Практико-ориентированный краткосрочный внутренний групповой проект для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся экспериментировать.                                                      Реализация проекта по тематике «Где живут витамины?» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "ГДЕ ЖИВУТ ВИТАМИНЫ?"

Автор: Головина Марина Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории, г. Самара

Вид, тип проекта: краткосрочный внутренний групповой, практико-ориентированный.

Место проведения: МБДОУ детский сад №378 г. о. Самара

Сроки проведения: 1 неделя.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ОНР; родители; педагоги.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся экспериментировать.                                                      Реализация проекта по тематике «Где живут витамины?» обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и родителей.

Актуальность     

Правильное питание – залог здоровья

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей. Так, по мнению врачей-педиатров при дефиците витаминов группы В  мышцы плохо сокращаются, снижен их тонус (так называемый симптом «вялых плеч», в том числе и тонус брюшных мышц, а следовательно, нарушено дыхание. Особенно отрицательно дефицит витаминов группы В сказывается на мышцах, длительно находящихся в состоянии перенапряжения. Нарушается белковый обмен в мышцах и вследствие дефицита витамина С. Недостаток витамина С сказывается и на прочности сухожилий и связок. Дефицит жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина Д ведет к рахиту. За последние 10-15 лет наш рацион сильно изменился . Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни .  Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

В  рамках реализации задач по этому направлению был создан проект по теме: «Где живут витамины?»                

Технология проекта

Поисковый этап

Дети:1.        Определяют свои потребности

          2.        Вживаются в игровую ситуацию

          3.        Осознают и личностно воспринимают проблему

Педагог: 1.        Создает проблемную ситуацию и формирует ее

                2.        Определяет задачи

                3.        Предполагает источник информации

Результат: сформулирована проблема

Аналитический этап

Дети: 1.        Систематизируют информацию

          2.        Планируют совместную деятельность

          3.        Распределяются по группам

Педагог: 1.        Формирует цель проекта ,его задачи

                2.        Помогает спланировать деятельность детям

                3.        Решает задачу организации совместной деятельности

Родители: 1.        Помогают собрать информацию о витаминах

                  2.        Обеспечивают натуральные овощи для реализации проекта и техническое обеспечение (соковыжималка, блендер, шинковка)

Результат: сформулированы цели, задачи, составлен план работы

Практический этап

Дети: 1. Выполняют необходимые гигиенические процедуры

           2. Отбирают необходимые продукты и приспособления

           3. Совместно готовят блюда, совещаются, дегустируют блюда, делятся вкусовыми ощущениями

          4. Дают названия блюда

Педагог: 1. Организует работу

                2.Оказывает практическую помощь и даёт рекомендации

                3.Следит за выполнением правил безопасности

                4.Контролирует процесс дегустации

Родители: 1.Оказывают помощь детям

                  2. Следят за техникой безопасности

                  3. Помогают в оформлении блюд

Результат: салаты, соки, пюре

Презентационный этап

Дети: 1. Готовят презентацию блюд

           2. Представляют его гостям

           3. Участвуют в общей дегустации

           4. Делают выводы

Педагог: 1. Организует место и время проведения презентации

                2. Наблюдает за участием детей в дискуссии

Родители: принимают участие в дегустации блюд

Результат: праздник «Витамины на нашем столе»

Контрольный этап

Дети: 1. Дают оценку своей работе

           2. Определяют цель нового проекта «Книга витаминных рецептов»

Педагог: 1. Мотивирует детей к оценке

                2. Постановка новой проблемы

Родители: дают оценку.

Результат: листы оценки.

Реальная ситуация
Детям в саду на обед дали луковый салат с зеленым горошком. Юля и
Коля сказали: «Мы такой салат не любим, он не вкусный» и отказались его
есть.
Так родилась идея проекта «Где живут витамины».
Цель: познакомить детей с витаминами, которые есть в овощах.
Задачи:
1.Расширить знания детей о витаминах и их роли в сохранении и укреплении здоровья.
2. Закрепить знания детей об овощах; умение образовать относительные прилагательные; расширить словарь по теме «Овощи»; различать овощи
по запаху, вкусу, на ощупь.
3.Развивать желание экспериментировать.
4.Формировать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми
деятельности.
План работы над проектом.
1.Сбор информации о витаминах, которые есть в овощах .

