Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме:
    "Транспорт"

    Светлана Владимировна Сударкина

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию коммуникативных способностей в средней группе детского сада. Конспект НОД составлен по программе "Детский сад 2100".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx23.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №112»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности

    по развитию коммуникативных способностей

    в средней группе (1)

    Тема «Транспорт»

    Воспитатель. С.В. Сударкина

    Программные задачи:

    Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о  видах  транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта.  Формировать интерес к технике

    Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот.  Развивать умение строить  полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность,  дисциплинированность,

    Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.

    Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки.

    Образовательная область «Чтение  художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения.

    Образовательная область «Здоровье»: предупреждать  утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

    Материал к занятию: игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин,  наглядные пособия: плакат  по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»

    Организация детей на занятии:  дети передвигаются по групповой комнате.

    Методические приемы:

    1. Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
    2. Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку»
    3. Демонстрационный: наглядный материал

    Ход  непосредственно-образовательной деятельности:

    Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

    Воспитатель:

    "Собрались все дети в круг,
    Я твой друг и ты мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся.
    И  друг другу улыбнёмся"

    Воспитатель:

    - Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые  игрушки – Ежик и Лисенок.  Им не терпится  рассказать нам историю, которая произошла с ними.

    - Однажды семья Ежика и Лисенка  долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок  стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).

    - Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок  удивленно.

    - Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе)

    - Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются  с 2-3 детьми.

    - Как вы думаете, какой это транспорт?

    - Где он ходит? (по земле)

    - Значит, как его можно назвать? (наземный)

    - Ребята, а вы знаете,  для чего он нужен? (Перевозить  людей, грузы)

    - А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)

    -Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт»  (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).

    - Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?

    - Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили)  (опросить 4-5 чел)

    - Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»

    Динамическая пауза «Цветные автомобили»

    (Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый.  Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.

    Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение  по сигналу подъезжают  к своим  гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)

    После игры воспитатель собирает детей около себя.

    Воспитатель:

    - Ребята, послушайте стихотворение.

    Несёт кораблик по волнам
    И в стороны качает.
    Куда несёт, не знает сам,
    И скоро ли причалит.

    По морю лодочка плывёт,
    Попутный дует  ветер.
    Кораблик свой замедлил ход:
    Он лодочку приметил.

    - Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

    - Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой  висят плакаты с изображением водного транспорта).

    - Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

    - А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

    - Какой это транспорт?

    - Где он ходит? (по воде, значит – водный)

    - Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

    А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна)

    - Ребята, а вы знаете,  для чего нужен водный транспорт? (Перевозить  людей, грузы)

    - А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

    -Ребята, предлагают поиграть  в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.

    Физминутка

    Игра «Море волнуется»

    Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик

    Ежик и Лисенок:

    - Ой, что это такое?

    Воспитатель:

    - Ребята, что это? (самолет)

    - К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)

    - Почему? (он летает в воздухе)

    - Правильно,  ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным.  Он нам нужен для того, чтобы  перевозить  людей, грузы.

    - Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели

    - А вы  знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

    Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

     (игра с использованием мяча)

    Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)

    Легковые – (автомобили)

    Легковая – (машина)

    Грузовой – (корабль, грузовик)

    Плавающий – (катер, корабль)

    Плавающая – (яхта, лодка)

    Летящий – (самолет, вертолет)

    Летящая – (ракета)

    Длинный – (самолет)

    Длинные – (самолеты)

    - Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики)

    - Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)

    Итог занятия.  Воспитатель предлагает детям  стать в круг.

    - Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?

    - Что вы узнали нового?

    - Что вам было интересно?

    -Что показалось трудным?

    Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает  желающим  детям воды, посетить туалетную комнату).