное воспитание».

          Систематизировать знания педагогов по воспитанию ребенка в мире

          социальных отношений.

    №

   п/п

                         Содержание

        Ответственные

    1.

1. Отчет о выполнении решений предыдущего педсовета;

2. Вступительное слово по теме педсовета «Социальное развитие дошкольника – процесс усвоения дошкольниками окружающего мира»;

заведующая ДОУ

                           

    2.

1. Итоги тематического контроля

«Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации детей»:

а) планирование воспитательно-образовательной работы с детьми;

б) ЗУН детей;

в) ЗУН педагогов;

г) итоги взаимопосещений;

д) открытый просмотр занятия в подго-товительной группе;

е) наглядная информация для родителей;

2.  Дискуссия по анализу ответов анкетирования родителей;

3. «Сущность понятий «социальное развитие», «нравственное развитие». Содержание понятия «социально-нравственное воспитание».

зам.зав. по ВМР

                   

    3.

Доклад «Характеристика гуманных отношений детей к окружающим (доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости), их роль в общении»;

воспитатель

                       

    4.

Сообщение из опыта работы:

1. «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации ребенка»;

   

2.«Осознание себя и других в отношениях с другими»;

воспитатель

воспитатель

    5.

Круглый стол «Человек и его чувства»

I. Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли вы с утверждением, что чувства могут дать человеку большую информацию о самом себе?

2. Легко ли осознавать собственные чувства?

3. Удается ли самому родителю оставаться с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства? Если нет, то что этому мешает?

4. Многим людям бывает легче сказать, что они думают, чем описать, что он чувствует. Почему?

II. Упражнение «Рисуем свое чувство»

(педагогам предлагается прислушаться к самим себе и определить то чувство, которое они ощущают в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать то, что соответствует этому чувству, дать комментарий к своему рисунку).

зам.зав. по ВМР:

                     

    6.

Обсуждение проекта решения педагогического совета

зам.зав. по ВМР

                   

                                            ПОДГОТОВКА   К   ПЕДСОВЕТУ

    №

   п/п

                         Содержание

            Ответственные

    1.

Тематический контроль «Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации детей»

зам.зав. по ВМР:

                   

    2.

Педчас «»Как помочь ребенку управлять своими эмоциями»

воспитатель                            

    3.

Открытый просмотр занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе

воспитатель

                     

    4.

Составление перспективного планирования

воспитатели групп

    5.

Консультация «Методы и приемы при ознакомлении детей с трудом взрослых»

воспитатель:

                     

    6.

Смотр-конкурс «Создание в группе условий для социализации детей»

заведующая ДОУ;                        

зам.зав. по ВМР;          

воспитатель ИЗО;

             

    7.

Анкетирование педагогов «Личность педагога в социально-нравственном воспитании детей»

зам. зав. по ВМР

   8.

Взаимопосещения педагогов

воспитатели

                     

           

                                                             ЛИТЕРАТУРА:

1. Белая К.Ю. «Педсовет в дошкольном образовательном учреждении. Подготовка и проведение», Москва, 2008 г., стр. 38;

2. Скоролупова О.А. «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ», 2010 г., стр. 126;

3. Скоролупова О.А. «Тематический контроль в дошкольном образовательном

    учреждении», 2005 г., стр. 93;

4. Минкевич Л.В. «Тематические педсоветы в детском саду», Санкт-Петербург,

    2010 г., стр. 63;

5. Елжова Н.В. «Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения», изд. 2, 2011 г., стр. 244;

6. Осипова Л.Е. «Родительские собрания в детском саду (подготовительная группа)», 2008 г., стр. 28;

7. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду (старшая группа)», 2010 г. ,  стр. 262;

8. Свирская Лидия «Утро радостных встреч», Москва, 2010 г., стр. 204;

9. Семенака С.И. «Учимся сочувствовать, сопереживать (коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет)», Москва, 2004 г., стр. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по "Развитию речи" в средней группе Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"

Конспект занятия по "Развитию речи"  в средней группе  Пересказ сказки " Пузырь, соломинка и лапоть"...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе. Тема: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть".

Конспект НОД по развитию речи средней группе на тему: «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».Задачи: - учить детей подбирать нужные по смыслу слова и заканчивать фразу, начату...