2. Подготовка бытовой техники: соковыжималка, шинковка,
блендер.
3.Подготовка овощей для приготовления салатов, соков,
пюре.
4. Погружение в игровую ситуацию.
5. Проведение группового праздника «Витамины на нашем
столе» совместно с родителями.
6.Дегустация блюд.
7. Самоанализ и саморефлексия.
8. Определение цели нового проекта.

Ход проекта.
Погружение в игровую ситуацию.
Воспитатель приносит в группу письмо и посылку.
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо и посылка. Вы хотите узнать, от кого это? (ответы детей).
Воспитатель. Давайте прочитаем! (читает обратный адрес на письме).
«Цветочный город, от Знайки» (вскрывает конверт).
«Здравствуйте дорогие ребята!
Пишет вам коротышка из цветочного города, Знайка. Этой осенью
мы собрали богатый урожай овощей. Все коротышки нашего города радуются, только один Незнайка недоволен. Он не любит,  есть тыквенную кашу; отказывается от салата с зеленым луком и чесноком. Говорит, что это все невкусно.
«Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет,
Фанту, спрайт и пепси-колу!»
Но ведь это все так вредно для детского организма.
Ребята, пожалуйста, помогите убедить Незнайку, что овощи нельзя
заменить конфетами, ведь они так необходимы для здоровья!
Посылаю вам посылку с витаминами.
Заранее вам благодарен за помощь!.
Будьте здоровы!
Знайка»
Воспитатель. Ребята, как же нам помочь Знайке и его другу коротышке Незнайке.
Ответы детей (поиск решения проблемы).
Воспитатель. А мы с вами забыли про посылку?
Как вы думаете, что в ней лежит.
Дети высказывают свои предположения и предлагают открыть ящик.
Воспитатель открывает крышку.
Воспитатель. Тут лежит какая-то книжечка «Полезные загадки».  Давайте попробуем их отгадать (дети отгадывают загадки, объясняя, по каким
признакам они догадались, о чем идет речь).
1. Расту в земле на грядке,
Красная, длинная, сладкая.

1 ребенок: морковь, потому что она длинная, красная и
сладкая, вкусная, хрустящая
2. Как надела сто рубах,
Захрустела  на зубах,:                                                                                                                                 2 ребёнок:  капуста, большая, круглая, хрустящая.
3. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю, крепко.
Что же это?
3 ребенок: репа, потому, что она желтая, круглая, твердая
и растет на грядке.
4. Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Желтые, соленые,
Отгадайте, Молодцы,
Как зовут нас?
4 ребенок: огурцы, они зеленые, хрустящие, сочные, а зимой
соленые.
5. Прежде, чем мы его съели,
Все наплакаться успели.
5 ребенок: это лук, потому что,
когда его режут, то плачут.
6 ребенок: лук — круглый, горький, полезный.
6.Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
7 ребенок:  это помидор, он круглый и красный,
сочный, витаминный.
Воспитатель. А как помидор еще называют?
Дети: томат
7.Велика, тяжела
Золотая голова,
Отдохнуть прилегла.

Голова велика,
Только шея тонка.
8 ребенок:  тыква, она крупная, желтая и круглая.
8.Разноцветный, как фонарик,
Иногда похож на шарик.
Он блестящий, крепкий, гладкий,
Догадались?
9 ребенок:  перец сладкий, потому что гладкий,
блестящий, бывает красный, зеленый.
Воспитатель. Все загадки вы разгадали правильно. А как можно все
это назвать, одним словом?
Дети. Это овощи.
Воспитатель. А где растут овощи.
Дети. В огороде, на грядке.
Воспитатель. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить.
Все без исключения - в этом нет сомнения.
Но вот только я никак не пойму, про какие витамины писал  Знай-
ка? (ответы детей)
Оказывается в овощах содержатся витамины, которые необходимы
всем людям, чтобы быть здоровыми, бодрыми и румяными.
Воспитатель. А какие Витамины есть в овощах (дети называют витамины, которые знают).
Воспитатель. А в посылке есть книжечка-раскладушка «Где живут
витамины?», она то нам и подскажет  в каких овощах, какие витамины живут и какую пользу приносят организму человека (воспитатель достает книжку и
выставляет ее перед детьми).
Большими буквами обозначены витамины: А, В, С, Е, Р, а вокруг находятся овощи (картинки ) по которым мы сможем быстро определить какой
витамин в овоще живет.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, отвечает на возникшие у детей вопросы и предлагает поиграть.
Игра «Витаминные семейки».
Цель: уметь различать овощи на ощупь, по запаху, вкусу; обогащать
знания детей о витаминах, их пользе для здоровья.
Педагог закрывает глаза одному из детей и предлагает вынуть из посылки один из овощей и на ощупь определить его (по запаху, вкусу).
После того, как ребёнок  верно назовет овощ, он открывает глаза и
определяет по книжке-раскладушке, какой витамин содержится в этом овоще.

