"Что такое сказка?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Аскарова  - Низамутдинова Фанура Сынтимеровна

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtotakoe_skazka.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы.

Тема: Что такое сказка?

Программное содержание:   Формировать понятие о жанре «сказка».   учить                           определять вид сказок (волшебные, бытовые, о животных);                                       закрепить понятие  «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок;  развивать мышление, воображение;  воспитывать  интерес к  русскому фольклору.

Методы и приемы: Сюрпризный момент; беседа о фольклоре, о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, рисование по  мотивам сказок, лепка, игры - инсценировки

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель , одетый  сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время  таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки?  Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве,  в тридевятом царстве,  в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

  1. Волшебные сказки
  2. Сказки о животных.
  3. Бытовые сказки   (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая….     Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она?  (ответы детей ) Правильно, дети. Вот   сказки и спорили. Спорили  долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Заходит девочка –  в сказочном костюме волшебной сказки)

В.С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше  всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В.С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В.С. Потому  что только в моих сказках живут отважные  герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы  знаете   сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В.С.  Во всех  моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие – нибудь  волшебные предметы  из волшебных сказок?  (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В.С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех! (Кланяется, дети хлопают).

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, (Приглашает  еще одну девочку в костюме сказки)

Воспитатель. Здравствуй, моя помощница!

С.Ж. Здравствуйте! Узнали вы меня? Да, правильно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся ,переживают…

В.С. А у тебя есть волшебные помощники?

С.Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами.  Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом  деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель.  К нам пожаловала еще одна гостья!

Б.С. Здравствуйте! Я- королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки!  Герои моих  сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все  запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них  самая – самая…. все картинки перепутали.  Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают  одной из сказок. Воспитатель,  при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают  взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки  нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по своему. Но все таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы  с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок.(Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных,  проводится игра "Инсценируем ")

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки».  Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем разойтись по домам, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...