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что в одном овоще может
быть несколько витаминов.
Дети по очереди выполняют правила игры и раскладывают все овощи по витаминным семейкам: А, В, С, Е, Р.
Затем   воспитатель  рассказывает детям о влиянии витаминов на организм человека.
Воспитатель. Посмотрите, какие большие витаминные семейки получились!
В каждой польза есть и вкус,
А решать я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Ребята, какой вывод мы можем сделать?
(дети рассуждают, делают вывод о том, как важны витамины для
здоровья человека).
Воспитатель. Вот мы с вами и  выяснили  почему необходимо есть
овощи.
Но как же мы заставим Незнайку их есть.
( Ответы детей).
Воспитатель решает вместе с детьми приготовить витаминные угощения для коротышки Незнайки.

Праздник «Витамины на нашем столе»
проводится в группе во второй  половине дня. В нем принимают участие дети
вместе с родителями.
Звучит веселая музыка.
На столах стоят блюда с овощами и бытовая техника (соковыжималка, шинковка, блендер).
Воспитатель. Чтоб здоровым,
Сильным быть,
Надо овощи любить.

Все без исключения -
В этом нет сомнения.
( Вбегает Незнайка).
Незнайка. Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет!
Воспитатель. Кто это такой?
Дети. Это Незнайка из Цветочного города.
Незнайка. Да, это я (топает ногой и падает).
Воспитатель. Ой, Незнайка, что с тобой, ты не ушибся?
Незнайка (плачет). Кажется, я что-то сломал.
Это вы все со своим винегретом.
Воспитатель. Ребята, посмотрите-ка на него. Он бледный, вялый, сердитый.
Что-то с ним случилось.
Дети. Он плохо ест, у него что-то болит (дети высказывают свои
предположения).
Воспитатель. Незнайка просто совсем ослаб, ведь он не ест овощи, а значит
не получает нужных витаминов, чтобы быть здоровым. Как же нам поступить. Дети предлагают изготовить для Незнайки вкусные витаминные,
овощные блюда.
Воспитатель. А что можно готовить из овощей?
Дети. Салаты, соки, пюре, их можно варить, жарить, тушить...
Воспитатель. Давайте разделимся на три группы. Каждая будет готовить
свое угощенье, а в этом вам помогут ваши мамы. А что нам поможет быстро
приготовить салат, сок и пюре.
Дети. Соковыжималка быстро выжимает сок.
Блендер быстро приготовит пюре, а шинковка поможет натереть овощи.
Воспитатель. Чем еще наши блюда должны привлечь внимание Незнайки.
Дети. Они должны быть вкусными; красивыми, аппетитными.

Воспитатель.
Чистим овощи в салат -
Весь в заботах детский сад,
Перец, репу и морковку
Режем для салата ловко.
Ну а тыква — просто чудо,
Вес ее почти два пуда!
В ней земли родимой соки,
Солнца свет веселый в ней!
Уплетай за обе щеки —
Будешь всех ребят сильней.
Дети объединяются в небольшие группы, на помощь им приходят
родители. Каждая кулинарная группа обсуждает, что она будет  готовить  и
какой прибор им понадобится; дети надевают фартуки, моют руки, отбирают
необходимые овощи и начинают работу.
В процессе работы взрослые помогают нарезать, почистить овощи,
следят за техникой безопасности при работе с бытовой техникой.
Дети смешивают продукты, добавляют по вкусу соль, сахар, масло,
мед и т.д. Пробуя  блюда  вносят изменения в их состав. Отбирают необходимую посуду: салатник, графин; перекладывают в них содержимое; украшают блюдо, придумывают ему название.
Презентация.
Звучит веселая музыка.
От каждой группы выходить представитель, который  рассказывает  из
чего сделан салат (сок, пюре) и чем полезен.
1. Капустно-перечно-огуречный салат «Витаминный фейерверк» в
нем содержатся витамины: А, С, Е, Р. Они необходимы для того, чтобы были: здоровая кожа, хорошее зрение, сильные мышцы.
2. Тыквенно -морковный сок «Зоркий глаз» в нем содержится вита-
мин А, который влияет на зрение людей .
Томатно-капустный сок «Румяные щечки», содержит витамин С,
который защищает от микробов и вирусов.
3. Капустно-морковно-томатное пюре «Силач» содержит витамины
А, С, В, дает силу, здоровье, ловкость.
Незнайка (дегустирует все блюда).
Ой,  какая красота,
Это все так вкусно выглядит, так и хочется попробовать (пробует салат «Силач» показывает свою силу).

И правда столько силы появилось (пробует соки).
Воспитатель. Посмотрите-ка у Незнайки стали веселые глаза и румяные щеки.
(Незнайка пробует салат «Витаминный фейерверк»).
Незнайка. После такого вкусного угощения мне захотелось прыгать,
петь и танцевать.
Всех приглашаю в хоровод «Урожай собирай» (слова Т. Волниной,
музыка А. Филиппенко)
Все участники встают в круг и берутся за руки.
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собираем.                                  Хлопают в ладоши.
И на зиму запасаем!
Ой - да собирай,
И на зиму запасай!                                  Кружатся.
Мы - ребята молодцы,
Собираем огурцы,
И фасоль, И горох,                                   Стоят на месте собирают огурцы.
Урожай у нас неплох!
Ой -да, и горох.                                          Кружатся.
Урожай у нас неплох!
Ты пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай                                   Пружинка.
И в корзину полезай!
Ой - да, не зевай,
И в корзину полезай!                                Кружатся.
Едем, едем мы домой,
На машине грузовой.                                Идут,  друг за другом поворачивают
Ворота отворяй,                                         воображаемый руль.
Едет с поля урожай!
Ой - да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Незнайка. Спасибо вам ребята, теперь я всегда  буду есть овощи. Но у
нас в Цветочном городе никто не умеет такие витаминные блюда готовить.
Воспитатель: что же нам делать?
Дети: надо их написать в книгу.
Незнайка. И правда, вы напишите нам книгу с рецептами и пришлете. Пусть все попробуют.
А мне пора уезжать.
Спасибо вам ребята.
До свидания.
(Дети прощаются с Незнайкой).
Воспитатель. Ребята, а вам понравился наш праздник
(ответы детей).

Вот на столе лежат овощи (муляжи): морковь, огурец, лук (на каждого ребенка).
Если вам очень понравилось участвовать в празднике, то поднимите
морковку, если просто понравилось - огурец, а если совсем не понравилось — лук.
(Все дети оценили свою деятельность положительно).
Воспитатель предлагает родителям высказать свое мнение о проделанной работе, оценить деятельность детей.

Литература
1.Артёмова Л.В.
Окружающий мир в дидактических играх дошкольников:- М .: Просвещение,
1 992. —96с.
2.Вахрушев А.А.‚ Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.
Здравствуй мир ! Окружающий мир для дошкольников. Методические
рекомендации для воспитателей ‚ учителей , родителей. — М.:  « Баласс »,
1999:” 192с.
З. Исцеляющие продукты. Энциклопедия натурального питания:-
Челябинск: пер. с англ. НВП «Пластик — информ»,1994. -464 с.
4.Ковалёва Т.
Витамины и минералы - незаменимые компоненты питания.// Дошкольное
воспитание. -2006. - ЮЗ.
5.Швайко Г.С.
Игры и игровые упражнения по развитию речи. — М.:  Айрис-пресс ‚ 2006.-
176 с.
6.Шорыгина Т.А.
Стихи к детским праздникам. — М. Издательство ГНОМ ‚2006-640.
7.Шорыгина Т.А.
Овощи. Какие они? - М.‚2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к групповому проекту для детей 5-6 лет с ОНР "Где живут витамины"

•Цель: познакомить детей с витаминами, которые есть в овощах•Задачи:1.Расширить знания детей о витаминах и их роли в сохранении и укреплении здоровья2.Закрепить знания детей об овощах; умение об...

Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...

Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"

Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности  и богатства. Экологическое направление работы Д...

«Умные игры» Проект (краткосрочный) Тип: практико - ориентированный II младшая группа Проблема: -Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм. Обоснование проблемы: 1. Неумение и нежелание детей младшей группы играть в настольно –

laquo;Умные игры»Проект (краткосрочный)Тип: практико - ориентированныйII младшая группаПроблема:-Внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.Обоснование проблемы:1. ...

Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"

Актуальность темы:         Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...

Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"

Актуальность темы:         Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...